Игроки рынка рассказали "ДК", какие факторы все еще сдерживают развитие рынка, и почему все ждут открытия крупного конгрессного центра.
Сегодня рынок конгресс-площадок Казани – один из самых развитых среди городов-миллионников в стране, уверены местные органы власти, отельеры и бизнес. Они рассказали «ДК» о том, какие помещения под конференции и другие мероприятия предлагают отели города.
В последнее время все чаще крупные российские фирмы, а также международные компании и ассоциации, выбирают для проведения своих мероприятий Казань, сказала «ДК» ведущий консультант отдела продвижения туристского продукта Государственного комитета РТ по туризму Елена Сорокина. Причем, по ее словам, речь идет не только о представителях бизнеса, но и о государственных деятелях. «Доля бизнес-туристов в общем турпотоке Татарстана выросла с 2008 года на 20% и в настоящее время составляет 60%», - сообщила г-жа Сорокина.
Поспособствовали этому такие крупные события, как Всемирная Летняя Универсиада 2013, саммит Европейского банка развития и реконструкции, форум «Россия – спортивная держава», саммит Организации исламских столиц и городов, IX Всемирный конгресс организации городов всемирного наследия, Международная конференция по конкуренции под эгидой БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), мероприятия в рамках саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. «У города есть устоявшийся опыт в проведении и обслуживании международных конгрессных мероприятий, что позволяет говорить о высоком потенциале и значимости Казани в пределах РФ, как одного из центров для развития конгрессного туризма», – считает управляющий отеля RELITA-KAZAN Гульнара Сафина.
Спрос порождает предложение. К примеру, многие гостиничные комплексы, которые появились на рынке в преддверии Универсиады, в 2012-2013 гг., как правило, проектировались уже с учетом проведения в них конференций и мероприятий. Эти гостиницы позиционируют себя зачастую как бизнес-отели. К ним относятся «Рамада Сити Центр», «Корстон» (2 очередь), ГК «Релита-Казань», «Биляр Палас Отель», «Лучано Резиденс».
Рынок перенасыщен
Всего на сегодняшний день в столице РТ расположено более 110 отелей, готовых единовременно принять свыше 9000 человек. В Госкомитете РТ по туризму говорят, что трудно назвать общее количество конгресс-площадок, находящихся в гостиницах Казани. Отельеры тоже затрудняются назвать даже приблизительную цифру. К тому же, отмечают они, для делового мероприятия могут рассматриваться не только классические конференц-залы, но и холлы, свободные площади, классы, а также помещения ресторанов, банкетных комнат или даже президентских номеров.
С точностью можно утверждать, говорит г-жа Сорокина, что залами на большое количество человек в Казани располагают всего два отеля – «Корстон» (1200 человек) и «Казанская Ривьера» (до 900 человек). Залом на 400-450 человек – «Гранд Отель Казань», те же «Корстон» и «Ривьера». «Соответственно, если проходит крупное мероприятие, то у данных отелей практически нет конкурентов», – отмечает г-жа Сорокина. А вот залов на 100 человек в Казани есть более, чем в 15 отелях – гостю есть из чего выбирать. Небольшие залы для переговоров на 10-20 человек представлены практически во всех отелях города.
Стоимость аренды залов зависит от множества факторов, таких как сезонность, продолжительность аренды зала, день недели, набор необходимого оборудования и прочее, отмечают отельеры. В среднем стоимость аренды за час начинается с 1 тыс.руб, цена дня аренды может доходить до 35 тыс.руб.
«Количество конференц-площадок за последние годы в Казани значительно увеличилось, но увеличился и спрос», - говорит г-жа Войтко. По ее словам, спрос на конгресс услуги имеет ярко выраженный сезонный характер и традиционно распределяется на вторую половину недели, в связи с чем период со среды по пятницу более загружены, нежели другие дни недели. «В пик деловой активности (период: март-июнь и сентябрь-ноябрь включительно), практически все имеющиеся залы заняты для различных мероприятий и зачастую бронь осуществляется заблаговременно», – замечает руководитель Отдела Продаж и Маркетинга ООО «Казань Отель групп» («Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань») Жанна Рябова.
«В низкий сезон большинство отелей имеют загрузку в среднем 40%, а среднегодовая наполняемость в отелях варьируется в пределах 50-60 %», – сообщила г-жа Сафина. Многие отели, отмечает она, пытаются самостоятельно привлечь организаторов небольших, но часто проводимых мероприятий со средней численностью участников от 150 до 500 человек.
Руководитель отдела продаж и маркетинга отеля Suleiman Palace Ольга Гармонова считает, что на данный момент в сегменте организации MICE-мероприятий рынок Казани перенасыщен. «Еще 3-4 года назад, когда отелей в Казани было не так много, конференц-залы при них пользовались большой популярностью. Сейчас же у тех организаций, что раньше заказывали залы с целью проведения каких-либо тренингов или семинаров для своих сотрудников, все чаще оборудуют небольшие залы на своей территории, так как это существенно удешевляет стоимость проведения данных мероприятий», - сказала она «ДК».
В выигрыше – большие пространства
В ситуации перенасыщенного рынка, по мнению отельеров, более востребованы залы с большой площадью, каких в Казани немного, и те залы, которые располагают хорошим выбором оборудования.
Координатор отдела продаж и маркетинга отеля «Кортъярд Марриотт» Екатерина Рыбина замечает, что главное, на что смотрят организаторы при выборе площадок – их вместимость. «Также можно заметить, что важна для наших клиентов форма зала - обычно предпочтительна прямоугольная. Еще одно немаловажное условие – доступ дневного света, насколько комфортное освещение. Плюсом являются и остальные опции, которые предлагаются с площадкой, будь то канцтовары, оборудование, питание», - сказала «ДК» г-жа Рыбина. Г-жа Сорокина отметила, что зачастую у компаний одним из требований является наличие нескольких залов. Так, например, общая конференция проходит в одном месте, а далее гости расходятся на рабочие сессии в разные помещения. И кроме стандартного набора: проектор, экран, микрофоны и т.д., зачастую гости запрашивают современное оборудование для синхронного перевода, системы голосования, режим онлайн-конференции и т. д.
По наблюдениям г-жи Войтко, во многом выбор бизнес-площадки зависит от близости к месту проживания участников. Также предпочтения организаторов отдаются конгресс - центрам с отелями, составляющими с ними единый комплекс, или отелям, располагающим залами для проведения мероприятия.
Показателем успеха, отмечают отельеры, является наличие постоянных клиентов, которые арендуют залы на регулярной основе, а иногда даже «забирают» их в свое полное владение на несколько лет.
Основными заказчиками крупных мероприятий в Казани в основном являются государственные органы различного уровня и сами операторы конгрессного туризма, мероприятия меньшего масштаба востребованы у представителей среднего и малого бизнеса, сообщила г-жа Сафина. Стабильный спрос отельеры отмечают со стороны крупных фармацевтических компаний, которые проводят в конгресс-залах презентации, и организаторов тренингов и семинаров с приезжими знаменитостями.
Не хватает конгресс-бюро
При этом отельеры отмечают, что есть ряд факторов, которые сдерживают развитие рынка конгресс-площадок в Казани. Как уже отмечалось выше, все участники рынка считают болевой точкой отсутствие площадок высокой вместимости – в городе всего два зала с вместимостью свыше 500 человек. «Фактически, возможности города по приему деловых мероприятий ограничены численностью в 1000-1300 делегатов одновременно, а было бы замечательно, если бы имелись залы вместимостью от 2000 человек», - считает г-жа Сафина. Второй момент – не все площадки имеют достаточное техническое оснащение, не везде имеется оборудование и возможности для синхронного перевода, акустические системы, звуковое оборудование, и т. д. Не всегда на высоте инженерно-техническая составляющая - система вентиляции и кондиционирования воздуха, создания и поддержания климата во время проведения мероприятия. Правда, с такими проблемами можно столкнуться чаще в небольших и недорогих отелях города.
Следующая трудность – низкая активность и недостаточный интерес со стороны профессиональных MICE агентств, которые являются основными заказчиками и устроителями конгрессов. «В Казани вообще можно пересчитать по пальцам те агентства, которые непосредственно занимаются конгрессным туризмом», - замечает г-жа Сафина.
Мнение бизнеса совпадает во многом с мнением властей. Так, г-жа Сорокина, озвучивая видение Госкомитета РТ по туризму, сказала, что сегодня Казани для качественного развития делового туризма не хватает нового, современного конгресс-центра, конгресс-бюро, некоммерческой организации, официально представляющей город/регион на рынке международных встреч, являющейся связующим звеном между инициаторами деловых мероприятий и республикой.
Взгляд арендаторов: выбор есть, цены высокие
«ДК» узнал мнение арендаторов конгресс-площадок – предпринимателей и организаторов тренингов. По их впечатлениям, в Казани есть конференц-залы на любой вкус. Качество обслуживания, считают они, на высоком уровне. «Все приглашают, делают скидки. Недавно, например, мы попросили помещение конференц-зала, и из-за того, что у нас было социальное мероприятие, нам дали его бесплатно. Единственное — мы заказали фуршет. Но в целом по городу каждый отель имеет такой зал. И предприниматели, строя гостиницу, сразу же закладывают конференц-зал. Даже в маленьких гостиницах, которые находятся на выезде из города, есть такие залы — и это современный подход», - поделился своим мнением директор ОАО Спорткульт – автотовары «Скат», вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Мунир Гафиятуллин.
«Для нас тех площадок, которые находятся в «Корстоне» и «Ривьере», вполне достаточно для мероприятий, которые мы проводим – это ежегодные собрания, корпоративы, отчетные мероприятия. И набор услуг, и аппаратура устраивает. Для нас важны вместимость, комфортность, мультимедийное оборудование, акустика, вентиляция и кондиционирование. Важна фуршетная часть — чтобы она была достойной и находилась в хорошем месте», - сказал гендиректор «АПТЕКИ 36.6» и клиники «Звезда» Артур Уразманов.
При этом предприниматели отмечают, что заранее бронировать залы приходится только в преддверии праздников — например, Нового года или Дня медработника. В остальное время они не замечают очередей.
Многие предприниматели при выборе площадки ценят разнообразие – каждый год выбирают новый зал для итоговых конференций. «Проводили и в «Корстоне», и в «Ривьере», и в «Мираже». Сейчас уже по третьему кругу идем», – рассказал генеральный директор АКК «Аудэкс» Айрат Гимадутдинов. Важен для арендаторов не только интерьер зала, но и внешний вид здания. «Если проводишь дорогостоящее мероприятие с высокой ценой на билеты, хочется пригласить в презентабельное заведение», – поделилась с «ДК» директор рекламного агентства «PResident» Ирина Волынец.
Стоимость аренды, говорят эксперты, в Казани достаточно высокая, уступает разве что Москве и Петербургу. «Это стало причиной того, что некоторые крупные компании, которые занимались в Казани проведением мероприятий, сейчас закрылись. Понятно, что сегодня происходит общий спад рынка. Но цена тоже сыграла свою роль. Ведь когда проводишь мероприятие, стоимость зала занимает вторую позицию после гонорара спикера. А в каких-то случаях — и первую позицию, если зал дорогой», – сказала г-жа Волынец.
Отели ищут «фишки»
Сегодня отельеры ищут новые «фишки», которые привлекут клиентов. Г-жа Гармонова отмечает, что сейчас набирают популярность, а в будущем станут очень востребованными залы-трансформеры, которые позволяют переоборудовать площадь по необходимым для заказчика размеру и планировке. «Данный способ очень удобен, так как позволяет проводить одновременно несколько конференц-мероприятий либо при необходимости отделить, например, помещение для конференции от помещения для кофе-паузы», - рассказала она.
«У нас в отеле есть «фишка» – необычный формат встреч, который подразумевает набор определенных предложений для клиента, необходимых для успешного проведения мероприятия. Например, для одной компании мы предоставляли площадку на парковке для шатров — у них было мероприятие не внутри здания, а снаружи», – рассказала «ДК» директор по продажам гостиницы «Park Inn» Елена Мишагина.
По мнению отельеров, популярность конференц-площадок в Казани будет расти в связи с тем, что культура ведения бизнеса в стране так же растет, и организация всевозможных конференц-мероприятий будет способствовать повышению лояльности как сотрудников так и партнеров организаторов MICE-мероприятий.