Меню

Турбизнес и власть: важные вопросы и ответы "Откровенного разговора" с Сергеем Ивановым

Накануне в Казани прошла очередная встреча проекта "Бизнес и власть: откровенный разговор". На этот раз о своих проблемах главе госкомитета по туризму рассказали казанские туроператоры и агентства.

В Казани прошла встреча турбизнеса с главой комитета по туризму Сергеем Ивановым, на которую стороны собрал умполномоченный по защите прав предринимателей в Татарстане Тимур Нагуманов. Бизнес пожаловался властям на сложности, которые у компаний возникнут в связи с поправками в законодательство, недоступность интернета в ресторанах и страховые компании. 

Фото: evening-kazan.ru

 

«Мелким турагентствам лучше закрыться…»

С 1 января вступают в силу поправки в законодательство, по которым турагентства должны будут действовать только по поручению туроператоров, а самим крупным туроператорам нужно будет получать лицензии на международный или въездной туризм. Как быть небольшим турагенствам, которым не по карману будет та стоимость, что нужно внести на счета туроператоров в качестве депозита, чтобы работать с туристами?

Надежда Струненкова из турагенства "Турмастер" считает, что небольшим компаниям в этом случае лучше закрыться.

Глава госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов увидел у этой проблемы есть две стороны. Поправки в закон защитят интересы простых покупателей туров, которые могут столкнуться с обманом при приобретении туров, но и наведут порядок на рынке, который никак не регулируется с точки зрения захода на него мошенников, сказал Сергей Иванов.

«Такие изменения усложнят жизнь небольшим агентствам, но давайте смотреть правде в глаза, турагентства берут с клиентов огромные деньги. Но нет порога для входа таких компаний на рынок. Часто это компании из одного стола и стула, но деньги они берут в полном объеме», - говорит он.

Человек, который оказывается обманутым, вынужден только судиться с турагентством, так как других механизмов для воздействия на недобросовестных игроков сейчас нет. Крупные туроператоры будут более тщательно выбирать своих агентов, а новым компаниям придется вносить большие суммы на депозит, чтобы доказать свою состоятельность.

Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" вступит в силу с 1 января 2017г.

Проблемы  с новым законом возникают и у компаний, которые хотят получит лицензию на туроператорскую деятельность. Как говорит директор компании «Интел Тур Казань» Лилия Савельева, банки не хотят выдавать гарантии турагентствам на эту работу. Как комитет может помочь предпринимателям получить банковские гарантии?, спросила она.

Минимальная сумма страхового покрытия сейчас – 30 млн руб., но страховые компания предлагают турагентствам на первый год работы застраховаться на 50 млн руб., рассказала она.

Сергей Иванов отметил, что затраты на лицензию, это «порог», который будет устанавливаться для защиты потребителей и рынка от мошеннических схем, когда с помощью финансовых пирамид, которые выстраиваются внутри туристических компаний, собраются деньги, «растворятся», а туристы потом не могут получить страховое возмещение.

«Когда вы начинаете оказывать туроператорские услуги, то расчет идет не десятков, а сотен миллионов рублей. В любом случае, по выездному туризму туроператор берет на себя колоссальную ответственность за человека. Вы несете ответственность за его жизнь и здоровье. Было несколько случаев, когда суммы страхового покрытия не хватало, чтобы удовлетворить жалобы туристов, чей туроператор объявил себя банкротом. Страховая компания понимает, что, если она берет взнос на 100 тыс. руб., а ответственность у нее – на 10 млн руб., у некоторых туроператоров возникает желание воспользоваться этой схемой», - говорит он.

 

Руководитель агентства внутреннего туризма «Гостеприимная Казань» Ленар Газизуллин рассказал, что у компаний возникают проблемы со страховыми компаниями и при страхованию гражданской ответственности туроператоров – страховщики просто не хотят предоставлять такие услуги, ссылаясь на «приказ сверху» и риски, связанные с нестабильной внешнеполитической ситуацией.

Пожаловались представителям власти и предприниматели, работающие в перевозках туристов. По словам главы транспортной компании «АйлантFelix» Ильнура Тимургалиева, сейчас страховые компании не хотят страховать перевозчиков ни по ОСАГО, ни по КАСКО.

«Они просто говорят, что мы не страхуем автобусы, хотя, по закону должны. Приходишь в страховую, хочешь продлить страховку, а они не оформляют. А на следующий день мне нужно выезжать – у меня уже принят заказ. Я не могу выехать без страховки», - рассказал предприниматель.

Глава госкомитета по туризму Сергей Иванов заявил, что «впервые слышит» о том, что компании не страхуют по КАСКО и пообещал взять вопрос в работу. Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов также сказал, что разберется в ситуации – проблему, как и запрос по стоимости страховок для туроператоров, он направит в разработку  Совета по предпринимательству.

 

Непонятно, как будут регламентироваться взаимоотношения турагенств и туроператоров по новому закону. Как турагенства будут получать прибыль от туроператора?, спросила Сергея Иванова глава турагентства «Баттерфляй-Тревел» Вероника Осипова.

Как признал глава госкомитета по туризму, сторонам придется самим искать возможности взаимодействия, потому что законом это не прописано. И это будет конкурентный механизм работы туроператоров со своими партнерами, уверен Сергей Иванов.

«Законом не регулируется, когда туроператор должен начислять вознаграждение небольшим компаниям. Вы для себя можете решить, кому вы будете вносить депозит – тому, кто вам перечислит деньги через полгода, или тому, кто заплатит сразу после возвращения туристов из поездки», - сказал он.

 

"Мы теряем лояльность клиентов»

Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова рассказала главе госкомитета по туризму, что федеральное законодательство усложняет сегменту работу с клиентами – нужно обеспечить идентификацию каждого входящего в сеть при коллективном доступе к точке Wi-Fi.

На сегодняшний день нет ни программного обеспечения, позволяющего предоставить доступ к сети, ни партнеров в оказании этих услуг, говорит она. Есть ли наработки по вопросу доступа к интернету в ресторанах и отелях?

«Как сделать так, чтобы каждое заведение получало качественное подключение к интернету? На сегодняшний день качество на 35% плохое. Только 65% заведений получают доступ к сети. Они несут дополнительные расходы на смс-информирование своих гостей. И оплачивают услуги интернет-провайдеров из своих средств. Мы теряем лояльность клиентов. И это проблема не одного, а  5-6 крупных игроков на рынке, не решает эту проблему и «Таттелеком», - пояснила она.

 

Есть ли программы для B2C-туристов, когда они приезжают в Татарстан с бизнес-целями? - спросил у главы госкомитета по туризму исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Альберт Кабиров. По его словам, в республике много говорится о развитии экскурсионного туризма, сельхозтуризма и даже промышленного туризма, но для общения бизнеса друг с другом ничего не предусмотрено.

Г-н Иванов пояснил, что у массового продукта, который позволял бы всем посещать предприятия, нет будущего, потому что предприниматели  хотят знать, кто к ним будет приходить и с какими целями изучать работу конкурентов, либо коллег.

«Любой директор завода спросит – кто эти люди, которые хотят ко мне прийти? У них есть своя коммерческая тайна. Компания может у себя принять туристов только в том случае, если они будут либо ее клиентами, либо поставщиками», - сказал он.

 

Задали вопрос Сергею Иванову и иностранные инвесторы. Генеральный директор бизнес-отеля «Кортъярд Марриотт» в Казани Джон Обраен признался, что с развитием в городе туризма становится все сложнее найти сотрудников в гостиницу, как на кухню, так и в целом для обслуживания посетителей в ресторане.

Есть ли какие-то программы, которые бы привлекали студентов вузов на работу и на стажировку в гостиницы?, спросил он у главы госкомитета по туризму.

«Есть Ассамблея туристских волонтеров, участников которой мы привлекаем на работу в рестораны и гостиницы. Давайте встретимся со всеми отелями и обсудим, каковы сейчас потребности в персонале. Координация с вузами по подготовке специалистов для сегмента общепита очень важна для нас, давайте вместе решать этот вопрос», предложил глава комитета.