Меню

Вадим Лигай: Мы держим 13% мирового рынка

В текущем году на инновационные разработки «КВЗ» направил 30 млрд руб. О том, какие проекты развивает завод и на что делает ставку в мировой конкурентной борьбе, «ДК» рассказал Вадим Лигай.

Успех производственных предприятий зачастую зависит от их готовности меняться вслед за спросом. Не всем промышленным гигантам это под силу — лишь некоторые из них не боятся ежегодно инвестировать в инновационные проекты и поддерживают активную социальную политику.

«Казанский вертолетный завод» (КВЗ), по итогам рейтинга «ДК» «100 крупнейших компаний Татарстана», вновь вошел в десятку по обороту за 2011 год. И блестящую динамику предприятие показывает уже не первый год: в 2011 г. его обороты выросли на 45%, в 2010 г. — на 47,4% по отношению к 2009 г. По прогнозам руководства КВЗ, текущий год не испортит статистику. Локомотивом успеха предприятия эксперты называют инновационный подход к производству вертолетов. За 1 полугодие 2012 года, по словам Вадима Лигая, выручка выросла более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и уже достигла 17,7 млрд руб. В основном, благодаря перераспределению отгрузки заказов для Индии и внутреннего госзаказа.

В двух шагах от цели
Говоря о финансовых планах и мотиваторах, Вадим Лигай отмечает: на КВЗ ложится существенная часть объема работ холдинга «Вертолеты России». Действительно, с 2010 г. ОАО «Казанский вертолетный завод» стал первым по объемам реализации среди всех предприятий холдинга. И с тех пор обороты и амбиции казанского предприятия только росли.

В одном из интервью вы говорили, что стратегия холдинга «Вертолеты России» и Казанского вертолетного завода нацелена на увеличение доли на мировом рынке. За счет чего это будет происходить?
— По экспертным оценкам, вертолеты производства российского вертолетостроительного холдинга занимают около 13% мирового вертолетного парка. В то время как потенциал, по экспертным расчетам, гораздо выше. Согласно планам «Вертолетов России», увеличение объемов производства может быть достигнуто в том числе за счет расширения продуктовой линейки, которую выпускает Казанский вертолетный завод. Если основной продукцией на протяжении ряда лет был и, как мы планируем, останется в будущем вертолет Ми‑17 и его дальнейшие модификации, то теперь в наш актуальный модельный ряд вошел вертолет «Ансат» и модифицированный «Ансат-У». В ближайшие годы мы планируем начать серийное производство вертолета Ми-38. Продуктовая линейка нашего предприятия диверсифицируется, и это нивелирует возможные риски по отдельным продуктам.

Насколько вырос объем производства на этом фоне и будет ли увеличиваться в перспективе?
— За последние 4 года объемы выпущенной на заводе продукции выросли почти в 3 раза. Рост количества производимой техники стал возможен благодаря модернизации, начатой в 2008 году в рамках программы технического перевооружения холдинга «Вертолеты России» и рассчитанной до 2015 года. Благодаря программе модернизации, мы сохраним положительную динамику и в 2012 г. Рост выпуска техники планируется на уровне 10-15%.

Уверены, что на всю эту технику найдется спрос?
— Следующий 2013 год обеспечен контрактами полностью, 2014 год — практически полностью. Сегодня при заключении новых контрактов холдинг «Вертолеты России» и ОАО «Рособоронэкспорт» нацелены на горизонт до 2016 года. Договоры по государственному оборонному заказу заключены до 2020 года.

Значительную часть своих вертолетов  КВЗ поставляет на экспорт. Будет ли эта доля увеличиваться?
— В целом по холдингу и КВЗ в частности экспортные поставки и продажи на внутреннем рынке сбалансированы с небольшими колебаниями от года к году, и, мы рассчитывам, это соотношение сохранится в ближайшем будущем.

С кем российские вертолеты конкурируют на международных рынках?
— Основными конкурентами холдинга на мировом рынке являются компании Sikorsky Aircraft Corp. и Eurocopter. Конкурентоспособность наших вертолетов определяется соотношением цены и качества, высокими летно-техническими характеристиками. В частности, Ми‑17 обладает уникальными high&hot характеристиками — эти машины отлично показывают себя в высокогорных и экстремальных температурных условиях.

Кто отвечает за ценовую политику КВЗ?
— Ценовая политика формируется в рамках холдинга «Вертолеты России», основываясь на расчетах предприятий и постоянном анализе рыночной ситуации.

Инновации в полете
Одной из инновационных разработок завода стал новый легкий многоцелевой вертолет «Ансат», который несколько лет усовершенствовался и тестировался. Первый прототип «Ансата» с электродистанционной системой был создан еще в 1997 году, но сейчас создается его модификация с традиционной гидромеханической системой управления (ГМСУ).

Новый вертолет «Ансат» уже прошел испытания с ГМСУ. В чем уникальность этого вертолета и почему так много времени он находится в стадии разработки?
— При проектировании вертолета «Ансат» специалисты ОАО «КВЗ» одними из первых в мире разработали инновационную комплексную электродистанционную систему управления для вертолета. Конструкторы ОАО «КВЗ» убеждены, что за вертолетами с такой системой управления будущее. Рано или поздно эти системы будут устанавливаться на все типы вертолетов. Учебный вертолет «Ансат-У», который поставляется министерству обороны России, с комплексной системой управления, уже успешно прошел все испытания и получил сертификат.

Почему же все еще нет серийного производства «Ансата» с электродистанционной системой управления?
— Причина в том, что вертолеты с такой системой не сертифицировались еще нигде в мире: в США, в ЕС и в России требования к комплексным системам только разрабатываются. Сегодня вертолет «Ансат-К» с комплексной системой управления может эксплуатироваться, но без перевозки пассажиров, что существенно ограничивает рынок сбыта и возможное применение. ОАО «КВЗ» надеется, что в ближайшее время необходимые требования появятся и предприятие сертифицирует инновационный «Ансат».

Сейчас производство вертолета приостановлено?
— Пока холдингом «Вертолеты России» принято решение продолжить опытные конструкторские разработки и предложить потенциальным заказчикам вертолет «Ансат» с традиционной гидромеханической системой управления. В 2011 году в ОКБ Казанского вертолетного завода начала разрабатываться конструкторская и эксплуатационно-техническая документация на типовую конструкцию такого вертолета. Были изготовлены два прототипа этой машины: один — для наземных, другой для летных испытаний. Мы подали заявку в АР МАК на изменения сертификационного базиса типовой конструкции легкого вертолета. На протяжении всего прошедшего года на заводе продолжались ОКР и по другим модификациям «Ансата».

Объемы НИОКР в ОАО «КВЗ» выполняются с участием казанских вузов — основным партнером стал КНИТУ‑КАИ им. Туполева. В 2011 году завод выступил в качестве заказчика на выполнение КАИ опытно-конструкторских работ по 19 договорам. В 2012 году планируется продолжить это сотрудничество.

Получается, что в разработке участвуют только российские конструкторы?
— 99% разработок мы производим сами, конечно, с учетом опыта зарубежной техники. Однако, есть и отдельные разработки, по которым наши конструкторы работают совместно с западными фирмами. Так, по вертолету «Ансат» мы работаем с компанией Aerozur, участвующей в проектировании и изготовлении топливных баков.


Насколько, по вашей личной оценке, вертолет «Ансат» — инновационный продукт?
— Вертолет — сам по себе инновационный продукт. Даже если его выпуск был поставлен 10 лет назад, вертолет не выпускается все эти годы в одном и том же облике. Он постоянно модернизируется в соответствии с требованиями времени и рынка. Продукты «Казанкого вертолтного завода» — Ми-38 и «Ансат» — это продукты будущего, содержащие большое количество инновационных решений. И конечно, специалисты конструкторского бюро КВЗ и опытного конструкторского бюро «Московского вертолетного завода» непрерывно ведут творческий поиск новых инженерных идей, которые помогают «Вертолетам России» сохранять присутствие в традиционных нишах и выводить новые продукты на мировой рынок.

Планы амбициозные, а если в цифрах, то какую долю в общем заказе завода займет новый вертолет?
— Мы предполагаем, что вертолет «Ансат» с ГМСУ займет до 10% в общем заказе вертолетов КВЗ. Сейчас планируется завершить частотные и статические наземные испытания опытного прототипа, провести конструкторские и сертификационные летные испытания, за которыми последуют оформление доказательной документации и получение дополнения к сертификату в начале 2013 года.

Насколько конкурентоспособным получился продукт и на какие рынки он рассчитан?
— По планам разработчиков и маркетологов, «Ансат» может активно продвигаться на традиционных для российского вертолетостроения рынках: в России, странах СНГ, государствах Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. Эти направления приоритетны, но при благоприятных условиях мы готовы к продажам и на других рынках.

С выводом этого нового продукта будет ли снижаться доля продаж основного для завода продукта — Ми-8/17?
— По планам КВЗ и холдинга в целом, с появлением в модельном ряде «Ансата» с ГМСУ, нового транспортно-пассажирского Ми-38 портфель заказов может постепенно перераспределяться в пользу новой вертолетной техники, однако тенденции к снижению доли продаж Ми-17 не предвидится. Мы модернизируем вертолет типа Ми-8/17: принята программа поэтапной модернизации Ми-17В-5. По экспертным оценкам, при условии непрерывного совершенствования, российские вертолеты типа Ми-8/17 смогут оставаться лидерами в своей нише еще 15-20 лет.

Бизнес среди монополистов
Чистая прибыль «Вертолетов России» продолжает расти: за 1 полугодие 2012 года она выросла более чем на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Соответственно, существенная часть объема запланированных работ холдинга ложится на нас», — отметил в беседе Вадим Лигай.

Основные поставщики КВЗ — монополисты. Удается ли вам «сдерживать» их цены, насколько изменчивы условия поставок в вашем бизнесе?
— Холдинг «Вертолеты России» ведет постоянную работу с поставщиками, но основная масса наших смежников — монополисты. Заводы, включая КВЗ, от них во многом зависят.
Более того, поставщики первого уровня зависят от субпоставщиков, большинство из которых также являются монополистами. Но такая ситуация не может быть вечной. Конечно, мы ведем постоянный диалог с нашими нынешними поставщиками, стараясь влиять как на их ценовую политику, так и на условия поставок. Но одновременно по некоторым направлениям идет поиск альтернативных поставщиков, в том числе в других странах.

Какая часть поставок комплектующих сегодня идет из‑за рубежа?
— У нас большой опыт работы с зарубежными компаниями и много продукции, на которой стоит иностранная авионика, комплектующие. Есть также опыт совместных разработок, например, системы приводнения.
Но полностью переходить на зарубежные комплектующие нет необходимости, так как основная масса российских компаний работает качественно.
К тому же, отказ от отечественных производителей может привести к утрате технологий на российской территории, а это недопустимо.

Какими будут итоги 2012 года для КВЗ и каковы планы на 2013 г.?
— В планах КВЗ сохранять положительную динамику: в 2012 г. рост выпуска техники может составить примерно 10-15%.

В планах изготовление и передача на испытания третьего опытного вертолета Ми‑38 (ОП-3), сертификация «Ансата» с ГМСУ.

В рамках утвержденной программы инновационного развития ОАО «КВЗ» приступает к поэтапной модернизации Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5). Будем продолжать запланированную программу технического перевооружения предприятия.

В ближайшем будущем для расширения производственных возможностей КВЗ продолжим работать с «узкими местами» производства, такими как сварка и гальваника, покраска вертолетов. В этом году мы завершаем строительство нового малярного корпуса. На участке агрегатной сборки пока сохраняется большая доля ручного труда.

В полном объеме автоматизировать сборку фюзеляжа невозможно, но некоторые шаги предпринять можно, и в следующем году в рамках запланированной реконструкции агрегатного производства мы их реализуем.