Меню

Татарстанскому бизнесу в Крыму «похвастаться» нечем

Татарстан готовит очередную бизнес-миссию в Крым, участники которой хотят занять новый рынок. Эксперты, признавая, что и сейчас «похвастаться» нечем, говорят, что ожидали от полуострова большего.

Татарстанские предприниматели снова отправятся с бизнес-миссией в Крым. Порядка 15 бизнесменов намерены изучить местный рынок для того, чтобы открыть здесь свои предприятия. Поездка намечена на конец лета-начало осени, и итоговый список участников пока не сформирован. Это уже не первая попытка татарстанского бизнеса освоить рынок новых российских территорий.

Бизнес-миссии, которые формировались Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана и в которых участвовали представители Торгово-промышленной палаты республики, министерства экономики и тогдашнего центра по развитию предпринимательства при минэкономики РТ, отправлялись на полуостров с момента его присоединения к России.

В 2014 году в Крым поехали как представители общепита, так и промышленных предприятий. Тогда, как говорят в Ассоциации, было много желающих поехать, но взять всех с собой не получилось.

Сейчас интерес к новой территории не убавился, констатируют организаторы бизнес-поездок, однако сами признают: ни одна из таких бизнес-миссий не завершилась успешно, хотя изначально какой-то бизнес в Крыму начинал работать. По словам руководителя комитета по межрегиональному развитию ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Ришата Набиуллина, пока только один татарстанский предприниматель, поехавший в Крым за новым рынком от бизнес-миссии, смог найти свою нишу.

Остальные, по тем или иным причинам, свернули свою деятельность, говорит предприниматель.

«Мы когда пошли в гостиницы ночевать, получилось, что уровень сервиса оказался очень низким. Даже одноразовых полотенец и мыла было мало, да и качества они были невысокого.

Один наш предприниматель, насколько я знаю, воспользовался этой ситуацией. Привез каталоги с продукцией и сейчас в этом сегменте занимает немалую долю рынка. Из 17 участников прошлогодней бизнес-миссии запустились трое, знаю, у двоих что-то не пошло. Одни открылись, но их местные подвели, не получилось открыть мини-завод», - рассказал Ришат Набиуллин.

Единственное направление, которое пользуется успехом в Крыму и интересно Татарстану – крупное строительство. В Бахчисарайском районе Крыма татарстанские строители обосновались уже давно. Но это крупные проекты, а не малый и средний бизнес, говорит эксперт.

На полуострове ФАПы татарстанский КЭР-холинг, к примеру, начал строить с самого присоединения новых территорий.

«Самое лучшее, что есть, это большая экономическая зона (Особая экономическая зона в Крыму – DK.ru). Если стать резидентом этой зоны, то большие послабления по налогам. С этого года начали выплачивать деньги за инженерные сети. Наш "Татинвестгражданпроект" занимается этим. Перспективный регион, если заходить через тендер, но и если как самостоятельный предприниматель заходить, большое количество предложений можно найти», - уверен Ришат Набиуллин.

В Торгово-промышленной палате Татарстана оптимизма коллег по предпринимательским объединениям не разделяют. Как говорит заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев, Татарстан начал крупные проекты, такие, как завод по производству пластиковых труб. Есть небольшие формы предприятий, гостиничный бизнес, сады, но это то, что уже было развито в регионе. И, по сути, сейчас «похвастаться» особенно нечем.

«Ожидания были очень большие у многих предпринимателей с точки зрения вложения государственных денег в республику Крым. Поэтому интерес был высокий, готовы были «подставить плечо» и помочь. Но, насколько я на сегодняшний день владею информацией, особенно похвастать нечем, потому что многие компании только присматриваются к данной территории. Они находятся в «режиме ожидания».Я знаю, что есть несколько проектов, связанных с переработкой цемента, но, насколько я знаю, он немного «подвис», - рассказал Артур Николаев, который считает, что, возможно, крупные промышленные проекты это не то, что сейчас нужно в Крыму.

Бизнес действительно изучает Крым и подстраивается под новый рынок, соглашаются предприниматели, открывшие компании на полуострове. С момента присоединения, экономика региона еще трансформируется к «усредненно российскому» уровню, поэтому необходимо ждать, говорят они.

По мнению владельца салонов итальянской мебели "Ромино" и Scavolini Романа Егорова, Крым недостаточно развит, но возможности для бизнеса есть.

«Первый бизнес в Крыму, финансовый, я открыл еще в июне 2014 года, сразу после референдума. В августе 2015 года  был открыт салон итальянской мебели, работающий в премиальном сегменте. Несколько месяцев после открытия народ присматривался к нашей работе, но затем пошли заказы, люди поверили в нашу надёжность. Крым оказался довольно специфичным регионом, однако мы должны подстраиваться под местный менталитет.
 
Проблемы есть в кадрах, далеко не все привыкли работать в рыночных условиях и выкладываться полностью, даже за повышенную зарплату Для Крыма это очень актуально, местные работодатели жалуются на то же самое. Проблемы в настроениях владельцев недвижимости, привыкших работать в долларах - это мы уже проходили в России девяностых, эта проблема требует только времени.
 
Проблемы с рекламой, она еще дикая и "непричесанная", рекламодатель избалован вседозволенностью, в результате сильно страдает лицо города. В печатной рекламе тоже не всё гладко - нет нужных в нашей работе глянцевых журналов, зато в изобилии листовки и флаеры.
 
Заниматься бизнесом в Крыму можно и нужно, и места там хватает сейчас всем. Но надо быть готовым к этапу начального неприятия, и раскачка займет не мненьше полугода. Быстрых денег ждать там нельзя».

Сразу после открытия салонов Ромина и Skavolini появились конкуренты в таком же сегменте, а это значит, что рынок развивается. К тому же, меняется законодательство - его приводят в соответствие с российским. «То, как мы начинали работать, и то, что происходит сейчас, это совсем разные условия», - признает Егоров.

По мнению Ришата Набиуллина, рынок в Крыму сейча настолько открыт, что занять можно абсолютно любую нишу – от сантехнических услуг до кадастровой оценки земли.

«Даже если сантехником прийти, работы очень много. Там все канализации, все системы перестраиваются. Они были "заточены" под туристический бизнес. А мы тут приехали, хотим все обновить под российские стандарты. У нас здание с тремя лампочками должно работать, а у них с одной, и по российским законам санэпидемстанция не пропустит. Есть нормативные моменты, которые нужно менять.

Все, что связано с землей, нужно регулировать. Когда Украина уходила, они забрали все документы, не оставив информацию о том, кому какие земли принадлежат», - говорит Ришат Набиуллин.

Ранее заместитель руководителя ростуризма Алексей Конюшков заявил, что за два года в Крыму не было не реализовано ни одного проекта в отрасли туристической инфраструктуры, поэтому регион не может принимать большое количество туристов.