Меню

Владимир Малыгин, "Мегастрой": "Позицию первых нам бы сдавать не хотелось"

Для новичков на рынке DIY в Казани с приходом крупного иностранного игрока ниши не осталось, считает Владимир Малыгин, президент ООО «Агава». Однако, уверяет он, местные игроки сдаваться не собираются

Местный бизнес сферы DIY, созданный еще в 90-е,  постепенно сворачивает сети, уступая позиции «федералам» и международным игрокам. Из казанских компаний лишь одна устойчиво занимает позицию на рынке: ООО «Агава» несколько лет назад дополнила свои «магазины у дома» крупным форматом и с тех пор открывает все новые гипермаркеты «Мегастрой», расширяя экспансию за пределы республики. Создатель «Агавы»  считает, что потенциал компании сдерживается искусственно.

Избежал потрясений

Владимир Малыгин, объясняя нюансы освоения рынка DIY в Казани, подчеркивает: развиваться сложно, и многие не выдержали конкуренции. Так, недавно одна известная компания «сошла с дистанции», хотя еще в начале 2000-х была лидером на рынке.  Г-н Малыгин считает, что «Агава» удержалась благодаря тому, что всегда инвестировала в развитие.

- Вы входите в топ-лидеров рынка DIY Казани, вместе с тем являясь единственным местным игроком – остальные компании в этом списке либо федеральные сети, либо международные. Как вам удалось закрепиться на рынке?

- Большинство людей, заработав первый рубль, начинают тратить его на себя. А мы из бизнеса никогда деньги не вынимали – мы все заработанные средства направляли на развитие. По итогам 2012 г. мы больше всех из российских сетей освоили торговых площадей. У нас самый большой  процент прироста оборота. В мае 2013г. на форуме DIY в Москве «Мегастрой» назвали лучшим форматом среди российских сетей. И позицию первых нам бы сдавать не хотелось. 

За два десятка лет, пока существует компания, в стране произошло не одно экономическое потрясение. На вас это как-то сказалось?

- Расскажу анекдот по этому поводу. Встречаются два американца, бывшие однокашники. Один респектабельный, весь из себя успешный. Второй – просто образец неудачника: в бедной помятой одежде, неопрятный.  Расспрашивают друг друга о жизни. Состоятельный господин говорит: «У меня все хорошо - работаю, неделю назад очередной банк открыл, сейчас вот тороплюсь – надо билеты покупать, с семьей на Мальдивы летим. А ты как?» - «А я голодаю. Последнюю одежду донашиваю – кризис же!» Богатый: «Кризис… Какой кризис?» Так вот, если думать о кризисе, оправдывая себя, он неминуемо придет. А если жить, глядя вперед и стремиться к своей цели – его просто не заметишь.

В 2008 г. американцы «кинули» весь мир, обрушив свои банки. На рынке нехватка денег, стагнация производства, падение торговли, сокращение кадров…  А у нас – обратный процесс. Многие российские предприятия, наши конкуренты, начали оптимизировать ассортимент: сокращать его, выводить товар категории «С», оставляя только «А», «В». А это - потеря значительной доли клиентов, потеря оборотов. Потом, как цепная реакция, у поставщиков начинается сокращение продукции. Мы пошли совершенно по-другому пути: если раньше держали у себя двухмесячный запас товара, то с приходом кризиса стали увеличивать его объем до трехмесячного. У поставщиков начались проблемы – а мы уже с товаром! У конкурентов его нет – люди идут к нам, мы начинаем аккумулировать потребителей. В результате этот кризис мы не почувствовали.

Что на данный момент представляет собой ваша компания?

- На конец второго квартала 2013 г. наша сеть представлена шестью гипермаркетами «Мегастрой» и четырьмя супермаркетами «Агава», общей площадью свыше 90 тыс. кв. м в Казани, Набережных Челнах, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Альметьевске. Есть у нас и собственный питомник плодовых и декоративных растений «Биосфера», площадью 53 га. Работаем в сотрудничестве более чем с 600 поставщиками – производителями из России и стран ближнего зарубежья. Кроме того, в ассортименте наших магазинов представлены собственные торговые марки компании «Агава», что позволяет сохранять низкие цены.

 

Какова структура оборота,  какие показатели по разным видам товаров?

- Наш планируемый оборот на 2013 г. - более 8 млрд руб. В наших магазинах представлен ассортимент разного направления: строительные материалы, отопление и сантехника, напольные покрытия, декор и другое.  Основную долю в продажах занимает направление отопление и сантехника, а также отделочные материалы. Достаточно интенсивно растет доля продаж направления товаров для сада.

Выживать на выжженной земле

Владимир Малыгин считает ошибкой властей допуск на рынок французской компании «Леруа Мерлен». Но несмотря на то, что на рынке появилась настоящая акула, которая не обещает местным игрокам спокойной жизни, собственные перспективы в «Агаве» оценивают оптимистично и строят амбициозные планы. 

Как Вы думаете, в чем причина того, что в Казани сегодня так мало местных игроков на рынке DIY?

-У меня складывается впечатление, что  есть негласное решение – отдавать предпочтение иностранным компаниям. Думаю, это связано с тем, что они работают прозрачно, зарплату платят «по-белому», объекты у них цивилизованные… И, может, еще что-то, о чем мы не знаем. С «местными» же работать  сложнее: многие пытаются уйти от налогов, не занимаются развитием своих кадров, живут сегодняшним днем. Наша компания от этого отличается. У нас «белая» зарплата, полный соцпакет, мы обеспечиваем сотрудников фирменной одеждой и бесплатным питанием.  Но, несмотря на то, что мы уже достигли европейского уровня, попадаем в категорию «местных».  Со своей стороны мы прикладываем много усилий для создания рабочих мест и хотим инвестировать средства в республику, но складывается впечатление, что республике это не очень надо. И еще одной из причин малого количества  «местных»  игроков  на рынке DIY вижу в том,  что «местные» игроки не выдерживают конкурентную борьбу с федеральными и международными сетями.

А какие факторы влияют на рост вашей компании?

- Основная проблема  при выходе на новый рынок связана с подбором и покупкой необходимого земельного участка, а также со сложностью получения точной информации о развитии конкурентов, о строительстве ТРЦ и ТРК, гипермаркетов и моллов. Свой вклад в сдерживание  развития,  безусловно, вносят и административные барьеры. Зачастую вместо поддержки местного предпринимательства предпочтения отдаются иностранцам.

 

Приход нового игрока в Казань – крупнейшего французского гипермаркета -  как-то повлияет на  сам сегмент рынка?

- Я  думаю, произойдет серьезный передел рынка. «Леруа Мерлен»  - это компания демпинговая. У них тактика «выжженной земли» - уничтожение всякой конкуренции вокруг себя. Они об этом, кстати, и сами не стесняются говорить. В этом плане их все боятся. Но в Казани совершенно другой случай. Им отдана такая локация, что они перекрывают практически весь город.  Их поставили в центр всех потоков.  Нельзя было отдавать такую локацию одному игроку! Это просто экономическое преступление. Могло бы войти еще несколько игроков, могли быть созданы тысячи рабочих мест. Но открытие «Леруа» блокирует им вход и развитие. Могу добавить, что все европейские государства, где они присутствуют, банкроты, в связи  с вымыванием денежных потоков.

Получается, что в Казани на DIY рынке места для прихода новых игроков нет?

- Я считаю, что рынок Казани  насыщен с учетом нецивилизованной торговли. Но также уверен, что формы предложения товара будут развиваться и совершенствоваться. Через 20 лет наших форматов не будет. Уже появляются новые технологии. Соответственно, и потребительский спрос будет расти. К слову, у нас спрос в несколько раз ниже, чем в Европе. В садовой теме Россия (казалось бы, с ее садово-огородными традициями!) в десятки раз уступает Германии. Ну, например, возьмем город Нюрнберг: там на 560 тысяч населения 40 строительных гипермаркетов! И в них 40% площадей занимает садовая зона. Это ментальность. В Европе, если у человека перед домом есть квадратный метр земли, он обязательно что-то посадит. У нас же целые деревни стоят в пыли, без единого деревца на улице. Никому в голову не придет там что-то посадить... Кстати, автору идеи провести у нас в Казани высадку деревьев надо памятник поставить. В Греции Олимпиада прошла в 2004 г., и сейчас деревья, которые были к ней посажены, выросли: Афины сегодня просто зеленейший город!

Так что, думаю, и нашу ментальность можно потихоньку менять. И надо отдать должное конкурентам: садовую тему в Россию принес OBI. Мы тоже уделяем этому большое внимание: у нас достаточно серьезная садовая зона, есть свой питомник «Биосфера» в Сокурах – сами выращиваем растения.

Какие перспективы видите для себя в ближайшее время?

 - У нас большие планы на развитие – будем строиться на Горьковском шоссе. Это будет уже четвертый казанский «Мегастрой». Есть планы и для первого «Мегастроя», расположенного на улице 2-ая Азинская. Тут имеется ряд «маленьких проблем»,  в решении которых надеемся  на содействие со стороны администрации. Здесь должен быть современный комплекс с собственными помещениями, с  одним из самых высоких зданий в городе. 

Самый сложный вопрос – земельный. Причем не только в Казани, но и в других городах присутствия. И дело не только в  сложности получения земли. В стране не было планов архитектурной застройки в городах, поэтому сегодня возникают проблемы: некоторые объекты блокируют какие-то части города, либо на участке непроизвольно возникает излишняя  конкуренция. Каждый земельный участок несет свои сложности. Например, с назначениями земли: перезонирование участка – это опять надо связываться с чиновниками. Есть проблемы с инженерными сетями – они зачастую бывают в частной собственности, и поэтому вопросы решаются очень сложно.

- Вне республики Татарстан есть планы развивать «Мегастрой»?

В планах компании до 2018 г. открыть еще 30 гипермаркетов «Мегастрой» в разных городах России - в Ульяновске, Перми, Уфе, Москве, Пензе, Саранске, Тольятти, Кирове, Ижевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове и Стерлитамаке.

* данные предоставлены компанией "Мегастрой"