В октябре исполнится год, как меня назначил помощником президента Татарстана по линии сохранения наследия. Профиль мой, но решение стать чиновником далось тяжело.
Становиться кем-то противоположным себе всегда немного литературно. И учишься говорить эвфемизмами, намёками. За триста шестьдесят пять рабочих суток я успела научиться делать одновременно шесть дел и вести три параллельные жизни. Освоила электронный и бумажный документооборот. Задумалась о том, что в школе за сочинения были одни пятерки, а здесь оценок не ставят и творчества нет, одно только напряжение мысли и общее попадание в пелевинскую вселенную. Персонажи книг самого неоднозначного писателя современности как живые. Поняла, что я среди них чуть не единственная, кто не разбирается в часах и дорогих автомобилях. Цитаты из Пелевина вообще помогали ориентироваться.
Поняла кое-что о принятии решений. В них бывает элемент спонтанности, и тогда бюрократия показывает человеческое лицо.
Но есть ещё кое-что. Когда уважаемый вроде бы человек требует отделять старый дом от памятника, и не признает ценности двухсотлетнего дома с историей, у меня опускаются руки. Но когда градоначальник просит профессиональное сообщество подготовить лекцию по основам градостроительства и архитектуры для всего руководства, он кажется идущим навстречу. Вот это очень важно.
Ведь мы сумели провести международную конференцию по сохранению наследия и развитию архитектуры в апреле в КГАСУ (КИСИ). Мы, а я вхожу в попечительский совет конференции, готовимся к масштабному событию, второй конференции в апреле 2013 года. Параллельно идёт форум журнала «Деловой квартал» - и тоже о будущем мегаполисов. Здесь мне доверили модерировать секцию по моей теме. Казанские архитекторы, жаждущие застраивать центр, могли вступить в дискуссию с урбанистами из других городов. Конструктивно, без огнедышащей лавы личных претензий. И самое главное: мы все объединились и организовали в архитектурной университете цикл научно-практических семинаров по градостроительству для участников комиссий по строительству и реконструкции.
Так что кое-что получилось в этом году, господа. Теперь взгляд принимающих решения в редкие минуты перебежками от кабинетов к лимузинам останавливается. Но не только на пилястрах, колоннах и фронтонах, не на рустовке, не на следах былого, милого нашему сердцу. А больше на общественном мнении. На мнении казанцев о Казани: всё ли так? Перенесли ли дом Иоасафа Удалова, хорошо ли министерство лесного хозяйства позаботилось о доме Марджани и доме Камала? не стоят ли на площади снова члены общества охраны памятников?
Я не говорю об общем позитиве. Проблем хватает, - и разрушения продолжаются, и не все собственники памятников признались в патриотизме. А говорю сейчас о 250 млн рублей, выделенных на реставрацию музеев из бюджета республики, и об 1 миллиарде, который будет реализован по программе Мирас-Наследие в 2013-2016 годах.
Президент республики принял решение об утверждении программы, благодаря огромному вниманию горожан к своему городу, и жителей республики, горячо болеющих за объекты культурного наследия в городах и районах. Говорят, грядёт очередной кризис. Но если мы с вами способны объединиться, чтобы защитить парк от застройки и дом от разрушения, то поможем выстоять экономически и друг другу, ведь правда?
«Мы любим вовсе не тех, кто сделал нам что-то хорошее. Мы любим тех, кому сделали что-то хорошее мы сами. И чем больше хорошего мы им сделали, тем больше хотим сделать еще», - это тоже из Пелевина. Он как никогда прав.