Как удается находить золотую середину между критикой и конструктивом, почему некоторые чиновники не любят «Бизнес и власть» и зачем татарстанские предприниматели отстаивают хостелы по всей России?
Бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов за два года вывел проект встреч чиновников и предпринимателей на уровень, охватывающий почти всех бизнесменов республики. В июне 2016 г. встречи поставили рекорд, перевалив планку в 30 тыс. опрошенных человек.
Предприниматели ждут встреч
Когда мы только начинали, это было что-то новое, непонятное, не все представляли, как институт бизнес-омбудсмена будет работать. За два года мы расширили географию по сбору вопросов: сейчас мы доходим до всех муниципалитетов. Во всех районах Татарстана по инициативе президента появились Советы по предпринимательству при главах.
Сейчас у нас есть реальные механизмы для того, чтобы абсолютное большинство предпринимателей Татарстана были услышаны. И, несмотря на «неудобность» их вопросов для властей, мы намерены давать им эту возможность. Это люди не только из городов, но и из сельской местности. Мы успешно предоставляем им такую площадку, и количество поступивших на встречу с президентом вопросов показывает активность бизнеса.
Людей волнуют во многом похожие вопросы, и, соответственно, отвечая на один вопрос, мы отвечаем сразу многим
Проект помогают развивать и сами предприниматели, которые ждут каждую встречу. Мы стараемся достучаться даже до тех, кто по каким-то причинам о «Бизнесе и власти» не знает. Но, я думаю, сейчас большинство бизнесменов в курсе. Наша цель — дать возможность любому предпринимателю Татарстана сформулировать свой вопрос, принять участие во встрече и включиться в решение проблем бизнеса в той или иной форме. Для этого мы и собираемся.
Последняя встреча, в частности, проходила в онлайн-режиме, записывалось видео. Это нужно, потому что людей волнуют во многом похожие вопросы, и, соответственно, отвечая на один вопрос, мы отвечаем сразу многим. Много жалуются на уголовное преследование, на земельно-имущественные вопросы, как минимум половина обращений — это вопросы к муниципалитетам. В этом году стало больше обращений на действия надзорных органов.
Мы даем понять, как те или иные сферы должны развиваться, ведь практически все вопросы, хоть и касаются конкретных примеров, характеризуют системные проблемы. Эти проблемы нужно решать на уровне республики, порой — на уровне президента.
Поднимая проблему одного предпринимателя, мы решаем проблему всех бизнесменов.
И это единственный правильный путь — мы поняли это за годы работы проекта. Когда мы задаем чиновнику вопрос, что теоретически видим проблему вот в этом, первая его реакция: «Дайте примеры». И тогда мы показываем чиновникам живых людей, которые с этой проблемой столкнулись, они ее знают от и до. В этом случае аргумент, что «это никого не затрагивает и не касается», практически не работает. Становится очевидным, что нужно искать решение.
Мы за время работы смогли повернуть многие органы власти в сторону бизнеса. Например, в муниципалитетах пошла активная работа с бизнесом. Стало хорошим тоном слышать бизнес, участвовать в решении его проблем и быть, что называется, в откровенном и открытом диалоге с бизнесом.
Критику слышать всегда неприятно
У многих коллег-чиновников возникают претензии к нам и к проекту, когда они получают какую-то критику, например, когда озвучивается недовольство их эффективностью. Критику слышать всегда неприятно. Предприниматели всегда выступали и будут выступать с объективной повесткой, здраво и разумно критиковать и вносить свои предложения, ведь это практики, которые имеют свое мнение. Им виднее, как сделать так, чтобы их бизнес лучше развивался. Мы понимаем, что без здоровой критики ни одна система не сможет развиваться. «Бизнес и власть» — это именно умение коммуницировать между собой, умение слышать, понимать проблемы друг друга и работать с этими проблемами.
Мы провели встречи с участием крупных республиканских министерств, федеральных органов власти, от которых зависит развитие бизнеса в Татарстане. Проект не может ни в коем случае быть удобным и комфортным для всех представителей власти. В первую очередь потому, что он рассматривает под лупой проблемы взаимоотношения бизнеса и власти, и, если он будет комфортен для всех, значит, и взаимоотношения тоже комфортные, а это не так сегодня.
Самый свежий пример — ситуация со штрафами АТИ (Административнотехническая инспекция. — DK.ru) в Бугульме, о которой предприниматели рассказали на встрече с президентом. У инспекции пока нет формы какого-либо предупреждения для предпринимателей — сразу штраф. Понятно, когда бизнесмен не хочет убирать мусор со своей территории, приводить в порядок фасад, очищать предприятие от снега, наверное, в отношении него нужно предпринимать какие-то санкции.
Но доходит до казусов — когда предприниматель просто не знает о нормах законодательства, а узнает о них только через штрафы. Хотя большинство из бизнесменов готовы исправиться, не дожидаясь штрафа, если бы им об этом вовремя сказали.
Проблема АТИ в Бугульме — это проблема всей республики. Мы уже съездили туда, подробно говорили, что должен быть здравый смысл в деятельности. Это новый орган в городе, они, возможно, местами неэффективно работают, есть перегибы на первом этапе, но проблема в другом.
В статье 3.6 КоАП РТ отсутствует такая норма наказания, как предупреждение. Есть только штраф. Соответственно, когда инспекторы выходят на объекты, они, выявляя нарушение, сразу должны фиксировать это штрафом. По-другому они не имеют права действовать. Нам, конечно, нужно проработать этот вопрос и каким-то образом смягчить регулирующую функцию государства.
Но есть ведь и другая крайность, когда предприниматели не соблюдают правила благоустройства города. В итоге жители жалуются на мусор, на неудовлетворительное состояние фасадов. Властям очень важно иметь возможность регулировать этот вопрос. И такое регулирование всегда будет, просто оно должно быть в легальной форме, отвечающей здравому смыслу. Мы не имеем права вносить законодательные инициативы, поэтому мы свои предложения будем прорабатывать и направлять их в компетентные органы, чтобы найти решения.
Предпринимательские советы
У нас появился еще один важный ресурс — Совет по предпринимательству при президенте РТ. Это ни в коем случае не замена проекта «Бизнес и власть». Они существуют отдельно, но помогают решать общие для предпринимателей вопросы, взаимодополняя друг друга.
Многие вопросы, которые звучат в рамках проекта «Откровенный разговор», в Совете мы начинаем решать практически. Ведь для бизнесмена, который видит проблему, остается загадкой, какой государственный орган может ее решить.
Совет — это форма работы проектных групп, когда проблема выявлена, с проблемой все согласны. Тогда в работу вступает этот инструмент, который позволяет вместе с бизнесом и властями находить системные решения, вместе вырабатывать их и продвигать в жизнь.
Один из самых успешных примеров такой работы — приход казанских предпринимателей в парки и скверы. В Совет по предпринимательству при президенте обратились несколько предпринимателей, чей бизнес связан с активным отдыхом и развлечениями. Это были владельцы прокатов велосипедов и другого спортинвентаря, точек общепита, продажи продуктов.
Вопрос о прозрачных условиях ведения бизнеса в парках и скверах поднимался еще в 2015 г. Но только с созданием Совета у нас появился понятный инструмент и площадка для того, чтобы эти условия разработать. Проектную группу возглавила помощник президента Татарстана Наталия Фишман.
Мы провели несколько заседаний вместе с предпринимателями, чтобы каждый мог высказать предложения и комментарии о том, какие правила размещения торговых точек и других объектов в парках нужно предусмотреть. Затем консолидировали все полученные от бизнеса предложения, и они уже легли в основу концепции, разработанной исполкомом Казани.
Совсем недавно наши поправки, облегчающие условия работы хостелов, многие из которых по новым правилам размещения могли бы закрыться, были рассмотрены на федеральном уровне. Работа многих хостелов могла стать либо нелегальной, либо полностью исчезнуть. Для людей это ничем хорошим бы не обернулось — качество сервиса не вырастет, повысятся затраты, цены, а доступность и количество мест снизятся. Совету удалось добиться оперативных и конкретных предложений за счет коллективной работы предпринимателейхостельеров, которые собрались на площадке Совета. Буквально за одну встречу мы выработали предложения по поправкам.
Мы консолидировали все предложения и от имени Совета по предпринимательству направили их депутату Госдумы Александру Сидякину. Он сразу принял их в рассмотрение, и через несколько дней предложения были внесены в Госдуму.
Беседовала Карина Каримова