В кризис наибольшие продажи нефтехимического комплекса Татарстана пришлись на сырую нефть. Но, несмотря на это, стратегические планы компаний прочно связаны с развитием глубокой нефтепереработки
Традиционно самой прибыльной отраслью экономики Татарстана была нефтедобыча, и 2009 г. не изменил статус-кво. Доходность в химии-нефтехимии и машиностроении сильно упала. Для восстановления былых позиций и роста объема продаж компании планируют на ближайшие пять лет модернизацию производств и привлечение господдержки. На осуществление задуманного флагманам потребуется порядка 500млрдруб.
В кризис наибольшие продажи нефтехимического комплекса Татарстана пришлись на сырую нефть. Но, несмотря на это, стратегические планы компаний прочно связаны с развитием глубокой нефтепереработки. Месяц назад «Татнефтехиминвестхолдинг», регулятор отрасли в Татарстане, анонсировал грандиозные планы, заявив, что в пятилетние сроки объемы производства нефтехимпрома вырастут почти на 40%, а добавленная стоимость продукции — на 70 млрд руб. Выйти на эти показатели компании смогут, модернизировав свое производство на собственные и заемные средства. Общая сумма инвестиций в отрасль в 2010-2014 гг. оценивается регулятором рынка в 465 млрд руб.
Весь прошлый год цены на нефть интенсивно росли. Цена российской Urals изменилась в течение года с $43 до $74 за барр. Нефтепродукты и нефтехимия, сильно потерявшие в цене, наоборот, так и не подорожали. В результате лишь малая часть производителей нефтегазохимического комплекса РТ чувствовала себя уверенно. Хотя за 9 месяцев прошлого года отрасль произвела практически столько же, сколько за декабрь-сентябрь 2008 г., выручка упала на 20%, прибыль — на 13%. Поэтому в бюджет РТ отраслевые компании перечислили в два раза меньше налогов. Только «Татнефть» работала с рентабельностью 37%, в то время как выгода предприятий нефтехимии и нефтепереработки стремилась к нулю. От падения спроса на продукцию пострадал и «Нижнекамснефтехим», который прежде поставлял большие объемы синтетического каучука западным автопроизводителям. «ТАИФ-НК» в III квартале 2009 г. получил убыток: высококачественное и дорогое топливо класса 4 не пользовалось спросом.
Продавать сырую нефть в 2009 г. экономически было намного выгоднее, чем нефтепродукты, которые в последние годы росли в цене так же интенсивно, как и «черное золото». «В прошлом году рост цен на сырую нефть был обусловлен интервенциями на рынке со стороны Китая и активной спекулятивной игрой трейдеров, в то время как реальный спрос на нефтепродукты и продукцию нефтехимии был все еще низок», — говорит аналитик ИК «Финам» Тимур Хамитов. Спекулянты покупают и хранят нефть для последующей перепродажи, раздувая тем самым «нефтяной пузырь», считает аналитик ГК «Алор» Анна Люканова. «Удельные затраты на экспорт нефтепродуктов выше, чем на экспорт сырой нефти. К тому же большинство нефтеперерабатывающих заводов требует модернизации, которая стоит миллиарды рублей. В современных условиях вкладывать в нее деньги нелогично, учитывая более значительную выгоду от продажи сырой нефти», — говорит эксперт.
Позиция власти не во всем совпадает с мнением аналитиков. Об эффекте «нефтяного пузыря» говорил еще в конце прошлого года премьер-министр России Владимир Путин. По его мнению, раздутые цены на сырую нефть — явление недолгое. «Поэтому с точки зрения стратегии нужно создавать нефтеперерабатывающие заводы, хотя отчасти это вступает в противоречие с экономической логикой», — сделал вывод глава правительства.
НПЗ принесут республике более 20 млрд руб.
Татарстанские власти солидарны с премьером Путиным в вопросе строительства нефтеперерабатывающих производств. В ближайшие годы нефтяные гиганты республики — «Татнефть» и «ТАИФ» — завершат строительство целой группы НПЗ, объединенных в комплексы «ТАНЕКО» и «ТАИФ-НК». «Татнефть» уже вложила в строительство комплекса «ТАНЕКО» 79 млрд руб., 48 млрд из которых — в 2009 году. Первую производственную очередь, перерабатывающую 7 млн т нефти в год, комплекс запустит в октябре. А к концу года на НПЗ стартует выпуск моторного топлива «Евро-5». По замыслу инвесторов, к 2012 г. нарастит объемы переработки до 14 млн. т высокосернистой нефти в год.
На развитие своего НПЗ «ТАИФ-НК» в этом году потратит 6,5 млрд руб., всего вложив в него 73 млрд руб. Первую очередь завода по переработке тяжелых нефтяных остатков компания запустит к 2013 г.
В совокупности мощности «ТАНЕКО» и «ТАИФ-НК» будут перерабатывать в три раза больше нефти, чем сейчас — до 23 млн т в год. На эти объемы большие надежды возлагает и руководство республики. В 2011-2017 гг. нефтепереработка принесет бюджету республики более 21 млрд руб. налогов, сообщил «ДК» министр экономики РТ Марат Сафиуллин.
Существенно повысить обороты к 2015 г. должны и остальные участники нефтехимического комплекса. «Казаньоргсинтез» нарастит этиленовые мощности, увеличив стоимость продукции на 120 млрд руб. в год, «Нижнекамскнефтехим» построит серию крупнотоннажных полимерных производств.
От предприятий отрасли ожидают к 2014 г. существенной отдачи: добавленная стоимость в нефтепереработке вырастет на 327%, в химии и нефтехимии — на 207%. Эксперты соглашаются, что при активном участии региональных властей участникам программы удастся привлечь необходимые инвестиции. По мнению Тимура Хамитова, этому будут способствовать сохраняющаяся мировая тенденция низких ставок кредитования, а также усиленный поиск властями Татарстана инвесторов в исламском мире.
«Нефтяная» стройка вытянет автопром
Руководство Татарстана намерено привлечь местных машиностроителей к поставкам для растущего нефтегазохимического комплекса. К 2014 г. объем целевых закупок машин и оборудования на территории РТ достигнет 20% от всего производства. Аналитики скептически относятся к этой идее. «Неизвестно, как на такой региональный меркантилизм отреагируют федеральные власти. Конечно, можно увязать такой подход с общим курсом на обеспечение заказами российских предприятий, и таким образом он ложится в русло государственной политики. Однако машиностроительные компании из других регионов могут вполне обоснованно обратиться в ФАС с претензиями, и перспективы такого обращения весьма высоки», — полагает Тимур Хамитов.
Автопрому, который сильно просел в кризис, дополнительные возможности заработать придутся как нельзя более кстати. «Производство легковых автомобилей в прошлом году сократилось в 7 раз, грузовых автомобилей — в 2 раза, что было связано, прежде всего, с существенным сокращением внешнего спроса», — сообщил Марат Сафиуллин. Так, в прошлом году строительная, лесо-обрабатывающая отрасли и сельское хозяйство — основные потребители продукции КАМАЗа — резко сократили издержки. Автогигант из-за падения продаж был вынужден несколько раз останавливать конвейер. Компания уволила полторы тысячи человек и сильно потеряла в прибыли. «Девальвация рубля на 40% увеличила стоимость валютных займов. Помимо этого, только на падении курса акций Нефтекамского автозавода группа получила почти 2,5 млрд руб. убытков», — добавляет директор Департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Государство спасло машиностроителей
В прошлом году практически все машиностроение пользовалось государственной поддержкой. КАМАЗ, интересы которого в Москве активно лоббировали татарстанские власти, спасся федеральным госзаказом на поставку грузовиков в 13,9 млрд руб. в рамках программы поддержки российского автопрома. В итоге даже при общем сокращении производства на 45% доля автогиганта на российском рынке грузовиков увеличилась вдвое. Другой представитель автопрома — челнинский «Соллерс» — получил госгарантий в 350 млн руб., а также смог продать на госзакупки 4,3 тыс. своих грузовых и легковых автомобилей.
Господдержка спасла и других машиностроителей, позволив закончить год без убытков. Так, КАПО им. Горбунова получило 4 млрд руб. из федерального бюджета на увеличение уставного фонда и кредитную линию до 1,5 млрд руб. на пополнение оборотных средств, республика же реструктурировала задолженности предприятия перед бюджетом и помогла взять 500 млн руб. кредитов. КМПО в прошлом году работало практически только на заказы для Газпрома, поставив 11 комплектов газоперекачивающих агрегатов. Зеленодольский завод им. Горького воспользовался субсидиями госбюджета на сумму 194 млн руб., благодаря чему смог завершить строительство двух судов.
Легкая авиация, в отличие от других отраслей машиностроения, практически не пострадала. Так, Казанский вертолетный завод, поставляющий 80% своей продукции на экспорт, не ощутил падения спроса на мировых рынках. К тому же предприятию удалось решить проблему привлечения финансов.
«В конце 2008 г. кредиты резко подорожали — даже в валюте ставки выросли до 17-19% годовых, в то время как до этого завод брал кредиты под 9-10%. Но в начале 2009 г. Банк Санкт-Петербурга, с которым у нас долгие партнерские отношения, открыл кредитную линию на $100 млн под 10% годовых. В этот момент кризис для завода закончился», — рассказал гендиректор КВЗ Вадим Лигай.
Производители надеются на новую поддержку
В 2010 г. машиностроители снова рассчитывают на госзаказы и участие в федеральных целевых программах. Перед «раздачей» бюджетных денег на этот год предприятия стремятся привлечь внимание государства и активно анонсируют новые проекты. Еще в прошлом году КАМАЗ заявил о планах вернуться к докризисному уровню продаж к 2013 г., а после этого наладить выпуск «принципиально нового модельного ряда». В феврале этого года федеральный центр принял решение выделить 10 млрд руб. для закупки автомобильной техники производителя.
КВЗ также заявил о создании прогрессивной линейки, в частности, вертолета средней грузоподъемности МИ-38 и многоцелевого легкого вертолета «Ансат», модифицированного в целом ряде вариантов. Но если прежде предприятие запускало новые модели собственными силами, то в этом году предприятие надеется на помощь со стороны государства. «Мы в любом случае осуществим техперевооружение и реконструкцию, но, если рассчитывать только на свою прибыль, мы не сможем выполнить запланированный на 2010 г. объем по выпуску вертолетов», — заявил Вадим Лигай.
Совместное предприятие «Соллерса» и Fiat по выпуску пассажирских авто и внедорожников в Татарстане уже заручилось в этом году господдержкой — в феврале премьер-министр России Владимир Путин обещал выделить долгосрочный кредит на 2,1 млрд евро. Производство откроется через два года, а к 2016 г. выйдет на проектную мощность в 500 тыс. автомобилей в год.
В целом по Татарстану производство грузовиков к 2012 г. по сравнению с прошлым годом вырастет в полтора раза, легковых автомобилей — почти в 4 раза, говорит Марат Сафиуллин. Аналитики полагают, что активная поддержка государства не вытянет отрасль на первое место. «Быстро приблизиться к лидерам по доходам способны предприятия химии и нефтехимии, спрос на продукцию которых восстанавливается уверенными темпами. Чуть больше времени займет восстановление позиций автопроизводителей», — резюмирует ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
23,4% Татарстанского импорта поставляется из Германии на $1,5 млрд Купила Италия татарстанской нефти $578 млн Стоимость нефтепродуктов, поставленных Нидерландам в 2009 г. 37,6% В импорте услуг в Татарстан занимает Ливия 95% татарстанского экспорта — продукция нефтехимпрома
Структура татарстанского товарного экспорта в 2009 г.
1 Татнефть
Доведет сырую нефть до готовности
Монополист нефтедобычи в Татарстане ОАО «Татнефть» на треть формирует бюджет региона. Несмотря на обвал нефтяного рынка, в прошлом году благодаря налоговым льготам компания в полтора раза увеличила объем чистой выручки.
Падение в конце 2008 г. мировых цен на нефть до уровня $40 за барр. заставило компанию сократить планы по объемам добычи на 2009 г. Однако сильно снижать их уровень не пришлось, так как цены быстро стабилизировались. Нефть марки «Брент» за минувший год выросла с 39 до 74 долл./барр. В итоге за 9 мес. 2009 г. компания снизила добычу на 1,1% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г., но заработала при этом на 55% больше. Такого существенного прироста чистой прибыли удалось добиться за счет снижения расходов и налоговых вычетов на 34,8%. В частности, с 2009 г. изменилась формула расчета ставки НДПИ, из-за чего расходы «Татнефти» по этому виду налога снизились в размере $1,3 за барр. Добыча нефти в Ненецком автономном округе, где компания ведет разработку, с прошлого года вообще не облагается НДПИ. Ставка экспортной пошлины на нефть уменьшилась за 9 месяцев 2009 г. на 59%, а ставка налога на прибыль — с 24% до 20%. Вместе с тем, за 9 мес. 2009 г. инвестиционные вложения компании увеличились на 72% — до 73,6 млн руб., в основном средства пошли на строительство комплекса «ТАНЕКО».
География рынков сбыта
Разведка и добыча нефти: в Татарстане, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областях, в Республике Калмыкия, Ненецком автономном округе и Чувашской республике, в Ливии и Сирии. Реализация нефти и нефтепродуктов на территории России и странах СНГ, экспорт нефти в Польшу, Чешскую Республику и Германию.
Основная продукция
Сырая нефть, бензин, дизельное топливо, шины.
Стратегия
«Татнефть» планирует перейти от продажи сырой нефти к реализации продуктов глубокой переработки — гораздо более прибыльному товару. Для этого компания строит комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» в Нижнекамске. В этом году запустят первую очередь производства, которая будет перерабатывать 7 млн т нефти в год. К концу года НПЗ начнет выпускать моторное топливо «Евро-5», а с выходом на проектную мощность к 2012 г. комплекс нарастит объемы переработки до 14 млн т высокосернистой нефти в год (сейчас по всей республике из 32 добываемых перерабатывается всего 7 млн т). «ТАНЕКО» будет производить всю линейку нефтехимии, которую сейчас импортируют из-за рубежа, а разница в добавленной стоимости зачислится в прибыль «Татнефти».
Прогноз В 2010 г. «Татнефть» планирует получить прибыль до налогообложения в размере 45,2 млрд руб. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 273,7 млрд руб. |
Досье
Собственники ОАО «Связьинвестнефтехим», которым владеет правительство РТ, — 36%. Кабинет министров — держатель «золотой акции» компании, контролирует или имеет существенное влияние на ряд поставщиков и подрядчиков компании, таких, как «Татэнерго» и «Нижнекамскнефтехим». |
Год основания: 1950 |
Местоположение производства 9 нефтегазодобывающих управлений «Татнефти» расположены на юго-востоке республики, в частности, в Азнакаево, Альметьевске, Бавлах, Лениногорске. Головной офис — в Альметьевске. |
Штат сотрудников 14 тыс. человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г. 19,4 млрд руб. |
Образцы продукции |
2 ТАИФ-НК
нацелен на глубокую нефтепереработку
ОАО «ТАИФ-НК» объединяет крупнейший в Татарстане нефтеперерабатывающий завод, производство автомобильных бензинов и производство по переработке газового конденсата. Компания производит 97% нефтепродуктов республики.
Несмотря на наличие негативных экономических явлений, вызванных мировым финансовым кризисом, компания «ТАИФ-НК» в прошлом году увеличила объем переработки до 8,1 млрд т сырья, что составляет 105% от показателя 2008 г. Однако прибыль с каждой переработанной тонны снизилась.
В течение года росли продажи автомобильных бензинов на территории республики. «ТАИФ-НК» за год увеличил их объем на 46%. Кроме того, предприятие ввело в эксплуатацию собственные установки получения высокооктановых компонентов бензинов.
Компания начала осваивать новые ниши: в июле стартовали производство и отгрузка промышленных партий авиатоплива. Первым потребителем реактивного топлива «ТАИФ-НК» стала авиакомпания «Татарстан», обслуживающая аэропорты Бегишево в городах Набережные Челны и Казань.
География рынков сбыта
На территории Татарстана ТАИФ-НК продает более 60% произведенного бензина, остальной объем уходит на экспорт. Среди экспортеров страны дальнего зарубежья: Нидерланды, Италия, Албания. А также страны СНГ: Украина, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан.
Автомобильные бензины (Премиум Евро-95, Регуляр Евро-92, Нормаль-80), дизельное топливо (летнее, зимнее), технический керосин, авиационное топливо, прямогонный бензин, бензин газовый стабильный, топливо технологическое экспортное, вакуумный газойль, сера, нафта, мазут, битумы дорожные, топливо судовое маловязкое, печное топливо, тяжелый газойль, бутан-бутиленовая фракция, пропан-бутановая фракция, пропан-пропиленовая фракция.
«ТАИФ-НК» занимает 9 место в России по глубине переработки нефти.
Стратегия
Для повышения эффективности своего производства с 2008 г. компания строит комплекс глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков. С пуском комплекса «ТАИФ-НК» сможет перерабатывать до 9,1 млн т в год, что увеличит объем производства прямогонного бензина на 59%, автомобильного бензина — на 38%, дизтоплива — более чем в два раза.
Прогноз В 2010 г. «ТАИФ-НК» планирует произвести продукции на сумму не менее 75 млрд руб. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 53 млрд руб. |
Досье
Собственники ОАО ТАИФ (100%) |
Год основания: 1997 |
Местоположение производства Нижнекамск |
Штат сотрудников 2920 человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г. 2,6 млрд руб. |
Образцы продукции |
3 Нижнекамск-нефтехим
Создаст серию новых производств
Крупнейшее промышленное предприятие Татарстана является монополистом по производству многих продуктов нефтехимии не только в России, но и в Европе. Компания пережила экономический спад благодаря лидирующим позициям, хотя падение цен на нефть сильно сократило ее доходы.
Вместе с нефтью в конце 2008 г. подешевел и прямогонный бензин — основное сырье для нефтехимии (в IV квартале — на 62% к предыдущему). Себестоимость продукции завода снизилась, но в то же время упал и спрос на нее. Основными потребителями синтетического каучука — главного экспортного продукта компании — до кризиса были западные автоконцерны, которые в конце 2008 г. сократили производство. Это вынудило «Нижнекамскнефтехим» снижать цены на продукцию. В итоге экспортная выручка в декабре сократилась более чем в 3 раза. В 2009 г. европейский и азиатский авторынки оживились, продажи компании возросли, но чистая прибыль по итогам 9 месяцев все равно оказалась меньше, чем год назад, на 3,4 млрд руб.
География рынков сбыта
СНГ, Европа, США, Юго-Восточная (Индия, Тайвань) и Северо-Восточная (Китай, Южная Корея) Азия.
Основная продукция
Синтетические каучуки; пластики: полистирол, полипропилен и полиэтилен; мономеры, являющиеся исходным сырьем для производства каучуков и пластиков.
Досье
Собственники ГК «ТАИФ» — 75,6%. Правительство РТ обладает «золотой акцией» |
Год основания: 1967 |
Штат сотрудников 18892 человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г. 2,4 млрд руб. |
Образцы продукции |
Стратегия
В 2012-2013 гг. компания планирует создать серию крупнотоннажных производств базовых мономеров и широкой гаммы продукции глубоких переделов. На предприятии будет внедрена IT-система управления всем комплексом производства. Расширив линейку продукции, компания станет поставщиком с самым большим спектром продукции на рынке синтетических каучуков и пластиков России. Проекты реализуются по республиканской программе развития нефтегазохимического комплекса, в рамках которой на долю химии и нефтехимии выделено 95,8 млрд руб.
Прогноз В 2010 г. «Нижнекамскнефтехим» планировал получить выручку в 66 млрд руб. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 42,4 млрд руб. |
4 Казаньоргсинтез
вкладывает деньги в модернизацию
Предприятие «Казаньоргсинтез» (КОС) давно входит в число передовых производителей и экспортеров полиэтиленов в России, производя более 50% общероссийского объема. Общий объем производства достигает 1,8 млн т в год.
Ситуация, сложившаяся в 2009 г. на мировых и внутренних рынках, провоцировала снижение цен на продукцию ОАО «Казаньоргсинтез». В то же время цены на энергоресурсы и железнодорожные тарифы неуклонно росли. Данные факторы привели к тому, что компания попала в трудную финансовую ситуацию – невозможность погасить задолженность перед банками-кредиторами на сумму около 30 млрд руб.
В декабре 2009 г. Минфин РФ предоставил ОАО «Казаньоргсинтез» гарантии Правительства России на 10 млрд руб., благодаря чему в Сбербанке РФ открыта кредитная линия на 20 млрд руб. Также КОС заключил договор займа с ОАО «ТАИФ» с лимитом в 15 млрд руб.
Одним из условий подписания кредитного договора со Сбербанком России был отказ от давальческой схемы поставок сырья для ОАО «Казаньоргсинтез». Таким образом подписание договора со Сбербанком РФ положило конец многолетнему спору ОАО «КОС» и ООО «Газпром добыча Оренбург» по вопросу объемов и условий поставок сырья.
География рынков сбыта
Доля экспорта в реализации — 25%. Основными внешними рынками сбыта продукции ОАО «Казаньоргсинтез» являются Украина, Финляндия, Китай, Турция, Беларусь и Казахстан. Китай и Украина традиционно закупают большие объемы полиэтилена, Финляндия — фенол и ацетон, Казахстан — полиэтилен и поли-этиленовые трубы. Кроме того, поставки продукции ОАО «Казаньоргсинтез» осуществляются в Польшу, Латвию, Германию и Венгрию.
Основная продукция
Выпускаемая продукция — 170 видов. В мировые лидеры ОАО «Казаньоргсинтез» вышло в производстве газопроводных поли-этиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждающих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природного газа.
Досье
Собственники ОАО «ТАИФ» (50,24%), «Связьинвестнефтехим» (26,64%) |
Год основания: 1958 |
Место положения производства Казань |
Штат сотрудников 8957 человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г. 294,6 млн руб. |
Образцы продукции |
Стратегия
Согласно программе развития, ОАО «Казаньоргсинтез» до 2014 г. увеличивает производственные мощности. В новые проекты предприятие инвестирует как привлеченные займы отечественных и иностранных банков, так и собственные средства.
Первый этап по модернизации действующих производств и строительства двух заводов по производству Бисфенола-А и Поликарбонатов закончился в 2009 г. Уже начата реализация второго этапа, предполагающего строительство новых этиленовых мощностей, а также создание ряда других новых производств. Стоимость проекта — более $3 млрд.
Прогноз После завершения второго этапа к 2014 г. КОС будет производить товарной продукции на 120 млрд руб. в год. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 16,3 млрд руб. |
5 Вертолетный завод
сделает авиацию легкой
Казанский вертолетный завод поставляет продукцию в 80 стран мира. Кризисные явления не затронули предприятие, увеличившее в прошлом году свои продажи. Ориентируясь на будущий спрос, КВЗ разрабатывает новую линейку более легких вертолетов.
В кризис продажи Казанского вертолетного завода возросли. Чистая выручка предприятия за 9 мес. 2009 г. увеличилась на 126% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Увеличение продаж может быть связано с тем, что продукция КВЗ по сравнению с конкурентами на рынках СНГ и дальнего зарубежья стоит в 2-3 раза дешевле. Единственными рисками для предприятия в кризис оставались инфляция, увеличение стоимости энергоносителей и транспортных услуг. Чтобы свести их к минимуму, предприятие перешло на долгосрочные договоры по поставкам. Компания не расширяла производство и не стимулировала спрос, предпочитая работать только по предварительным заказам.
География рынков сбыта
Россия и более 80 стран Азии, Африки, Латинской Америки: Азербайджан, Казахстан, Молдова, Андорра, Словакия, Чехия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Боливия, Судан, Руанда, Уганда, Эфиопия, Гана, Сенегал, Бангладеш, Латвия, Украина, Литва, Узбекистан, Э.Гвинея, Египет, Алжир, Нигерия, Кения, ОАЭ, Ю.Корея, Индонезия, Вьетнам, Китай, Индия, Иран, Афганистан, Ирак, Лаос, Пакистан, Канада и другие.
Основная продукция
Средний многоцелевой вертолет Ми-17 в трех модификациях:
Транспортный вертолет Ми-17В-5
Вертолет Ми-172 салон
Ми-172 пассажирский
Стратегия
По мнению аналитиков компании Rolls-Royce, до 2016 г. на ведущие позиции мирового рынка выйдет именно легкая авиатехника. Стратегия КВЗ ориентирована на эти прогнозы. На базе вертолета «АНСАТ» (с татарского — простой, несложный) он создает новые модификации — пожарный, санитарный, спасательный. КВЗ будет продавать новые модели в основном на латиноамериканском рынке. В 2010 г. завод произведет 75 вертолетов, что меньше, чем в 2009-м, но выручка предприятия увеличится за счет поставки более дорогих модификаций. В текущем году компания планирует выручить максимальную за последние 3 года выручку — свыше 18 млрд руб.
Прогноз В 2010 г. Казанский вертолетный завод планирует получить 18,5 млрд руб. выручки. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 10 млрд руб. |
Досье
Собственники 54,7% акций принадлежит ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» (58,6% акций которого — у «Росимущества») |
Год основания: 1940 |
Местоположение производства Казань |
Штат сотрудников 6,9 тыс. человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г. 23,7 млн руб. |
Образцы продукции |
6 КАМАЗ
с новыми моделями на Восток и в Азию
Один из лидеров автомобильного рынка России, формирующий бюджет Набережных Челнов, выводит машиностроение на вторую позицию в структуре татарстанской экономики. В прошлом году продажи компании упали в два раза, но она смогла удержаться на плаву благодаря госзаказу и удешевлению производства.
В условиях кризиса темпы работы отраслей — основных потребителей продукции КАМАЗа (добывающей и лесной отраслей, АПК и строительного сектора) — замедлились, и спрос на грузовые автомобили упал. За 9 мес. 2009 г. компания продала в России 14,6 тыс. грузовых автомобилей, что на 54,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В итоге компании пришлось внедрять альтернативную стратегию выживания в кризисной ситуации — массовое производство продукции с низкой себестоимостью и привлекательной ценой. Во второй половине 2009 г. рынок начал расти (в III квартале — на 15,2% по сравнению со II кварталом). Кроме того, КАМАЗ попал в список системообразующих предприятий, которому правительство оказало поддержку — в частности, предоставило госгарантии по кредитам и реструктурировало задолженности по налогам и сборам. Предприятие получило госзаказ на поставку грузовиков на сумму 13,9 млрд руб. При общем сокращении производства на 45% доля предприятия на российском рынке грузовых автомобилей соответствующего класса увеличилась вдвое — с 28,% до 56,5%.
География рынков сбыта
Все регионы России и более 30 зарубежных стран, среди которых самые крупные импортеры — Украина, Казахстан, Туркменистан, Вьетнам.
Основная продукция
Грузовые автомобили полной массой свыше 14 т; дизельные и газовые двигатели мощностью 285-420 л.с.; автомобильные компоненты и запасные части к грузовым автомобилям и двигателям; городские, пригородные и междугородные автобусы; сельскохозяйственные колесные тракторы; оборудование для спецавтомобилей.
Досье
Собственники «Ростехнологии» — 37,8%, консорциум, возглавляемый «Тройкой Диалог» — 44,4%, «Даймлер» — 10% |
Год основания: 1969 |
Местоположение производства Набережные Челны |
Штат сотрудников 44050 человек |
Налоги в бюджет РТ в 2008 г.* 2 млрд руб. |
Образцы продукции |
Стратегия
В 2010 г. предприятие намерено продать 27,2 тыс. автомобилей, а к 2013 г. — 46,1 тыс. Планируется, что объем выручки к 2013 г. составит 128,9 млрд руб. и вернет компанию на докризисный уровень производства. Объем инвестиций в развитие компании составит 19,7 млрд руб. В числе стратегических приоритетов до 2018 г.: начало выпуска принципиально нового модельного ряда, освоение новых перспективных рынков: Иран, Индия, страны Ближнего Востока.
Прогноз В 2010 г. КАМАЗ по прогнозам аналитиков получит выручку в 65,7 млрд руб. |
Выручка за 9 мес. 2009 г. 9,8 млрд руб. |