эксперты Дамир Абузяров гендиректор компании «Главстрой» Владислав Овчинников директор компании «Базис Металл» Олег Портнов исполнительный директор компании «Татметалл» Александр Сафронов началь
эксперты
Дамир Абузяров
гендиректор компании «Главстрой»
Владислав Овчинников
директор компании «Базис Металл»
Олег Портнов
исполнительный директор компании «Татметалл»
Александр Сафронов
начальник отдела продаж «КОМТЕХ-Казань»
Сергей Сидоров
замдиректора торгового дома «Северсталь-Инвест» (филиал в Казани)
Фарит Саляхов
директор региональных продаж «Сталь Групп НН»
Зачем трейдерам сервисные металлоцентры?
Сколько стоит развитие сервисной структуры?
Последний бум на рынке металлоторговли в Казани был связан с праздником тысячелетия города и ростом строительного рынка. По данным экспертов, за 2005-2006 гг. потребление металла в городе в строительном секторе выросло примерно в три раза. На строительстве и реконструкции объектов в рамках подготовки к празднованию юбилея Казани за пять лет получено 12 млрд руб. из бюджета Российской Федерации, 38,6 млрд — из регионального бюджета, еще 35,7 млрд привлечено за счет средств инвесторов.
Кроме того, на это время пришлась активизация инвестиционных процессов: начал свое формирование рынок коммерческой недвижимости региона. Казань — один из первых городов Поволжья, куда началась массовая экспансия федеральных ритейлеров и девелоперов.
По подсчетам мэрии Казани, в 2006 г. на 1 000 жителей города приходилось по 811 кв. м торговых площадей (в 2005 г. — 775 кв. м). По данным Cushman & Wakefield/Styles & Riabokobylko (C&W/S&R), в 2004 г. было построено 10 современных торговых центров, в 2005 г. в городе было открыто еще семь объектов, а к концу 2006 г. действовало уже 28 торгово-развлекательных центров общей площадью около 606 тыс. кв. м.
«Тысячелетие очень сильно активизировало строительный рынок, — считает Сергей Сидоров, замдиректора торгового дома «Северсталь-Инвест» (филиал в Казани). — В 2006 г. потребление металлопроката в Казани было очень высоким — порядка 40 тыс. тонн в месяц. В 2003 г. — не более 21 тыс. тонн». По данным Владислава Овчинникова, директора компании «Базис Металл», металл в смете расходов на приобретение стройматериалов занимает в панельном домостроении порядка 10%, в монолитном — порядка 40%. «Чтобы было легче представить: когда строится 16-этажный монолитный трехподъездный дом, на один только этаж «уходит» до 60 тонн металла. Умножьте эту цифру на 16», — объясняет Владислав Овчинников.
По оценкам Дамира Абузярова, гендиректора компании «Главстрой», до 95% металлопродукции, которую сейчас предлагают трейдеры, — это прокат для нужд строительного комплекса.
Сегодня именно строители являются основными потребителями черного металла, и рынок металлопроката реагирует на активизацию инвестиционных процессов в девелопменте.
По оценкам специалистов компании «Главстрой», за последние годы ежегодный прирост спроса на металл составляет 30%. В компании «Базис Металл» говорят, что стабильный прирост спроса начался еще раньше: «Начало этому положила, в том числе, Программа ликвидации ветхого жилого фонда, которая действовала в Татарстане с 1996 по 2004 гг., а потом была подхвачена региональной Программой социальной ипотеки», — говорит г-н Овчинников.
В связи с проведением в 2013 г. Универсиады трейдеры ожидают аналогичного всплеска. По мнению Олега Портнова, исполнительного директора компании «Татметалл», потребность в металлоизделиях в связи со строительством новых объектов к Универсиаде должна увеличиться.
По данным мэрии Казани, бюджет всех строительных объектов к Универсиаде составляет 604 млн евро. В эту сумму входит: строительство спортивных объектов и сооружений, возведение деревни Универсиады, площадь застройки которой — 30 га (в том числе строительство 300 тыс. кв. м жилья), Академии тенниса, Дворца водных видов спорта (территория застройки — более 50 тыс. кв. м), Дворца единоборств (площадь застройки — более 25 тыс. кв. м, объекта — 17 тыс. кв. м), футбольного стадиона «Казань» (площадь застройки — 40 тыс. кв. м). Кроме того, до 2012 г. нас ждут масштабная реконструкция Международного аэропорта «Казань» (Терминала-1) и строительство новых терминалов.
«Сейчас 2008 г., объекты под отделку должны сдаться в 2011-2012 гг. Значит, рынок активизируется в этот промежуток времени», — говорит Абузяров. По его подсчетам, потребление металла в период строительства этих объектов возрастет минимум в два раза. Если приплюсовать специфическую продукцию — уголки, балки, трубы, — то минимум в три раза».
По данным Сергея Сидорова, сегодня видимое потребление металла в Казани составляет примерно 40 тыс. тонн в месяц.
Впрочем, Дамир Абузяров считает, что Универсиада в полной мере активизирует рынок местных металлотрейдеров лишь в том случае, если заказы не достанутся пришлым подрядчикам. «Вспомните, что было с объектами на тысячелетие. Ту же «Татнефть-Арену» строила финская компания. Насколько мне известно, поставки металла шли из Петербурга. Для строительства Конноспортивного комплекса и ТЦ «Тандем» была привлечена турецкая «Одак Иншаат», часть металла закупалась в Турции. Все работы на объектах тысячелетия Казани проводились почти на 80% внешними субподрядчиками», — отмечает он.
По оценке экспертов, доля крупных игроков на казанском рынке составляет сейчас порядка 85%. Это совокупная доля федеральных компаний и местного «Татметалла» (порядка 18%).
Директор региональных продаж «Сталь Групп НН» Фарит Саляхов: «Металлоторговые предприятия, входящие в финансово-промышленные группы, чувствуют себя на рынке металлопроката более уверенно, чем металлоторговцы-одиночки. Например, ОАО «Татметалл», входящее в группу предприятий ОАО АИКБ «Татфондбанк». Работа с крупными местными заводами позволяет получать значительные скидки за большой объем закупок у производителей. Впрочем, «Татметаллу» приходится предоставлять заводам значительные по времени отсрочки платежей, но корпоративные связи облегчают взаимопонимание по соблюдению платежной дисциплины за данные поставки».
По данным Сергея Сидорова, в 2005-2006 гг. в городе открыли филиалы ряд федеральных металлотрейдеров.
«Примерно в это время сюда пришел «Метрис» с головным офисом в Москве, затем такие «гиганты», как «Мечел-Сервис» и «ЕвразМеталлУрал». Еще позже — такие крупные игроки, как «Инпром» и «ТиссенКрупп Материалс». Процесс вытеснения «федералами» местных, по воспоминаниям г-на Сидорова, начался еще в 2002 г., и их доля рынка растет с каждым годом. «Вытеснение происходит одним путем: «федералы» дают потребителям более низкую цену. Нельзя сказать, что кто-то из местных компаний ушел с рынка, и поэтому их доля уменьшилась. Просто они урезали свои планы продаж. Если «Татметалл» раньше продавал по 8-9 тыс. тонн, то сейчас не больше 5 тыс.», — констатирует эксперт. Крупные игроки продают 2-5 тыс. тонн металла в месяц, мелкие игроки — от 300 до 1 тыс. тонн.
Помимо уменьшения объемов продаж, «местные» переориентировались на розницу. «ТД «Главмет», «Базис Металл», «Виват-металл» сделали это в 2002 г., «Центрметалл» — в 2005 г., когда на рынок зашли «крупняки»: «Мечел-сервис» и «Карбофер Металл Урал», — говорит г-н Сидоров.
Фарит Саляхов говорит, что местные небольшие игроки в основном удовлетворяют нужды населения и небольших фирм — им нужен широкий ассортимент металлопроката, но в небольших количествах. За счет более развитого сервиса — например, порезки в размер, продажи метражом, доставки — они имеют более высокую наценку и на сравнительно небольших объемах металла имеют более высокие прибыли в расчете на одну тонну металла, чем крупные оптовые компании.
По информации Владислава Овчинникова, всего в Казани и пригородах работает 16 крупных металлобаз, из них примерно пять имеют отношение к заводам-металлопроизводителям. Остальные же игроки либо совсем незаметные, либо небольшие частные инвесторы, они включаются только в самый жаркий сезон — выходят на рынок в пик ажиотажного спроса. «В январе купили металл, складировали и сейчас «выкидывают» на рынок по ценам ниже, чем порой можем предложить мы. Так они и ломают рынок. Хотя их доля не так уж велика», — делает оговорку Владислав Овчинников. В связи с Универсиадой эксперт ожидает активизации таких игроков: «В начале года средняя цена арматуры составляла 18 тыс. руб. за тонну, а сейчас уже подходит к 40 тыс. руб. Если учитывать, как арматура росла с начала года, быть металлотрейдером — это выгоднее, чем играть на бирже», — иронизирует Овчинников.
По ожиданиям экспертов казанского рынка, крупные заказы с объектов казанской Универсиады мелким трейдерам все равно не достанутся. Г-н Абузяров напоминает, что поставки металла на объекты тысячелетия производили в основном крупные компании: «Мечел» (арматура), «Евраз», «Металлопром», «Интерметпоставка», «Металлинвест» и «Сталепромышленная компания», и этому есть ряд объяснений.
«У торговых домов покупать выгоднее, чем на заводе. Посредники, работающие на рынке, создают определенный запас. Иногда на заводе цены уже поднялись, а у них еще нет. Кроме того, у некоторых дилеров металлобазы «разбросаны» по всей стране, а значит, необходимый для заказа объем металла они могут перекинуть сюда из других регионов», — объясняет Дамир Абузяров. «У дилеров заводов покупать выгодно. У перекупщиков, особенно небольших, — бешеные цены!», — резюмирует эксперт.
Сергей Сидоров: «У крупных компаний есть ряд весомых преимуществ. Например, у них большой ассортимент, хорошие цены и есть возможность грузить в акцепт — по «длинным» соглашениям с рассрочкой платежа». По словам г-на Сидорова, цены на металлопрокат у небольших трейдеров на 5%, а порой и на 15% выше, чем у крупных.
Начальник отдела продаж «КОМТЕХ-Казань» Александр Сафронов предположил, что «большие заказы на поставку металла к Универсиаде наверняка достанутся «Татметаллу», потому что эта компания аффилирована с Правительством РТ, а также крупным дилерам — из-за преимущества в ценах».
В ситуации нарастающей конкуренции участникам рынка придется искать новые конкурентные преимущества. «Пока трейдеры конкурируют в основном за счет расширения сортамента и повышения качества услуг по обработке металлопроката», — констатирует Сергей Сидоров.
Получить преимущество на рынке позволят инвестиции в развитие сервиса. «Уверен, что скоро все металлотрейдеры будут стремиться открывать свои сервисные металлоцентры», — говорит Владислав Овчинников. По его мнению, эта тенденция уже намечается. «Уже сейчас трейдеры стремятся оказывать как можно больше сервисных услуг. Самые простые услуги — например, резка и размотка металлопроката на самом примитивном уровне — есть сейчас на многих металлобазах», — говорит г-н Овчинников.
Сергей Сидоров согласен с коллегой: «Чтобы конкурировать сейчас между собой, игрокам уже мало просто поставок и демпинга».
Пока сервисных металлоцентров в полном понимании этого слова в регионе нет. Александр Сафронов сетует на дефицит сервиса: «Простой пример — в Казани «днем с огнем» не найдешь услуг по размотке рулонов и нарезке листового проката. Дело не в том, что дорого купить такой станок. Видимо, пока игроки не созрели до расширения линейки услуг. Скоро ситуация изменится — клиент захочет все больше услуг за те же деньги», — считает Александр Сафронов.
Сейчас по пути открытия сервисных металлоцентров идут многие компании. Другой вопрос, что в первую очередь такие площадки создаются в Москве и Санкт-Петербурге.
«Создание таких центров в регионах тормозится их весьма высокой стоимостью и сложностями в выделении необходимых площадок для их строительства, — считает г-н Саляхов. — В Казани среди металлоторговцев всего две компании серьезно продвинулись в этом направлении — это «Сталепромышленная компания», имеющая большой крытый складской комплекс и внедряющая услуги по обработке металлопроката, и ООО «Казанские стальные профили», создавшее прекрасно оборудованный комплекс по переработке оцинкованного листа и листа с полимерным покрытием».
Сергей Сидоров убежден, что основными клиентами сервисных металлоцентров будут строители. «Металобазы будут создавать сервисные металлоцентры, именно чтобы бороться за строительные заказы, ведь специфические работы по обработке металлопроката застройщикам намного выгоднее будет отдавать на аутсорсинг», — говорит он.
Однако развитие сервисного сегмента рынка только упрочит тенденцию вытеснения небольших трейдеров. Сидоров считает, что открытие сервисного металлоцентра по карману только крупным поставщикам металла. «Для начала надо подписать договор аренды производственной базы (примерно 700 тыс. руб. в месяц), нанять людей и «затарить» склад (около 2 тыс. тонн — примерно такова точка безубыточности, по 35 тыс. руб. за тонну — 70 млн руб.). Поэтому создание СМЦ — конкурентное преимущество для крупных игроков, для мелких же это неподъемно», — резюмирует эксперт.
Уточнение. В материале «Казанские предприниматели пытаются раскачать лодки», опубликованном в №7 «ДК» от 7 июля 2008 г., была допущена ошибка. Автозаправочная станция контейнерного типа для маломерных судов (по адресу ул. Магистральная, 46) официально зарегистрирована 20 февраля 2004 г. в Государственной регистрационной палате и в ГИМС РТ. Владелец АЗС – ООО «Сувар-Казань». Редакция приносит извинения.
цифры
Стройкомплекс потребляет почти 100% продаваемого в Казани металла
40тыс. тонн металла в месяц потребляет Казань
604млн — бюджет всех строительных объектов к Универсиаде
35тыс. руб. — средняя цена 1 тонны металлопроката
85%доля крупных игроков на казанском рынке
95%проката, продаваемого в Казани, потребляет стройкомплекс
16 крупных металлобаз работает в Казани
Источники: мэрия Казани, экспертные оценки.
ДАМИР АБУЗЯРОВ: «Универсиада в полной мере активизирует местный рынок, лишь если заказы на строительство объектов не достанутся пришлым подрядчикам».
СЕРГЕЙ СИДОРОВ: «Вытеснение местных игроков началось в 2002г., их доля снижается. «Федералы» дают потребителям более низкую цену. Местные сокращают планы продаж».
ВЛАДИСЛАВ ОВЧИННИКОВ: «Металл в смете расходов на приобретение стройматериалов занимает в панельном домостроении 10%, в монолитном — порядка 40%».
цитата
Получить преимущество на рынке позволят инвестиции в развитие сервиса. Самые простые услуги — резка и размотка металлопроката — уже сейчас есть на многих металлобазах.