Количество абонентов мобильного Интернета в 2009 г. выросло как минимум на треть, а выручка операторов от этой услуги стала сопоставима с доходом от SMS. К примеру, только в Ростовской области «бол
Количество абонентов мобильного Интернета в 2009 г. выросло как минимум на треть, а выручка операторов от этой услуги стала сопоставима с доходом от SMS. К примеру, только в Ростовской области «большая тройка» продала почти 200 тыс. 3G-модемов. Для частных клиентов в 2010 г. операторы вводят инновации: видеосвязь в сетях 3G и мобильное телевещание. В корпоративном сегменте будут развиваться М2М-сервисы (мобильная передача данных между устройствами). Кроме того, в некоторых регионах планируется запустить тестовые зоны по технологии 4G.
Прирост проданных SIM-карт в 2009 г. по сравнению с 2008 г., %
Челябинская область
15,1
Свердловская область
14,8
Республика Татарстан
14,3
Новосибирская область
13,5
Нижегородская область
9,7
Самарская область
9,1
Красноярский край
8,9
Ростовская область
3,8
1 | Челябинск
Челябинские операторы прогнозируют замедление темпов подключений: в 2009 г. прирост был одним из самых высоких по стране— 15%. Ценовая конкуренция в 2010 г. вряд ли будет острой: цены в городе уже сейчас низкие, а активных абонентов— лишь чуть более половины от всех проданных SIM-карт. Андрей Елизаров (МТС): «Дополнительные услуги, в том числе мобильный Интернет, станут основным драйвером роста доходов».
2 | Екатеринбург
Екатеринбургские игроки не ждут существенного изменения цен в 2010 г. Илья Васкецов («Уралсвязьинформ»): «В сегменте b2c наблюдается рост потребления услуг, поэтому ценовые войны маловероятны». К тому же в 2009 г. все операторы расширили линейку тарифов для беспроводного мобильного Интернета. А вот в сфере ритейла ситуация не столь благоприятная. За 2009 г. количество точек продаж в области сократилось на сотню.
3 | Казань
В Татарстане в 2010 г. ожидают появления тестовых зон сотовой связи 4-го поколения. Сети 3G развиваются успешно: за 2009 г. количество пользователей мобильным Интернетом в республике выросло на треть. Кроме того, операторы теперь выступают как полноценные игроки и на рынке стационарного Интернета: в 2009 г. закончилась сделка по покупке «ВымпелКомом» местного провайдера «Татинтелкома».
4 | Новосибирск
Активность операторов в Новосибирской области в 2009 г. многие эксперты связывают с выходом на рынок нового сильного игрока— TELE2. Дамир Тимершин («TELE2 Новосибирск»): «И частные, и корпоративные клиенты сейчас более склонны к смене оператора, поскольку стремятся к экономии. Наиболее ожесточенной может стать борьба за корпоративных абонентов, причем не только за крупных, но и за небольших».
5 | Нижний Новгород
Нижегородские игроки растут в основном за счет продаж SIM-карт в области. Денис Шейбаль («Связной»): «Еще не все категории граждан охвачены мобильной связью. Гонка подключений будет продолжена». Увеличивается и выручка от услуг доступа в Интернет. Андрей Еремкин («МегаФон»): «Если раньше «МегаФон» до 75% прибыли в сегменте VAS получал от SMS, то сегодня порядка 40-50% составляет доступ в Интернет».
6 | Самара
Самарский оператор СМАРТС закончил год без роста клиентской базы. Его представители ждут, что в 2010 г. члены «большой тройки» введут обязательный платеж для абонентов. Сергей Фролов (СМАРТС): «Этот шаг, с одной стороны, увеличит средний показатель ARPU по сети у федералов, с другой — спровоцирует абонентов с объемом потребления услуг на уровне 150-200 руб. в месяц к смене оператора связи».
7 | Красноярск
Красноярские ритейлеры опасаются демпинга со стороны сотовых операторов, которые все активнее предлагают рынку дешевые телефоны в комплекте с собственной SIM-картой. При этом уровень проникновения сотовой связи в крае более 160% — это один из самых высоких показателей в стране. Андрей Шевелев («Re: Цифровой»): «Демпинг со стороны сотовых операторов может привести к закрытию независимых сетей».
8 | Ростов-на-Дону
Ростовские операторы в 2009 г. смогли нарастить клиентские базы всего на 4%. Причина в приоритетах: весь год они работали с активной частью своих абонентов и пытались увеличить средний чек. Михаил Макаров («Скай Линк— Ростов»): «Будущее рынка мобильного Интернета связано с безлимитными тарифами. Конкуренция между мобильным и фиксированным Интернетом будет усиливаться».
В Татарстане операторы продали на треть больше SIM-карт, чем в Новосибирской области
Количество проданных SIM-карт, млн шт.
Источник: ТОП-лист «ДК».
Прирост проданных SIM-карт в 2009 г. по сравнению с 2008 г., %
Челябинская область
15,1
Свердловская область
14,8
Республика Татарстан
14,3
Новосибирская область
13,5
Нижегородская область
9,7
Самарская область
9,1
Красноярский край
8,9
Ростовская область
3,8
Челябинские операторы прогнозируют замедление темпов подключений: в 2009 г. прирост был одним из самых высоких по стране— 15%. Ценовая конкуренция в 2010 г. вряд ли будет острой: цены в городе уже сейчас низкие, а активных абонентов— лишь чуть более половины от всех проданных SIM-карт. Андрей Елизаров (МТС): «Дополнительные услуги, в том числе мобильный Интернет, станут основным драйвером роста доходов».
2 | Екатеринбург
Екатеринбургские игроки не ждут существенного изменения цен в 2010 г. Илья Васкецов («Уралсвязьинформ»): «В сегменте b2c наблюдается рост потребления услуг, поэтому ценовые войны маловероятны». К тому же в 2009 г. все операторы расширили линейку тарифов для беспроводного мобильного Интернета. А вот в сфере ритейла ситуация не столь благоприятная. За 2009 г. количество точек продаж в области сократилось на сотню.
3 | Казань
В Татарстане в 2010 г. ожидают появления тестовых зон сотовой связи 4-го поколения. Сети 3G развиваются успешно: за 2009 г. количество пользователей мобильным Интернетом в республике выросло на треть. Кроме того, операторы теперь выступают как полноценные игроки и на рынке стационарного Интернета: в 2009 г. закончилась сделка по покупке «ВымпелКомом» местного провайдера «Татинтелкома».
4 | Новосибирск
Активность операторов в Новосибирской области в 2009 г. многие эксперты связывают с выходом на рынок нового сильного игрока— TELE2. Дамир Тимершин («TELE2 Новосибирск»): «И частные, и корпоративные клиенты сейчас более склонны к смене оператора, поскольку стремятся к экономии. Наиболее ожесточенной может стать борьба за корпоративных абонентов, причем не только за крупных, но и за небольших».
5 | Нижний Новгород
Нижегородские игроки растут в основном за счет продаж SIM-карт в области. Денис Шейбаль («Связной»): «Еще не все категории граждан охвачены мобильной связью. Гонка подключений будет продолжена». Увеличивается и выручка от услуг доступа в Интернет. Андрей Еремкин («МегаФон»): «Если раньше «МегаФон» до 75% прибыли в сегменте VAS получал от SMS, то сегодня порядка 40-50% составляет доступ в Интернет».
6 | Самара
Самарский оператор СМАРТС закончил год без роста клиентской базы. Его представители ждут, что в 2010 г. члены «большой тройки» введут обязательный платеж для абонентов. Сергей Фролов (СМАРТС): «Этот шаг, с одной стороны, увеличит средний показатель ARPU по сети у федералов, с другой — спровоцирует абонентов с объемом потребления услуг на уровне 150-200 руб. в месяц к смене оператора связи».
7 | Красноярск
Красноярские ритейлеры опасаются демпинга со стороны сотовых операторов, которые все активнее предлагают рынку дешевые телефоны в комплекте с собственной SIM-картой. При этом уровень проникновения сотовой связи в крае более 160% — это один из самых высоких показателей в стране. Андрей Шевелев («Re: Цифровой»): «Демпинг со стороны сотовых операторов может привести к закрытию независимых сетей».
8 | Ростов-на-Дону
Ростовские операторы в 2009 г. смогли нарастить клиентские базы всего на 4%. Причина в приоритетах: весь год они работали с активной частью своих абонентов и пытались увеличить средний чек. Михаил Макаров («Скай Линк— Ростов»): «Будущее рынка мобильного Интернета связано с безлимитными тарифами. Конкуренция между мобильным и фиксированным Интернетом будет усиливаться».
В Татарстане операторы продали на треть больше SIM-карт, чем в Новосибирской области
Количество проданных SIM-карт, млн шт.
Источник: ТОП-лист «ДК».