Меню

Владимир Бусыгин: каучуковый талант

Владимир Бусыгин сумел дважды вывести «Нижнекамскнефтехим» из кризиса и преумножить доходы предприятия.А в перерыве между кризисами — наладил уникальное для России производство галобутилкаучуков.

Владимир Бусыгин возглавил ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) 29 января 1999 г. — в первый масштабный кризис новой России. Приглашение поступило «сверху» — от первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Предшественник Бусыгина на посту генерального директора НКНХ Ринат Галеев покинул НКНХ по собственному желанию. Это согласно официальной версии. Неофициальных существует две. Согласно первой, Галеев не смог договориться с премьером Рустамом Миннихановым, требовавшим погасить бюджетные долги НКНХ. По другой, г-н Галеев, являвшийся на тот момент гендиректором ОАО «Татнефти», покинул оба поста стараниями чиновников: власть не могла допустить, чтобы в одних руках был сосредоточен контроль над львиной долей республиканской экономики. Кандидатура «варяга» Бусыгина власть вполне устраивала.

Сам г-н Бусыгин к тому времени уже получил управленческий опыт в химической промышленности. С 1988 г. он возглавлял Менделеевский химзавод имени Карпова и уже успел заработать репутацию топ-менеджера-технократа. Встав у руля нефтехимического гиганта, «варяг» сохранил контроль над своим предыдущим предприятием (он и по сей день возглавляет совет директоров Менделеевского химзавода).

Владимира Бусыгина характеризуют как жесткого собственника, никогда не упускающего выгоды и даже диктующего, когда появляется такая возможность, собственные правила игры. Игроки рынка, например, упрекали топ-менеджера в том, что вокруг НКНХ выросла целая цепочка фирм-посредников, у которых в итоге с наценкой и приходится покупать сырье, производимое предприятием.

Впрочем, социолог Александр Салагаев считает, что при этом г-н Бусыгин умеет проявлять и гибкость, когда того требует «политическая ситуация». А это качество сделало из «варяга» долгожителя на республиканском рынке управленцев. Хотя изначально Владимир Бусыгин закрепился на рынке именно как специалист в области химии и талантливый управленец.

«Он оказался востребованным специалистом: понял потребности рынка в продукции НКНХ и последовательно развивал это направление, последовательно устанавливал международные связи, — считает г-н Салагаев. — В самые тяжелые времена, когда спроса на местном рынке не было, вышел на международный рынок и успешно реализовывал свою продукцию там».

 

Требуется «варяг»

На пост директора ОАО «Нижнекамскнефтехим» Бусыгина пригласили в тяжелые времена.

«В середине 90-х резко сократился объем выпускаемой продукции, зачастую она просто не находила спроса из-за неплатежеспособности потребителей. Месяцами не платилась зарплата, и казалось, что «Нефтехим» постигнет печальная участь многих других предприятий России — крах», — вспоминал позже в одном из интервью сам Владимир Бусыгин.

Минтимер Шаймиев, откровенно рассказавший новому генералу НКНХ о сложившейся на заводе ситуации, пообещал оказывать всяческое содействие при выводе акционерного общества из кризиса. Впрочем, многое зависело от того, как быстро Владимир Бусыгин сможет выстроить отношения с многотысячным коллективом. Заводчане опасались «новой метлы», сокращения штатов и зарплат. В этой ситуации г-н Бусыгин пошел на шаг, который за его спиной называли популистским. Он в буквальном смысле отправился в народ — знакомиться с производством и людьми.

«Во всех коллективах я говорил по сути одно: увольнять никого не будем, со временем работа найдется для всех, но надо потерпеть, затянуть пояса. Причем придется работать с полной отдачей сил как на производстве, так и в отношениях с партнерами», — рассказывал г-н Бусыгин.

Курс нового генерала стал приносить плоды уже спустя несколько месяцев. Удалось продать неликвидные запасы готовой продукции и получить остро необходимые оборотные средства. Переговоры с банками позволили получить кредиты на выгодных для НКНХ условиях. Комбинат стал рассчитываться с бюджетными долгами, законсервированные производства возрождались, возобновляя выпуск продукции.

Отказался от помощи немцев

Галобутилкаучуки (ГБК) — сырье для высококачественных современных шин — «Нижнекамскнефтехим» стал выпускать первым в России, войдя в тройку мировых производителей ГБК. Причем ради этого Владимир Бусыгин отказался от помощи немецкого концерна «Байер».

«Эта фирма выступила с предложением о сотрудничестве с НКНХ в данной области еще в 1999 г., правда, с одним «небольшим» условием: она поможет освоить производство ГБК, но только через семь лет, якобы необходимые для детального изучения «Нефтехима» и его возможностей, — вспоминает Бусыгин. — При этом оговаривалась и своеобразная «плата» за столь важную услугу, которой должна была стать совместная с германской фирмой реализация бутилкаучука с маркой «НКНВ». Позиции у наших западных контрагентов были сильные, ведь ГБК во всем мире выпускали только две фирмы — «Байер» (Германия) и «Экссон» (США). Никто и подумать не мог, что мы сможем выполнить эту программу без их помощи».

Смогли. Причем помощь нашли не на Западе, а в России. У ученых из НИИ «Ярсинтез» закупили лицензию на новую для страны технологию. А все стадии процесса производства ГБК доработали уже в научно-технологическом центре «Нефтехима». В итоге в апреле 2004 г. «Нижнекамскнефтехим» запустил в эксплуатацию первое в России промышленное производство галобутилкаучуков мощностью 30 тыс. тонн в год. Спустя два года НКНХ увеличил мощности по производству ГБК еще на 20 тыс. тонн. А в 2011 г. «Нижнекамскнефтехим» запустил в эксплуатацию третий агрегат «Велдинг», который позволит увеличить выпуск ГБК до 100 тыс. тонн в год.

Новая установка обошлась предприятию в 600 млн руб., но эти затраты должны окупиться всего за 2 года, уверен г-н Бусыгин. Сейчас 93% галобутилкаучуков НКНХ поставляет на экспорт. Нижнекамские ГБК аттестованы и аккредитованы мировыми производителями шин — Michelin, Pirelli, Goodyear, Bridgestone, Continental. Производство каучуков превратилось в одну из главных точек роста нефтехимического гиганта. До 1999 г. НКНХ выпускал два вида каучуков, сейчас — семь.

 

Вывел из пике

В 2006 г. карьеру Бусыгина едва не постиг крах: контрольный пакет акций оказался в руках у ГК «ТАИФ». Поползли слухи, что г-н Бусыгин может потерять место. Формальный повод — полмиллиарда долларов накопленных долгов и падение рентабельности. По неофициальной версии, руководству «ТАИФ» не нравилось, что гендиректор слишком самостоятелен. Неизвестно, как и о чем договорился Бусыгин с новыми собственниками, но кресло гендиректора он сохранил за собой, преодолев и этот, личный кризис.

В 2008 г. НКНХ вошел с амбициозными планами — более чем в три раза увеличить объем этилена, нарастить объемы производства полипропиленва и лапрола, запустить новые производства каучуков и полипропилена, выпускать совершенно новые виды продукции. Но в 2008 г. кризис, затронувший мировую нефтехимическую промышленность, ударил по НКНХ.

«За последнее десятилетие в компании была проделана большая работа, мы вышли на ежемесячный выпуск 45 тыс. тонн семи видов каучука. Такой объем производства сохранялся вплоть до октября этого года, но в декабре выработка составит всего 18 тыс. тонн, поскольку по всему миру остановились заводы, перерабатывающие каучук», — вынужден был признать г-н Бусыгин.

На предприятии ввели сокращенную рабочую неделю и вынужденные административные отпуска. Комбинат работал на немногочисленные заказы, а в оставшееся время работники подновляли оборудование. «Через какой-то период все производства будут запущены, а сейчас надо создать резерв, который в дальнейшем позволит выполнять план», — был убежден г-н Бусыгин.

И уже в 2009 г. НКНХ удалось выйти из пике: компания не влезла в новые долги, и даже несколько уменьшила размер долговой нагрузки. Правда, прибыль при этом уменьшилась вчетверо, составив всего 424 млн руб. Но уже 1 квартал 2010 г. принес предприятию 1,3 млрд руб. чистой прибыли. Начался бурный рост.

 

Увеличил капиталы

Топ-менеджеру удалось сделать «Нижнекамскнефтехим» независимым от другого предприятия группы «ТАИФ» — завода «Казаньоргсинтез», получавшего этилен как раз от НКНХ, — наладив собственное производство. Шаг с первого взгляда довольно странный, однако эксперты вскоре раскусили этот маневр. КОСом заинтересовался «Газпром», а глава «ТАИФа» Альберт Шигабутдинов вскоре признал: холдинг готов уступить КОС «Газпрому».

Не менее важный стратегический шаг — создание в 2010 г. по инициативе НКНХ индустриального парка «Камские Поляны». По сути, Бусыгин создал себе рынок сбыта прямо под боком: предприятия парка перерабатывают полуфабрикаты НКНХ в готовую продукцию, которая стоит уже дороже непераработанного сырья. При этом заводу удалось решить главную проблему Камских Полян — безработицу.

Бусыгин регулярно фигурирует в рейтингах лучших топ-менеджеров России и Татарстана. В начале 2011 г. он вошел в тройку самых эффективных топ-менджеров РФ по росту курса акций за 12 лет (рейтинг российских CEO — англ. chief executive officer, — опубликованный Slon.ru). Kапитализация НКНХ на момент составления рейтинга достигла 37,1 млрд руб. (в процентном соотношении это 2 293% к моменту назначения г-на Бусыгина гендиректором предприятия) и продолжает расти.

Так, к сентябрю 2011 года она составила уже 43 млрд руб. Доля самого г-на Бусыгина, учитывая масштабность предприятия, выглядит довольно скромно. Даже то, что генерал «Нижнекамскнефтехима» за прошлый год увеличил свою долю в уставном капитале в 5 раз, не сделал его ключевым владельцем компании. По подсчетам «ДК», доля Владимира Бусыгина составляет около 130 млн руб. Ключевым же собственником НКНХ остается холдинг «ТАИФ».

Впрочем, не стоит забывать, что г-н Бусыгин, несмотря на теплые отношения с властью республики, был и остается для нее «варягом». «Для прежнего руководства важно было, чтобы вся собственность оставалась внутри «своего круга», — резюмирует Александр Салагаев.

 

Владимир Бусыгин

Генеральный директор ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Родился 14 ноября 1949 г.

Образование: инженер — химик-технолог. В 1974 г. кончил Пермский политехнический институт.

Карьера:
1986–1987 гг. — начальник инженерно-технологического отделения Северо-Донецкого производственного управления треста «Оргминудобрения».
1987–1992 гг. — руководитель пуска, главный инженер Химзавода им. Л. Я. Карпова.
1992–1995 гг. — технический директор «Менде-Росси».
1995–1999 гг. — генеральный директор Химзавода им. Л. Я. Карпова.
В 1999 г. возглавил НКНХ.