Компания будет вынуждена отменить 235 поездов и уволить 3 тыс. железнодорожников по всей России. Логично обратиться с вопросом о финансировании в Минфин, Минэкономразвития и к региональным властям.
В последнее время СМИ достаточно много пишут о грядущем подорожании проезда в плацкартных вагонах поездов дальнего следования и возможной отмене льгот для студентов. Понятно, что радости это у людей не вызывает, более того, может привести к серьезным недовольствам, как и отмена электричек в ряде регионов. Весь негатив, возникающий в этой связи, направляется на ОАО «РЖД», хотя логичнее переадресовать поставленные вопросы в Минфин, Минэкономразвития и региональным властям. Ведь в данном случае речь идет о сегменте пассажирских перевозок, дотируемом государством.
Раньше, в системе МПС, когда убытки от социальных перевозок покрывались за счет прибыли от грузовых перевозок, такой проблемы не было. Народ у нас, конечно, привык к этому. Теперь «общего котла» нет, и, чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации. К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так, в бюджетном плане на 2013 г. определен общий объем субсидий – 38,5 млрд руб. Эти средства предусмотрены на «компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием».
Это существенная сумма, но она не соответствует расчетам, утвержденным государством. Субсидии необходимы на трех направлениях: пригородных перевозках, плацкарте и льготах для школьников и студентов.
В прошлом году на субсидирование пригорода было выделено 25 млрд руб., потребность этого года не меньше. Далее – 3,6 млрд руб. необходимо для поддержания 50-процентной льготы учащимся, а на дотирование регулируемого сегмента дальних перевозок (плацкарт), по расчетам «Федеральной пассажирской компании», нужно еще не менее 36 млрд. рублей.
Считаем: не хватает более 26 млрд руб.!
Таким образом, социальная нагрузка переносится на плечи железнодорожников. Мы этой ответственности не избегаем, и ОАО «РЖД» полностью выполняет свои обязательства, например, по обновлению вагонного парка электропоездов и вокзального хозяйства. Но, в связи с продажей высокодоходных активов, у нас все меньше и меньше финансовых возможностей для этого. Мы работаем в рыночных условиях, решение государственных социальных задач, в общем-то, не является сферой ответственности коммерческих компаний. Как госкомпания мы выполняем соответствующий государственный заказ на перевозки, но как бизнес-структура, работающая в рыночных условиях, мы отвечаем перед государством и за финансовый результат своей деятельности.
Для сокращения дефицита ОАО «ФПК» будет вынуждено отменить около 235 поездов, причем часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!
Под угрозу увольнения попадет около 3 тысяч железнодорожников по всей России. И, конечно, придется значительно сократить программы ремонта и обновления подвижного состава...
Не говорю уже про то, что удорожание билетов в социально значимом сегменте ж/д перевозок может привести к определенной напряженности в обществе. Мы эту позицию активно транслируем в соответствующие правительственные структуры. Посмотрим, каким будет окончательный бюджет, тогда и станем принимать решения и публично их разъяснять.
Колонка написана на основе записи в личном блоге Владимира Якунина в Живом Журнале