Крупные ритейлеры настолько «напугали» местных поставщиков своими условиями, что часто производители даже не предпринимают попыток сотрудничества. Ситуация обсуждалась на Дне поставщика в Казани.
«День местного поставщика» прошел на площадке гипермаркета «АШАН Казань» 13 марта. Представители ритейлера рассказали о проблемах, возникающих в системе локальных закупок в Татарстане. В свою очередь, представители местного бизнеса пожаловались на «сетевиков», зашедших в Казань раньше. «АШАН» пообещал сломать сложившиеся стереотипы.
Представители поставщиков Татарстана рассказали: еще 5 лет назад местный производитель не мог даже думать о том, чтобы представить свой товар на территории гипермаркетов. Единственный локальный производитель, которому тогда удалось это сделать – совхоз «Майский». Сегодня ситуация несколько изменилась, но до сих пор в крупнейших торговых сетях существуют препоны для местных поставщиков. Бизнесмены не скрывали: чтобы появиться со своей продукцией в том или ином гипермаркете, им приходится делать определенный «входной» пай – цифра у каждой сети своя.
Этот факт, прозвучавший на встрече, вызвал у регионального руководства «АШАНА» недоумение. В присутствии представителей СМИ они торжественно заявили: в их сеть местные производители входят без всяких дополнительных взносов. Правда, для этого они должны соответствовать трем требованиям: производить товары из списка непокрытой потребности, второе – их продукция должна быть из разряда любимых локальным потребителем, а цена – ниже цены действующего поставщика. И самое главное – поставщик должен представить пакет юридических документов (всего 16 документов), установленных Законом о торговле.
Татьяна Федорович, директор по региональным закупкам компании «АШАН Россия», посетовала: не все производители готовы подписывать приложение к договору по качеству, который предусматривает проведение аудита. И это еще одна проблема в привлечении большего числа местных производителей в региональных представительствах сети.
Президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин, в свою очередь, заметил: у многих местных поставщиков уже сложился отрицательный опыт общения с крупными сетями, и им легче отказаться от мысли о сотрудничестве, чем преодолеть психологический барьер.
Назвал г-н Халиуллин и еще одну проблему, с которой сталкиваются поставщики, а именно - упаковка. У ритейлеров существуют к ней определенные требования, а производители не всегда готовы их выполнить. Представители «АШАНА» подтвердили: цепочка технологического процесса от производителя к покупателю (фасовка, упаковка товара) сегодня действительно не обеспечена соответствующим образом. И не только в Татарстане, но и в других регионах. Они обещали помочь местным производителям консультациями и обучением. Правда, это обычно вносится отдельным пунктом в контракт и оплачивается поставщиком. Конкретные суммы «АШАН» не озвучил, сославшись на коммерческую тайну. Но ритейлеры уверили: в каждом отдельном случае они готовы обсуждать такие пункты договора индивидуально.