Рано или поздно взятый политический и экономический курс приведет Россию к процветанию, уверен Винченцо Трани, председатель совета директоров Concern General Invest.
Винченцо Трани, как любой бизнесмен родом с юга Италии, не понаслышке знал о том, как делать деньги из денег — исторически именно там всегда были крупные объемы инвестиций и депозитов в банковской отрасли. «В Европе вообще нет большой разницы между инвестиционной и банковской деятельностью», — отметил банкир. В России же он поработал в обоих финансовых направлениях и в результате создал собственное — Multi Family Office.
Россия отстала по финансовым продуктам от Европы на 15 лет
Одним из основных профессиональных интересов Винченцо Трани всегда был Private Banking. Сначала у итальянского финансиста была успешная практика в Италии, потом в России.
Позже г‑н Трани создал собственную финансовую компанию, продвигающую идею семейного облуживания VIP-персон. Именно этот бизнес в 2009 году он открыл в России: сначала офис в Москве, через три года — филиал в Казани.
Когда пришло понимание, что такой вид финансового обслуживания можно и нужно выводить в Россию?
— Мы открыли Concern General Invest в конце 2009 года. Когда задумались о мировой экспансии, провели исследование рынка, в том числе российского. Первое, что мы увидели, — это весьма заметные различия между предоставлением услуг Private Banking в России и Европе.
В чем же была принципиальная разница?
— Разница в том, что в России Private Banking в основном представлен в виде базовых инвестиционных продуктов. И чаще всего местные инвестиционные компании и банки предлагают клиентам только свои собственные продукты. Основной инвестиционной деятельностью в России была и остается брокерская деятельность — покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента с комиссией за услуги. Этот вид деятельности есть и в Европе, но там эта услуга преобладала лет 10‑15 назад. С тех пор ситуация на Западе сильно изменилась, и сейчас все больше развиваются новые направления, такие как Family Office и Multi Family Office. Это как раз то направление, тот пакет услуг, который предлагается не только самому клиенту, но и его семье. И это не простое управление и распоряжение ресурсами, но и консультации по управлению сбережениями, которые могут осуществляться не одной, а несколькими инвестиционными компаниями.
При этом в Россию на этот неподготовленный рынок вы пришли с той же европейской услугой, несколько опережая рынок. Насколько ваша бизнес-модель оказалась востребована и эффективна здесь?
— Наш анализ показал, что в Татарстане живут более 10 тысяч клиентов категории премиум. Большинство из них не знает о существовании финансовых продуктов их сегмента. Но это не значит, что у них нет соответствующих потребностей. К примеру, в начале 90‑х в России ни у кого не было необходимости заказать на ужин бутылку дорогого вина. Но позже финансовый уровень и культура в России и Татарстане очень выросли — появились новые потребности.
В каких российских городах есть подразделения?
— В России мы работаем с 2010 года. Первым открыли офис в Москве, следом — в Казани. Есть план открыть еще 2‑3 офиса в России до конца года. Приоритетны города в европейской части России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород.
Каков портфель Concern General Invest в России сегодня?
— В управлении российского подразделения сегодня портфель в 180 млн евро. Считается, что инвестиционная компания среднего уровня должна управлять миллиардом евро. На этот показатель мы выйдем не ранее чем через три года.
Как создается база клиентов компании?
— Продажи совершаются по технологии «one to one». Сначала, конечно, создаем базу данных, информацию собираем из общения с клиентами, из открытых источников.
Вы говорили, что в России клиент не искушен в финансовых вопросах. Как отличаются инвестиционные вкусы татарстанцев от клиентов других регионов и стран?
— Более 95% состоятельных людей России и Татарстана выбирают не инвестиции как способ накопления, а недвижимость и банковские депозиты. В то время как в Европе более 60% состоятельных людей выбирают инвестиционные продукты. В России мы создаем структурные продукты специально под местного клиента, у них более высокая диверсификация, ликвидность, снижены риски.
К слову о рисках, при инвестировании обычно все риски несет сам инвестор, в вашей компании так же? И кто принимает в этом случае решение о размещении денег — ваши специалисты или клиенты?
— Мы сами принимаем решения. Но клиент, естественно, всегда в курсе движения денежных средств, всех операций с его капиталами. Если клиенты просят, мы даем гарантии на инвестиции.
В Татарстане 15 тыс. долларовых миллионеров
По словам г‑на Трани, российские миллиардеры проявляют большой интерес к услуге Multi Family Office. Из‑за отсутствия аналогов на родине, долгое время они получали ее за границей: в Лондоне или в Швейцарии.
Почему из всех мегаполисов России второй филиал Concern General Invest открыли именно в Казани?
— Одна из причин — это хорошие результаты работы казанского филиала КМБ‑банка (ЗАО), в открытии которого я участвовал. Здесь всегда был нулевой уровень мошенничества. А это показатель того, что здесь спокойная атмосфера, где можно благоприятно развивать бизнес.
До открытия филиала концерн уже обслуживал клиентов из Татарстана?
— Да, первые татарстанские клиенты у нас появились в конце 2011 г. К тому моменту, когда мы открыли филиал, несколько семей в республике уже получали наши комплексные услуги Multi Family Office.
Кто ваш клиент в Татарстане?
— Это люди зрелые, в основном мужчины, которым за 50. С доходом выше 100 тыс. евро. Стратегия у них консервативная — не столько приумножить, сколько не потерять.
Сколько ваших потенциальных клиентов в Казани?
— В Татарстане, по нашим подсчетам 15 тысяч долларовых миллионеров, из них 10 тысяч — в Казани.
А какая часть из их активов инвестирована в инструменты финансовых рынков?
— Ничтожная. Не более 5% от общего объема капиталов миллионеров Татарстана находится под управлением инвестиционных компаний. Еще небольшая часть инвестирована в акции, облигации или недвижимость. Львиная доля средств лежит на депозитах в банках.
Хуже россиянам уже не будет
Винченцо Трани на родине известен не только как создатель инвестиционного бизнеса, но и как эксперт в области проблем развития малого бизнеса. Из рук Сильвио Берлускони он получил престижную премию «Неаполетанец, сделавший блестящую карьеру за рубежом» с формулировкой «Инициатор самых успешных проектов по малому и среднему бизнесу». В России, считает г‑н Трани, бизнесу сложно из‑за продолжающегося переходного периода в экономике.
Российский бизнес часто сетует на сложную экономическую ситуацию, недостаточную поддержку бизнеса. Вы с этим согласны?
— Я вижу иное. С 2000 года и до сих пор в России огромное внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Правда, не могу не подчеркнуть, что по-прежнему здесь наблюдается меньше динамики роста доли бизнеса в экономике, чем в других странах. Возможно, те предприниматели, которые говорят, что не хватает законов в пользу бизнеса, правы.
Один из самых горячих вопросов для бизнеса — высокие налоги. Вы считаете российскую налоговую систему несправедливой к бизнесу?
— Налоги растут, но это гарантирует тем же гражданам спокойную жизнь на пенсии. В России бабушки-пенсионерки не то что в ресторан не могут позволить себе сходить, им маленькая пенсия и дома сидеть не позволяет — работают на пенсии.
Вы всерьез считаете, что деньги, выплачиваемые в Пенсионный фонд, предприниматели получат в виде налогов? У россиян нет такой уверенности в завтрашнем дне.
— В 90-х, с развалом СССР в России радикально изменилась социальная система, не стало социальной поддержки без ограничений. Это факт. Если в Евросоюзе на 1 работающего гражданина приходится 1 пенсионер, которого он «кормит» через налоговые отчисления, то в России из‑за низкой рождаемости на 1 работающего — 2 пенсионера сейчас. Это ненормально. Но я реалист и смотрю в корень дела: хуже, чем сейчас, в этом вопросе в России уже не будет. Пенсия в любом случае будет расти. Динамика у страны положительная.
Решит ли, по вашему мнению, эти застарелые проблемы существующая в России политическая система?
— Почему нет? В любом случае, России резкие политические движения будут не на руку.
Что вы имеете в виду?
— Россия — страна с политической стабильностью. Рейтинг страны последние годы растет. Я 12 лет знаю русских — меньше всего сюрпризов от них. Сейчас политические риски в той же Италии выше, чем в России. И это для вас очень хорошо.
Политика сильно влияет на бизнес, и если меняется политика государства, лучше никому не станет.
Российские и республиканские власти проводят активную политику по привлечению иностранных инвестиций. Можно ли из ваших слов сделать вывод, что иностранцам Россия очень интересна как инвестплощадка?
— Конечно, здесь разные города предлагают разные преимущества для инвесторов, можно выбрать ту площадку, которая будет наиболее интересна. Примеры удачного вложения — концерн Merloni Progetti, открывший производство бытовой техники в Липецкой области. Или же Fiat, который обосновался в Татарстане, хотя обороты его пока нельзя назвать в полной мере успешными.
General Invest собирается инвестировать в России?
— Наш холдинг вкладывал и вкладывает в России достаточно много инвестиций. На сегодняшний день речь идет о сумме в 130‑140 млн евро.
В какие отрасли инвестируете?
— Например, малый бизнес через наши микрофинансовые организации. Мы знаем, как важна эта отрасль в Италии, где 70% налоговых сборов идут как раз от малых и средних предприятий, и мы понимаем, как важна эта диверсификация для России.
Винченцо Трани
Председатель совета директоров Concern General Invest
Образование:
Государственный педагогический институт Пименталь в Неаполе, Независимый университет туризма в Казерте по специальности «Экономист». Прошел курс «Политология» в Университете Урбино, а также курс «Введение в финансы» в Институте банковского дела в Лукке.
Карьера:
с 1996 г. — руководящие должности в банке «Монте деи Паски ди Сиена», Италия.
c 2002 г. — консультант Фонда поддержки малого бизнеса ЕБРР в КМБ-Банке.
c 2003 г. — директор департамента корпоративного бизнеса КМБ-Банка.
с 2005 г. — руководитель департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-Банка. Инициировал и затем сопровождал процесс приобретения банковской группой «Интеза» контрольного пакета акций КМБ-Банка.
с 2007 г — президент Росэнергобанка.
с 2009 г. — почетный консул Республики Беларусь в Неаполе.
Источник: данные компании