Сайт 003ms.ru был создан в 1998 г. на основе телефонной справочной службы Набережных Челнов. Из провинциального сервиса он стал федеральным игроком и уже вышел в Украину, Казахстан и Белоруссию.
Справочный сервис «справмедика» появился как ответ на потребительский бум. Учредители решили, что покупатели нуждаются в справочной службе, которая бы обобщала, структурировала информацию о наличии лекарств и медицинских услуг. Они оказались правы. Сегодня спрос на информацию сайта, например, из казани составляет 3,5 тыс., а из Санкт-Петербурга – почти 8 тыс. запросов в день. В совокупности общая посещаемость ресурса в россии достигла отметки в 2 млн. уникальных посетителей в месяц.
Собирать и проверять
Всего сайт «справмедика» представляет информацию по 79 городам. Хотя изначально сервис развивался как телефонная справочная служба, которая до 2010 г. работала в Набережных Челнах, нижнекамску и елабуге.
«В крупнейших городах, таких как москва, санкт-петербург, уфа и в татарстане система работает в совокупности с колл-центром. В остальных городах россии – только в интернете», - рассказывает Рафаил КАЗАКОВ, директор компании.
На заре этого бизнеса в 1998 г. команда была сформирована из провизоров, фармацевтов, программистов – молодых специалистов, которые к сегодняшнему дню сильно выросли по карьерной лестнице и занимают должности руководителей подразделений. В 2010 г. была разработана и зарегистрирована торговая марка «справмедика». Всего в компании сегодня занято 33 специалиста, работает собственная IT-лаборатория и колл-центр, расположенные в it-парке Челнов. Сотрудники «Справмедики» собирают информацию о наличии лекарств и медицинских услуг, обрабатывают ее, приводят к единой форме. Постоянной актуализации требует информация о существовании самого медцентра или аптеки, контактов, наличии всех заявленных товаров и услуг.
«Мы систематически делаем рассылку с напоминанием о необходимости корректировки данных по медицинским услугам. В нашей программе видно, кто из партнеров своевременно не предоставил прайс-лист с обновленными данными о наличии лекарств и медицинских услуг. Таким компаниям отправляется уведомление. Иногда нам перезванивают покупатели и сообщают, что позиция отсутствует в данной клинике или аптеке. Такая позиция переводится в специальный буфер, - рассказывает Рафаил КАЗАКОВ. - Периодически специалист направляет в компанию перечень позиций, которые требуется уточнить, корректировки осуществляются самостоятельно работниками медучреждений в личном кабинете или по звонку нашим специалистам. Без согласования с клиникой или аптекой, основываясь только на жалобах населения данные не корректируются».
«Справмедика» зарабатывает на рекламе и абонентской плате партнеров, размещающих информацию на портале. Все дополнительные сервисы - бесплатные, как для партнеров, так и для населения, они создаются для улучшения качества обслуживания и расширения спектра предоставляемых услуг. В 2012 г. был запущен и работает еще один проект «Справмедики» - аутсорсинговый справочный колл-центр для крупных аптечных сетей на аппаратно-программном комплексе, написанном в IT-лаборатории компании.
«В 2006 г. впервые на территории татарстана нами была внедрена программа автоматизированных ответов на звонки, благодаря которой увеличилась эффективность работы специалистов на 50%. Эта же программа «колл-центр» используется для приема и обработки звонков аутсорсинговых партнеров. Нашим партнерам мы предлагаем и справочно-информационные услуги, и услуги аутсорсинга. Такая взаимосвязь сокращает часть затрат. Например, полностью сокращается дорогостоящая статья и трудоемкая работа по распознание прайс-листов аптечной сети», - рассказывает г-н Казаков.
На данный момент по схеме аутсорсинга «справмедика» обслуживает несколько аптечных сетей Москвы и Уфы.
В соцсети и СНГ
В перспективе проект будет еще больше расширять географию с привлечением партнеров, предполагает г-н Казаков. Уже сегодня «Справмедика» стала мультиязычным сайтом – он запущен в украине, белоруссии, казахстане. В каждой из стран применяется два языка - русский и государственный. Выход в другие города в компании намерены осуществлять, в том числе, и франчайзингом. В прошлом году «справмедика» продала первую франшизу – в новокузнецк, и Рафаил КАЗАКОВ говорит, что это пока эксперимент. Проект в этом городе находится на стадии заключения договоров с аптеками и медицинскими центрами. Запустить франшизу в своем городе будет стоить около 400 тыс. руб., которые должны окупиться примерно за 4 месяца, говорят в «Справмедике». Паушального взноса не предусмотрено, роялти – 30 тыс. руб. с 3-го месяца и 50 тыс. руб. – со второго года.
Для продвижения «справмедика» использует традиционные для интернет-проектов каналы: СЕО-оптимизация силами штатного сотрудника, контекстная реклама в «яндексе». В итоге в поисковых системах по всем лекарствам, медицинским услугам и анализам «справмедика» выдается на лидирующих позициях. В скором времени будет пущен новый сайт, более хорошо отвечающий нормам поисковых систем. Сейчас он тестируется в нижнекамске. Пока в соцсетях «Справмедику» отыскать сложно, но эта ситуация скоро изменится, говорит Рафаил КАЗАКОВ:
«Мы понимаем, что соцсети - большая целевая аудитория. Пока в соцсетях заведены аккаунты с информацией о «Справмедике», «вконтакте» есть наше приложение по поиску лекарств и медицинских услуг».
Сейчас же «Справмедика» фокусируется на запуске новых сервисов.
«В планах подключить дополнительные сервисы для населения: запись на прием к врачу, онлайн консультация, онлайн заказ и бронирование лекарств, - рассказывает Рафаил КАЗАКОВ. – Мы, являясь информационной службой, не продаем лекарства - это не наша задача и на это требуется лицензия. Но может помочь потребителю их найти в аптеках города, либо он сможет в скором времени подать заявку, которая будет применяться в случае отсутствия необходимой покупателю позиции в системе. Аптека сможет забронировать заявку и связаться с клиентом».
Конкуренты у «Справмедики» - в основном московские сервисы. То, как развивается интернет, поисковые алгоритмы заставляет руководителя IT-проекта всегда очень внимательно изучать все популярные интернет-ресурсы.
«Ведь это готовые знания и идеи - совершенствование поисковых алгоритмов, чувствительность поисковых систем к запросам пользователей заставляет нас постоянно совершенствовать свои разработки», - резюмирует Рафаил КАЗАКОВ.