Меню

Стандарты казанской роскоши

Рынок люксовых товаров начался, как и вся торговля 90-х, с челноков. Тогда возили «люкс» в Казань люди с самым разным образованием и трудовым опытом. Они формировали ассортимент, основываясь на

Казанский рынок люксовых товаров создали местные игроки. Сначала они формировали рынок на свой вкус, теперь подгоняют их под стандарты, которые устанавливают марки. Хотя сами международные бренды в Казань не торопятся, рентабельность бизнеса местных игроков их не устраивает.

Рынок люксовых товаров начался, как и вся торговля 90-х, с челноков. Тогда возили «люкс» в Казань люди с самым разным образованием и трудовым опытом. Они формировали ассортимент, основываясь на своих вкусах и интуитивных представлениях о том, что может продаться. Так как предложения тогда не существовало вовсе, потребители приобретали все, что завозили продавцы.

Несмотря на то, что рынок люксовой одежды имеет 20-летнюю историю, его участники говорят, что он и сегодня лишь формируется. Его делят между собой несколько предпринимателей, некоторые из которых ввозят одежду из-за рубежа, а другие производят под собственным брендом.

Казани далеко до Chanel

Говорить о развитости местного рынка не приходится. Лишь четыре из всех магазинов одежды Казани — франчайзи мировых брендов: Hugo Boss, Corneliani, Escada, Escada Sport. По мнению генерального директора Fashion Group Volkof Эльмиры Писаревой, для такого города, как Казань, «это просто смешно». В соседней Самаре, сравнивает г-жа Писарева, франчайзинговых магазинов много, в том числе Louis Vuitton. «А чем Казань хуже?» — удивляется она. То же удивление у директора по рекламе группы компаний MID Нины Галеевой (магазины Montblanc, Versale): «Те часы, которые с успехом продаются в Самаре, в Казани еще даже не представлены». C Самарой Казань сравнивает и владелец бутиков IDEAL STANDARD и Villeroy&Boch Олег Зудов, и тоже не в пользу Казани: «Удивительно, но при меньшей развитости Самары, ассортимент люксовых товаров там лучше».

Кроме того, местный рынок пока настолько узок, что один и тот же бренд в срезе люкс и премиум сегментов может быть представлен не более чем в одном магазине. Для Казани этого пока достаточно. Если случается обратное, то это, по мнению Эльмиры Писаревой, ошибка марки. Так она в свое время остановила партнерство с Balmain из-за того, что бренд решил работать еще в одном магазине конкурента.

Пока модные дома и бренды только приглядываются к Казани, ждут повышения покупательской способности населения. Однако уже в течение ближайших двух-трех лет ситуация с количеством монобрендов в Казани изменится, прогнозирует Эльмира Писарева. По ее словам, представители того же Louis Vuitton посещали город и планируют привезти в Казань бренд в ближайшем будущем. У других марок могут быть более высокие требования к городу, как говорит дизайнер и владелица собственного дома моды Екатерина Борисова. «Понятно, какой уровень развития города нужен маркам, если, например, очень буржуазная марка Bottega Veneta может прийти в Казань при условии, что процентов 70 наших дорог будет отремонтировано, а в районе бутика на каждом углу будут клумбы», — рассказывает г-жа Борисова. Эльмира Писарева приводит в пример другую марку — Chanel, — которая в Казань, по ее словам, не собирается. «Chanel после Москвы, где у них просто звездные обороты, открыла магазин в Екатеринбурге. С нашей точки зрения, он развивается очень успешно. А вот Chanel в шоке. Существующие обороты их совершенно не устраивают! — рассказывает г-жа Писарева. — В компании считают Екатеринбург своей первой ошибкой и на сегодняшний день рассматривают возможность открытия лишь корнера (отдела) в Петербурге и Алма-Ате. Так что до Казани еще очень далеко». Владелица бутиков также добавляет, что когда в городе появятся такие бренды, как Chanel, это будет означать, что «бутиковая культура сложилась, и все живут очень хорошо».

Казанцы не готовы к шику

Продавцы люксовых товаров всех категорий называют Казань «странным городом». В Татарстане тысячи людей, которые могут позволить себе «люкс», но город слабо «продвинут» в потреблении дорогих товаров. По мнению Нины Галеевой из группы компаний MID, такая ментальность связана с исторически сформированным представлением восточных красавиц об украшениях, а для мужчин законодателями моды становятся первые лица государства. А в Татарстане долгое время был скромный президент.

Постоянные клиенты всех видов люксовых товаров — это первые лица республики, бизнесмены, чиновники среднего аппарата и спортсмены. Однако чтобы говорить о полноценном развитии рынка, платежеспособной аудитории должно стать больше, считают продавцы. Хотя Рустам Исхаков полагает, что опасения владельцев бутиков по поводу дефицита спроса мнимые.

«Владельцы бутиков будто боятся того, что у них уведут клиентов, но их всем хватит, — считает дизайнер. — Если покупатель зашел в один магазин, это не значит, что в другой у него не хватит денег зайти. Хватит: и на этот бутик, и на тот, и на все вместе взятые». По словам дизайнера, только в его студии одеваются около 500 клиенток в возрасте от 25 до 50 лет.

Борьба же за лояльность клиентов обходится местным игрокам дорого. «Мы не избалованы клиентами, нам каждый клиент дается сложно, в результате большой работы, формирования лояльности и подкрепления ее ценой на товар», — говорит Эльмира Писарева. Она спорит с утверждением Екатерины Борисовой, что в основном люди одеваются в Казани по необходимости. По словам г-жи Писаревой, это рассуждение прошлого дня, когда местный рынок делал очень скудное предложение и клиенты удовлетворяли потребность в хороших вещах за границей. Хотя Олег Зудов как потребитель считает местный ассортимент недостаточным: он и многие его знакомые делают покупки за границей. «Кто за рубежом пойдет тебе навстречу — так, как здесь, позволит взять товар домой без оплаты, померить его со всеми своими вещами, рассчитаться за него частями?» — удивляется г-жа Писарева. Единственный товар, за которым, по ее словам, казанцы все еще выезжают — это украшения и бриллианты. Франчайзи в ювелирном деле — еще слишком дорогой бизнес для местных игроков. «Но и он появится со временем», — считает г-жа Писарева.

Развитие казанского рынка подтверждают и продавцы люксовой мебели и отделочных материалов. Если раньше казанцы ездили в Москву за большим выбором отделочных материалов, выделяя на такой шоппинг минимум неделю, а то и месяц, то сейчас они все покупают в Казани по приемлемым ценам.

Поддерживать относительно доступные цены нелегко, рентабельность такого бизнеса невелика. Игроки практически всех сегментов рынка luxury-товаров отмечают, что сверхприбылей не получают, потому что не могут позволить себе высокую наценку из-за опасности потерять клиентов. «Я видела, что в Париже костюм Escada стоит на 500 евро дороже, чем в Казани. И это несмотря на то, что, получая товар в Австрии, они несут в разы меньшие расходы, — доставка до Франции максимум 100 евро, — рассказывает Эльмира Писарева. — В Москве цены тоже выше, чем у нас, но там они ограничиваются конкуренцией, ведь в столице работает несколько франчайзи Escada».

По словам Рустама Исхакова, в прошлом баера «Парижского дома «Д’Эль», люксовые марки всегда назначают цену, ниже которой продавец не имеет права продавать товар. Выше — пожалуйста, но это будет зависеть от ситуации в городе. «У марок довольно жесткие требования к продавцам. Например, закупиться не менее чем на столько-то тысяч евро, — рассказывает г-н Исхаков. — Баер на свой страх и риск закупает, не зная, раскупится ли коллекция. Сегодня зная, как это все происходит, у меня часто возникает вопрос: как они живут?».

Сами участники рынка нередко ставят под вопрос качество предлагаемых товаров. Например, Екатерина Борисова считает, что рынок продаж люксовых товаров очень непрозрачен, и подтверждает наличие контрафакта во всех товарных группах, в первую очередь, в одежде. «Конечно, есть подделки, — утверждает она. — Владельцы бутиков закупают одну-две вещи в Европе, а остальное — в китайской провинции. Поверьте, вещи такого уровня, что сами производители не отличают, насколько эта вещь аутентична. Поэтому лишь личное знакомство с продавцом и его репутация может быть вам гарантией». Рустам Исхаков считает, что жить за счет контрафакта могут позволить себе только маленькие магазины.

Спрос стабилен

За годы существования рынок люксовых товаров вырос в разы. Не сказался на спросе на люксовые товары и кризис, в некоторых сегментах спрос даже вырос на 15%. То же отметил и дизайнер Рустам Исхаков, для которого кризиса не было: «Женщины найдут сотню способов позволить себе платье и не пойдут в масс-маркет — человек, привыкший к качеству, отказаться от него не сможет».

Однако роскошные обновки казанцы покупали не во всех сегментах. Нина Галеева подтверждает некоторый спад спроса на дорогие часы, но непродолжительный. Открытый в разгар кризиса монобрендовый магазин Montblanc в Казани, по ее словам, показывает неплохие продажи своих традиционных аксессуаров. На автомобили спрос также не изменился. Спад продаж произошел лишь в сегменте недорогих машин.

Тенденцию серьезного снижения продаж именно более бюджетных товаров в люксовом сегменте отмечает и Олег Зудов. По его словам, в кризис наблюдался застой. 2010 г. стал переломным, однако до докризисных показателей продажи пока не вернулись: «Деньги у покупателей есть, но их мотивация пока непонятна».

Производители же ожидают, что состоятельные клиенты станут активнее пользоваться их услугами по созданию эксклюзивной одежды. Так происходит в Москве, и на тенденции этого города принято ориентироваться. Пока же, говорит Рустам Исхаков, его бизнес сталкивается в Казани с сопротивлением, тогда как в Москве его коллекции, демонстрируемые на Неделе моды, раскупаются буквально с подиума.

Айгуль Чуприна

Увеличить

Увеличить

Увеличить