Федеральный арбитражный суд ПО 28 сентября отправил спор между владельцами и арендаторами пассажирских судов и дебаркадеров на повторное слушание в первую инстанцию, не признав правоту ни за одной
Федеральный арбитражный суд ПО 28 сентября отправил спор между владельцами и арендаторами пассажирских судов и дебаркадеров на повторное слушание в первую инстанцию, не признав правоту ни за одной из сторон. Спор за татарстанский пассажирский флот длится уже полгода. Суд пришел к выводу, что стороны недостаточно точно определили объекты аренды.
ОАО «Азимут» (Казанский речной порт) в апреле 2009 г. подало иск о признании недействительной сделки по передаче «Казанскому речному пассажирскому агентству» в аренду 32 пассажирских судов и 18 дебаркадеров. А это весь парк пассажирских судов республики.
Юрист компании «Азимут» заявил на суде, что договор судоходных компаний от 1 января 2007 г. считает недействительным, поскольку «Казанское речное пассажирское агентство» было зарегистрировано в качестве юридического лица только 24 января 2007 г.
Оппоненты нашли свои аргументы. «Практика Высшего арбитражного суда РФ однозначно не позволяет признавать незаключенными договоры, которые реально исполняются сторонами длительное время. А агентство в течение двух лет исправно оплачивало «Азимуту» аренду судов и дебаркадеров, выплатив 35,5 млн руб. за два года. Стороны регулярно проводили совместные осмотры состояния судов»,— отмечает Константин Егоров, директор юридической компании «СтройКапитал», представляющей интересы «Казанского речного пассажирского агентства».
Другие участники конфликта полагают, что «Азимут» пошел на эти меры, решая собственные финансовые проблемы. Истец потребовал не только возврата транспортных средств, но и взыскания с агентства неосновательного обогащения в сумме 49,6 млн рублей. Позже эта сумма была увеличена «Азимутом» более чем в два раза— до 135,9 млн руб.
Прежде обе компании являлись единой структурой. Три года назад АО «Татфлот» обанкротилось, и на базе его имущества создали новое предприятие— ОАО «Азимут». Ему и перешли в собственность пассажирские, грузовые суда, а также земснаряды и здание речного вокзала.
Однако пассажирские перевозки приносили убытки. В компании решили вывести эту услугу в отдельную структуру, которая вплотную занялась бы повышением их рентабельности. Так, в 2007 г. появилось «Казанское речное пассажирское агентство»— служба пассажирских перевозок ОАО «Азимут», которое возглавил бывший заместитель гендиректора «Татфлота» Александр Бабурин. В агентство из «Азимута» перешли около пятисот сотрудников речного флота, а в аренду на пять лет был передан весь пассажирский флот.
Вскоре пассажирские рейсы стали безубыточными. Вероятно, это послужило причиной требования ОАО «Азимут» признания сделки недействительной.
Суды за полгода к единому мнению не пришли. Первая инстанция— Арбитражный суд РТ— обязала «Казанское пассажирское речное агентство» вернуть «Азимуту» все арендуемые суда и дебаркадеры и выплатить 120,5 млн руб. В пассажирском речном агентстве решили, что выполнение этих требований приведет к ликвидации их предприятия, обратились с апелляцией и в августе получили отмену решения Арбитражного суда. Теперь уже «Азимут» обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО). ФАС отменил первые два решения и отправил дело снова в Арбитражный суд РТ.
Ожидая решения о переделе имущества компаний, капитаны оспариваемых пассажирских судов выступают на стороне агентства. Они считают, что передача флота собственнику приведет к досрочному закрытию навигации и опасаются, что «Азимут» направит вырученные средства и технику на решение собственных финансовых задач. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ от комментариев по данному вопросу отказалось, оставив последнее слово за судом.
Год создания: 2007
Профиль деятельности: перевозка и обслуживание пассажиров на речном транспорте, обслуживание пассажирских и туристических судов.
Численность сотрудников: 296 человек.
Год создания: 2005
Профиль деятельности: добыча нерудных полезных ископаемых, перевозка и переработка грузов, погрузо-разгрузочные и другие работы, связанные с эксплуатацией причальных сооружений, ремонтом и снабжением флота.
Численность сотрудников: 1,3 тыс. человек.
Итоги деятельности: в навигацию 2008 г. предприятие перевезло 3,94 млн. тонн грузов; доходы в 2008 г. — 1,27 млрд. руб., расходы— 1,26 млрд. руб.
На балансе: пассажирский флот— 33 ед., грузовой флот— 51 ед.