Меню

Станет ли Казань туристическим центром России

эксперты Марат Бариев министр по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Сергей Иванов председатель Комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Иван Кадошников заместитель пред


эксперты
Марат Бариев
министр по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Сергей Иванов
председатель Комитета внешних связей и туризма исполкома Казани
Иван Кадошников
заместитель председателя Комитета внешних связей и туризма города Казани.
Роман Калмыков
заместитель генерального директора компании «Волжские путешествия»
Ильсур Метшин
мэр Казани
Рамиль Мифтахов
президент Ассоциации турагентств Татарстана (АТАРТ)
Сергей Пасечник
генеральный директор туристического агентства «CompAnion SP», вице-президент АТАРТ
Сергей Становкин
директор коммерческой службы канала ВВС World в России
Юлия Таланова
директор «Travel&Work»

Сколько потратит муниципалитет на формирование туристического бренда Казани?
Какие виды туризма будут развивать казанские чиновники?
Почему иностранцы не хотят проводить уикенды в Казани?
Сколько денег принесет въездной туризм городу?  
От редакции
 
Раскрутка туристического потенциала города на российской и мировой аренах началась с празднования тысячелетия города. Результатом стал почти 50% рост потока туристов за последние два года: с 600 тыс. в 2006 г. до 850 в 2009 г. Однако городская власть убеждена, что туристический потенциал используется недостаточно.

В феврале, представляя нового руководителя Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани Сергея ИВАНОВА, глава города Ильсур МЕТШИН поставил перед ведомством задачу увеличить объем въездного туризма еще на 50%.

Задача сложна тем, что сегодня основной поток въезжающих составляют российские деловые туристы и трудовые мигранты. И увеличить этот поток на несколько тысяч в короткие сроки непросто. Очевидно, что ставка сделана на привлечение большего количества отдыхающих, в том числе и иностранных. Но их интерес к столице Татарстана практически не увеличивается.

Активное продвижение бренда города на российском рынке дало хорошие результаты: после 2005 г. объем въездного туризма в Казани ежегодно увеличивался на 12%. «К концу 2008 года Казань посетило 896,7 тыс. человек, а объем оказываемых услуг превысил 3 млрд рублей, — рассказал Марат БАРИЕВ, министр по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. — Это почти 4% от объема всех платных услуг по республике». По итогам 2008-го Федеральное агентство по туризму включило Татарстан в число трех ведущих туристических регионов России.

Однако городу не хватало иностранных туристов. Для этого понадобилось целенаправленное продвижение Казани как туристического бренда на мировой арене, которое началось с прошлого года, когда Казанская Дума приняла Программу развития туризма в г. Казани на 2008 — 2011 годы.

При разработке Программы проанализировали стратегии других городов России на период до 2015 года, в частности Москвы и Санкт-Петербурга. Учли их опыт выхода на мировые площадки, изучили каналы продвижения и продукты. Для составления плана вывода на рынок комплекса эффективных турпродуктов Казани привлекли международных экспертов английской маркетинговой компании TMI.

Кризис отвадил туристов от заграницы

В этом году привычного для Казани роста турпотока чиновники не ждут. По словам Сергея Иванова, план — удержать показатели по въездному туризму на уровне прошлого года, а объем внутреннего увеличить на 5-10%. Марат Бариев объяснил корректировку планов снижением спроса на турпутевки. К ноябрю 2008 г. туристов стало меньше уже на 30-35%, а на некоторых направлениях — до 50%. Однако чиновники надеются, что экономия казанцев на турпоездках за рубеж выльется в рост внутреннего туризма в республике.

Финансовый кризис привел и к замедлению развития инфраструктуры города. По словам Сергея Иванова, некоторые гостиничные проекты, реализуемые на средства частных инвесторов, приостановлены. Но отели, открытие которых планировалось на этот год, все же введены в эксплуатацию. Это три гостиницы: «Гранд Отель Казань», «Хаял» и первая в РТ гостиница международных сетей — IBIS. Первая в 4 звезды, вторая и третья — 3-звездочные. Новых гостиниц, по мнению Сергея Иванова, в этом году, скорее всего, не будет.

По словам туроператоров, инвесторы не спешат создавать гостиничный бизнес, так как он требует полной суммы вложения на начальном этапе и грозит долгим сроком окупаемости — до 10 лет. Прежде отели окупались за 6-7 лет. Сергей Иванов подтвердил спад клиентской активности: «На сегодня загрузка в гостиницах Казани снизилась в среднем на 15% по сравнению с прошлым годом».

Однако все объекты, финансируемые на бюджетные средства, будут построены. Речь идет об объектах Универсиады: атлетической деревне, спортивных сооружениях. Позже построят и новые отели, штаб FISU. Бюджет Универсиады-2013, включающий строительство этих объектов, но без учета реконструкции международного аэропорта «Казань» и строительства, по предварительным данным, составит $604 млн. И хотя ее проведение поспособствует развитию въездного туризма, прямого отношения к туристическому бизнесу эти объекты не имеют.

Из объектов, направленных на привлечение туристов, строится туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны», аналогов которому в России нет. Общая площадь парка составляет 103 тыс. га и делится на 4 зоны: «Семейная поляна» для отдыха выходного дня, круизного, событийного и детского отдыха, «Поляна традиций» для культурно-познавательного и экотуризма, «Поляна здоровья» для лечебно-оздоровительного отдыха, охоты и экотуризма и «Поляна приключений», обеспечивающая экстремальные виды туризма круглый год. Парк начнет работу к 2011 г.

У Казани две беды: дорогие путевки и нехватка достопримечательностей

Увеличение турпотока, по мнению участников рынка, возможно только при приемлемой стоимости отдыха в Казани и организации интересных турпрограмм.

По словам Сергея ПАСЕЧНИКА, генерального директора туристического агентства «CompAnion SP» и вице-президента Ассоциации туристических агентств РТ (АТАРТ), для иностранцев недельный тур при средней комплектации услуг в Казани стоит сегодня 1,5 тысячи евро (гостиница 3-4 звезды, питание, трансфер, экскурсии). Для сравнения, подобный турпакет в Испании, Англии, Чехии стоит порядка 1 тысячи евро. Разницу в 500 евро образуют дорогие прямые перелеты из стран Европы в Казань.

Желая снизить стоимость турпутевки, Комитет внешних связей и туризма города Казани совместно с Туристско-информационным центром создали продукт «Weekend в Казани». В основном, этот продукт рассчитан на российских туристов, но в перспективе будет продвигаться и в Европе. Чиновники сократили срок отдыха с недели до двух-трех дней и заключили соглашение с отелями города о предоставлении скидок. Рамиль МИФТАХОВ, президент Ассоциации турагентств Татарстана, рассказал, что в результате провести в Казани выходные дни туристы смогут с 40% дисконтом на проживание и большими скидками при посещении основных развлекательных центров Казани. Средняя стоимость уикенда в Казани составит 4,5 тыс. руб. — до 65 евро за турдень. «Действительно, раньше Казань была в пятерке самых дорогих городов России, но сейчас город во 2-3 десятке. Это значительный успех», — говорит г-н Мифтахов.

Однако участники рынка отмечают, что 4,5 тыс. руб. — это минимальный пакет. Средняя стоимость двухдневного отдыха значительно дороже. С учетом питания и перелетов уикенд в столице Татарстана для российских туристов доходит до 15-17 тыс. руб., что адекватно недельному отдыху в Египте или Турции. «В среднем в мире один стандартный турдень стоит 60-80 евро (ночь в отеле 2-3 звезды, питание, трансфер), а в Казани — вдвое больше. Задача города — предложить продукты в мировом диапазоне», — прокомментировал Сергей Пасечник.

«Weekend в Казани» для иностранцев пока не привлекателен. Иностранцы пока вообще не проявляют устойчиво растущего интереса к Казани. По разным данным, из-за рубежа в Казань приезжает лишь 5-15% от общего объема въездного туризма, и едут люди, в основном, с деловыми целями.

Роман КАЛМЫКОВ, заместитель генерального директора компании «Волжские путешествия», считает, что иностранцам в нашем городе просто неинтересно отдыхать. «Казань предлагает только архитектурный туризм. Но все ее досто­примечательности можно объехать за 1-2 дня. Разнообразия не хватает. Нужны, например, качественные развлечения для детей. Во всем мире для туристов искусственно создаются места отдыха: пещеры приключений, парки аттракционов. В Казани такого нет, хотя у республики богатое культурное наследие, масса национальных праздников. Даже из Сабантуя можно сделать зрелище, привлекающее туристов», — считает он. В этом году на Сабантуй в Казань приехали в основном жители других городов Татарстана и соседних регионов.

По пути развития событийного туризма пошла Юлия ТАЛАНОВА, директор «Travel&Work». Правда, в общем объеме услуг компании это направление, вместе с экзотическими деревенским и экотуризмом, составляют порядка 15%. «Мы организуем туры на народные праздники. Ближайший, например, будет праздник на Ивана Купалу, скорее всего, в Чистополе», — рассказала она. Такие турпутевки покупают исключительно россияне. В среднем тур стоит в пределах 10 тыс. руб. на человека с учетом всех трат. Кроме того, по словам Юлии Талановой, набирает популярность активный туризм — поездки по малому и большому Волжскому кольцу на джипах, велосипедах, катамаранах. Для узкого круга российских туристов компания разработала программы деревенского туризма — отдых в деревнях Нурлатского и Лаишевского райнов. А также экотуризм — турпоходы в заповедные зоны Волжско-Камского и Арского заповедников. По ее словам, в Казани по данным услугам у нее конкурентов нет. Так как спрос на такие турпутевки небольшой. «В заповедники ходят любители, группами до 10 человек. С учетом проживания в гостинице и прочих расходов стоимость тура составляет 5-7 тысяч. Еще меньше любителей деревенского отдыха, готовых купить за 5 тысяч путевку в татарстанскую деревню», — отметила она. Из всех перечисленных услуг наиболее популярной Юлия Таланова видит активный туризм. Остальные же турпродукты всегда будут привлекать лишь узкую группу туристов.

Муниципалитет сейчас занят разработкой нового «торгового предложения», позволяющего конкурировать с другими туристическими центрами как России, так и зарубежных стран. Известно, что это будет турпродукт, совместный с соседними регионами. «Мы хотим создать программу, которая включала бы демонстрацию достопримечательностей не только Казани, но и наших соседей. Но мы будем работать таким образом, чтобы Казань занимала в этой цепочке центральное место», — рассказал Сергей Иванов. Какие города из соседних войдут в этот комплексный турпродукт, он не конкретизировал, но, скорее всего, имел в виду Свияжск, Болгары, Билярск и Елабугу.

В бренд Казани в этом году вложат 30 млн руб.

В программу продвижения туристической Казани вошло 8 туристических рынков — как в регионах России, так и за рубежом — из 47 потенциальных направлений.

В 2008 — 2009 гг. продвижение Казани нацелено на Россию, Германию, Великобританию. В 2010 г. столица Татарстана покорит Францию и Бенилюкс. А в 2011 г. о Казани узнают в Италии, Скандинавии и США. Среди методов рекламы — интернет-порталы и международные телевизионные каналы. В мае в Казань приезжал коммерческий директор BBC World в России Сергей СТАНОВКИН. Он встречался с мэром и обсуждал программы продвижения города в странах Европы с помощью ВВС. Г-н Становкин сообщил, что градоначальник заинтересовался возможностями канала, но конкретное решение о сотрудничестве пока не принял.

Основных турпродуктов у города пока два: недельный отдых и уикенд в Казани. Реклама первого рассчитана на людей зрелого и пожилого возраста: от 45 до 65 лет, заинтересованных в культурно-познавательном туризме. Туры выходного дня ориентированы на молодежь до 35 лет.

Предлагаемые программы будут различны для каждой страны. Россияне увидят предложения по паломническому и деловому туризму. Американцы и немцы узнают о казанском круизном туризме по Волге. В Бенелюкс отправятся программы по приключенческому туризму. А отдых выходного дня казанцы предложат жителям Франции, Скандинавии.

Оценка эффективности продвижения будут проводить регулярно. Для контроля за ходом реализации программы продвижения Казани чиновники вновь привлекают международных специалистов.

Из городского бюджета на продвижение Казани в 2009 г. выделено 30 млн руб. Сумма небольшая. Для сравнения: в 2007 г. в рекламу Лондона было вложено 97,5 млрд руб. (или 19 млн фунтов стерлингов). Но муниципалитет посчитал выделенные средства в условиях кризиса достаточными. Хотя, по словам заместителя председателя Комитета внешних связей и туризма города Казани Ивана КАДОШНИКОВА, возможна дополнительная поддержка от республиканского Министерства по делам молодежи, спорта и туризма.

По замыслу муниципалитета, программа продвижения позволит Казани увеличить турпоток до 1,2 млн человек в год. Ежегодно Казань будет привлекать от въездного туризма порядка 12 млрд руб., если взять в расчет среднюю стоимость турпакета в 10 тыс. руб.

По расчетам мэрии, тратить эти туристы станут на 45% больше, а число занятых в туркомплексе вырастет на 15%.

Сам процесс продвижения города на туристических рынках, по словам Сергея Иванова, пройдет в несколько этапов. «В настоящее время на мировой туристической арене Казань находится только на первом этапе — узнавание бренда потребителями. На каждый этап закладываются 3 года. И, таким образом, устойчивый туристический поток в Казани можно ожидать только через 15 лет», — прокомментировал он.

Универсиада привлечет туристов

Дополнительное промо городу создает летняя Универсиада 2013 года. Она же помогает и развитию инфраструктуры. Рамиль Мифтахов убежден, что немного оправившись от нынешнего кризиса, частные инвесторы продолжат вкладывать средства в развитие гостиничного и развлекательного бизнесов. О намерении построить в Казани отели заявили уже несколько серьезных инвесторов. Австрийская R-Quadrat совместно с казанской ГК «Нур» собралась построить гостиничный комплекс за $30 млн. «Кловер групп» к 2011 г. построит отель на 174 номеров уровня 4 звезды в Вахитовском районе Казани, на месте снесенного здания фабрики «Заря». Санкт-петербургский Балтийский банк откроет в здании Александровского пассажа на ул. Кремлевской гостиницу сети Kempinski на 5 звезд.

Вместе с тем, Духовное управление мусульман Татарстана совместно с Исламским банком развития начало создание в Казани мусульманского отеля стоимостью в 6 млн евро на улице Татарстан.

Гостиницы и новые комплексы появятся и за пределами Казани. В 2008 г. принято решение о строительстве отеля в 4 звезды в горнолыжном спортивно-оздоровительном комплексе «Казань». Разработчиком проекта гостиницы выступает компания Becar Commercial Property, а заказчиком — ОАО «АРТУГ». Планируемый объем инвестиций составит более $17 млн, а срок окупаемости — 7 лет.

Сергей Пасечник отметил потребность в создании и хороших гостиничных комп­лексов на Волге. «У нас их нет вообще. Лагерь «Волга» находится на реконструкции. Возможно, из него сделают достойный комплекс», — рассказал он. Но большие надежды туроператоры возлагают на комплекс «Камские Поляны».

Участники рынка убеждены, что Универсиада поможет раскрыть весь потенциал Казани как туристического города. «Доход от въездного туризма в бюджет города должен раз в десять превышать нынешний показатель», — считает Сергей Пасечник.

По плану городской мэрии Казань до 2011 г. должна стать третьим туристическим городом России после Москвы и Санкт-Петербурга. А для начала — «сердцем» туризма Поволжья. Мэр Ильсур Метшин считает, что город должен привлекать не менее 1,2 млн туристов в год. При том, что в 2008 г. Казань посетили только 850 тыс. туристов. Задачи градоначальника решатся с помощью новой программы продвижения Казани на российском и международных рынках.

Хронология развития въездного туризма Казани
 
2004
Городской совет
утвердил первоначальный вариант программы развития туризма до 2010 года.
2005
Завершился первый подготовительный этап программы. Сформирована нормативно правовая база, проведена подготовка специалистов, работающих в сфере туризма. Курсы повышения квалификации окончили 38 экскурсоводов.
2004-2005
Начала активнее развиваться инфраструктура Казани. За эти два года на 593 места увеличился гостиничный фонд города. А процент его загруженности вырос с 30% до 65%. Количество предприятий общественного питания выросло на 7,3% — до 1,1 тысячи. До 127 увеличилось число торговых точек, занимающихся продажей сувенирной продукции.
2006-2008
Начался второй этап реализации программы, за который было освоено 11 млрд руб.: 5 млрд руб. — из республиканского бюджета, 2,3 млн руб. — из муниципальных бюджетов республики, 3,7 млн руб. частных инвесторов. Деньги были направлены на развитие инфраструктуры и маркетинговую политику города.
Август 2008
Кабинет министров утвердил новую целевую программу развития сферы туризма на 2009-2011  гг. в Республике Татарстан.
2009
По итогам 2008 г. Федеральное агентство по туризму включило Республику Татарстан в число трех ведущих туристических регионов России.
Апрель 2009
Казань получила право официально именоваться «Третьей столицей России». Город зарегистрировал в Роспатенте товарные знаки «Третья столица», «Третья столица России», «Третий город», «Третий город России», а также Russia`s third capital.