Подорвут ли санкции экономику РТ, к чему приведет эмбарго на продукты, как будет себя чувствовать местная промышленность - рассказал в рубрике "Мнения" на DK.RU Вадим Хоменко
Вадим Хоменко - член-корреспондент Академии наук РТ, д.э.н., профессор КНИТУ-КАИ, руководитель комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации, научный руководитель бизнес-школы "Ай Тек":
- Как введенный запрет на импорт отразится на рынках региона? Нужно выделять две составляющие импорта – технологическую и продовольственную. Отдельно стоит линия западного банковского кредита и существующий значительный внешний корпоративный долг российских предприятий.
Если по большинству продовольственных позиций альтернатива может быть найдена (за исключением отдельных товаров, относящихся к узкому сегменту продукции и потребляемых обеспеченными слоями населения), то импортные поставки технологических товаров такой оперативно реализуемой альтернативы не имеют, особенно если речь идет о комплектующих изделиях в порядке реализации проектов промышленной кооперации.
Причем, удар, который вероятно приодеться ощутить, затронет весьма значимые для России позиции – сырьевые и оборонные технологии.
Если говорить об основных позициях продовольственных товаров, то Татарстан их может производить сам в достаточном количестве. Речь идет зерне, мясе, молочных продуктах, картофеле, сахаре, основных овощных и плодово-ягодных культурах. Но современный горожанин не мыслит свой стол без цитрусовых, бананов, кофе и т.д. Все это поступает в порядке импорта.
О том, чтобы искусственно сжимать перечень продуктов, сейчас речи не должно идти. В принципе расширение гаммы продуктов - закономерный процесс. Хотя нам медики и говорят, что большей пользой отличаются продукты, выращенные в месте проживания их потребителя. Но это пусть решают сами потребители. Это – их право. Из сказанного ясно, что полностью отказаться от импортных поставок продуктов необходимости и целесообразности нет. Другое дело, что те же фрукты, которые у нас не произрастают, могут завозиться из достаточно большого количества стран, в отличии от поставок комплектующих к производимой высокотехнологичной продукции и самой данной продукции. У нас есть альтернатива выбора поставщиков-импортеров по основному перечню продуктов питания. Это – главное.
Отметим, что отношение импорта к ВРП Республики Татарстан в 2013 году составило около 10%. Это - существенная величина (в России импорт по отношению к ВВП составляет около 15%). Но главное – структура импорта. В республиканском импорте товаров ведущее место занимали: машиностроительная продукция – около 80%; продукция химической промышленности, каучук – около 10%. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила менее 1%. Так, что машинотехническая, и, в определенной степени химическая (по линии функционирования соответствующего республиканского промышленного комплекса) зависимости, а не продовольственная, определяют ситуацию в импорте.
О том, что мы ввозим, можно судить по следующем показателям 1-го квартала 2014 года: реакторы, котлы, оборудование и механические устройства, их части – 33,4%;; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности – 26,6%; электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура – 12,6%; летательные аппараты и их части – 4,5%; пластмассы и изделия из них – 4,1%; изделия из черных металлов – 2,9%; инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические – 2,4%.
Как видим промышленное оборудование и транспорт составляют в импорте около 60%. Здесь замены поставщиков проблематичны. Импортеры в 2013году были в основном Европейские страны и США, поставляющие около около 60% продукции : Германия (20,5% ), Украина (12,8%); Соединенные Штаты (8,3%); Япония (6,4%); Турция (6,2%); Китай (4,9%); Польша (4,7%); Франция (4,0%); Соединенное Королевство (3,9%); Бельгия (3,7%); Италия (3,6%); Республика Корея (3,5%); Испания (2,3%); Канада (1,9%).
В итоге можно предполагать, что импортные санкции для Татарстан могут быть чувствительными в силу их машинотехнического характера и достаточно узкой территориальной «горловины» основных импортеров.
Изменения в экономике России и РТ в частности зависят от сроков ограничений. Многие надеются, что все станет через какой-то срок на свои прежние места. Если так, то этот рычаг давления на Россию будет использоваться и дальше при аналогичных сегодняшней или других ситуациях. Ведь нельзя сказать, что все было неожиданно. О зависимости России говорили и раньше.
Нужно изменение стратегии развития в направлении уменьшения технологической зависимости и роста уровня диверсификации наши связей, прежде всего по отношению к партнерам, близким по уровню развития, где мы в меньшей степень попадаем в ситуацию технологической зависимости и можем последовательно поднимать наш уровень конкурентоспособности выходя затем на более сильные и жесткие, в конкурентном плане, международные рынки.
Если говорить о рисках малого, среднего, крупного бизнеса, то величина риска зависит, в данном случае, больше не от величины компании, а от наличия или отсутствия у нее системы импортных поставок, их отраслевой и территориальной конфигурации. Хотя факт величины компании влияет, при прочих равных условиях, на стабильность ее функционирования. Крупный бизнес имеет больший объем устойчивости, как крупный ледокол во льдах или океанский лайнер во время шторма в сравнении с мелкими судами.
Однозначно, иметь «все свое» сейчас не может ни одно государство, тем более его отдельные регионы. Это не только невозможно по технологическим соображениям, но и не эффективно. Мировая экономика в высокой степени специализирована и интегрирована, имеет мощные кооперационные производственные связи. Большинство современных технологичных продуктов – плоды международной производственной кооперации.
Лишь более простая, низкотехнологичная продукция может в существенной степени производиться в пределах локальной государственной территории. Тем не менее, обеспечение необходимого уровня так называемой локализации производства комплектующих и деталей на месте – такую задачу ставит для себя любое государство. Но уровень этот – везде разный.
Новое производство КАМАЗа-5490 намечено осуществить при уровне локализации компонентов - 60 процентов. Но даже при этом мы видим, что минимум 30-40% компонентов придется завозить. А в локализованном производстве компонент могут быть использованы иностранные патентные решения в порядке приобретения соответствующих лицензионных соглашений. Если ориентироваться на официальную статистику, то в послекризисном 2011 году объем импорта технологий в Татарстан превышал их экспорт в 10 раз (416, 6 млн. долл. против 33, 5 млн.долл.).
Можем ли мы в этом случае говорить о наступлении своей скорой «технологической независимости»? Кризис заставляет нас критически относиться к этой ситуации и концентрировать усилия на подъеме собственной науки и технологических разработках.
Важно отказаться от примитивного лозунга – «свое-плохое, а хорошее мы купим за границей». Нет. Чужое, как уже убедились, мы не всегда сможем купить, поэтому давайте делать и хорошее свое в пределах обеспечения необходимого порога, технологической, экономической, политической и социальной безопасности.
Насколько наше общество готово отказаться от навязанной ранее культуры потребления? Нужно, видно, различать стандарты и культуру потребления. Стандарты будут повышаться. Это является несомненным и представляет логику развития человеческого общества. А если говорить культуре, как о возможности отделять полезное от плохого, не идти на поводу навязчивой и гибкой рекламы, то она должна действительно развиваться.
Но для этого нужна общая культура населения и каждой отдельной личности, а не однобокая направленность в сторону материального потребления, стимулируемая мощнейшим механизмом работ СМИ, телевидением, целой армией псевдорыночных идеологов... К сожалению, здесь, на мой взгляд у нас проблем больше, чем предостаточно….