Меню

В регионах сильнее рычаги давления на несогласных

Оппозиционные движения существуют только в Москве, в регионах если и слышали о митингах, то никак практически не реагируют - такое мнение часто приходится слышать. Я с ним согласен лишь отчасти.

Да, в Москве протестное движение выражено сильнее. Но и внимания к нему здесь гораздо больше. Получается замкнутый круг: СМИ гораздо сильнее проявляют интерес именно к московским событиям, а сами события регулируются усиленным медийным вниманием. Региональная пресса, насколько я знаю, проявляет гораздо более сдержанный интерес к местным событиям.

Результат от протестной активности в столице более выражен - власти  вынуждены как-то реагировать на то, что происходит. Оппозиция в Москве может реально влиять на результаты. Причем это становится заметным всей стране. На местах же я заметил одну особенность: народ выходит на улицы, протестуя  только по какой-то конкретной причине. Например, ЖКХ. Или проблемы на каком-то конкретном предприятии. В столице же менталитет у людей таков, что они думают масштабнее, в перспективе, на всю Россию.

Во многих регионах на выборах подавляющее большинство населения, согласно официальным результатам, регулярно голосует за партию власти.  Значит ли это, что народ здесь более инертен? Не думаю. Люди просто разуверились в выборах. Они не верят, что можно реально поменять центральную власть, поэтому и мотивация голосования другая. Они думают: «Раз руководство страны все равно незыблемо, нужно что-то поиметь с существующей власти для нас, для нашей области или республики. Например, чтобы наша школа, образование получили бы больше». Другой вопрос, получат ли…

Кроме того, в регионах сильнее рычаги давления на несогласных. На местном уровне гораздо больше способов оказать давление на потенциальных оппозиционеров: легче лишить их бизнеса, перекрыть информацию, надавить на их сторонников угрозой потери работы.

Еще одна причина так называемой «инертности» – ложное понимание патриотических чувств. Мне не раз приходилось сталкиваться с этим в некоторых регионах.

Но все вышеперечисленное не означает, что оппозиции в провинции не существует! Она есть, причем самого разного характера. Причем, я бы сказал, видимых, публичных оппозиционеров в процентном соотношении здесь столько же, сколько и в Москве. Другое дело, что скрытые протестные движения не настолько заметны и ощутимы, как в центре. Но это и объяснимо - в провинции народ организовать труднее. В Москве же достаточно легко сформировать инертные массы в осознанное движение, они больше готовы к протесту. В регионах ситуация сложная: мотивация для выхода на улицы срабатывает только тогда, когда есть сильные мотиваторы. Кроме того, в некоторых регионах (например, в Татарстане), у населения вообще стойкое ощущение абсолютной власти.

Я делаю такие выводы, основываясь на собственных впечатлениях. В августе этого года был организован оппозиционный автопробег «Белый поток», с которым я проехался по стране. Были организованы так называемые дискуссионные лагеря. Там, среди прочих, прозвучало и такое мнение: Москва – это революционный центр, и все изменения в жизни страны делаются только тут. Я же с этим не согласен! Я считаю: Москва – это еще не вся Россия, преобразования случатся, если будут поддержаны всей страной. Да, сейчас московские и региональные коллеги-оппозиционеры несколько разобщены… Но не стоит делать из этого проблему, нужно просто спокойно продолжать свою линию – и в центре, и на местах.

Колонка написана специально для «ДК»