2014 год для финансового сектора складывается неоднозначно – сложная экономическая ситуация, политическое давление. Управляющий ОО «Казанский» ОАО Альфа-Банк рассказывает, чем банк отвечает на вызовы.
«Банковский сектор столкнулся с новыми вызовами в изменяющейся ситуации, что, безусловно, заставило корректировать задачи», – говорит Владислав Абрамов, управляющий ОО «Казанский» ОАО Альфа-Банк.
Каковы позиции Альфа-Банка в банковском секторе в 2014 году?
- Альфа-Банк, являясь частью отечественной банковской системы, продолжает планомерное развитие в рамках принятой стратегии, учитывая рыночные тенденции и корректируя приоритеты. Неизменным остается фокус на клиента и клиентоориентированная модель. Банк стартовал в 2014 году, имея прибыль в размере 900 млн долларов США. Высокая прибыль была достигнута за счет поступательного роста чистого процентного дохода и комиссионной прибыли во всех бизнес - сегментах благодаря наращиванию клиентской базы, росту портфеля, а также высокому качеству предоставляемых услуг и операционной эффективности. В 1-м квартале банк продолжил наращивать клиентскую базу, одновременно увеличивая бизнес с существующими клиентами. Преодолена важная отметка в 100 тысяч корпоративных клиентов в РФ. В Республике Татарстан позиции банка отражают следующие цифры. Количество клиентов юридических лиц в 2014 году превысило 2900. Банк выбрали более 85 000 жителей региона. Операционная прибыль ОО «Казанский» выросла на 61% по сравнению с прошлым годом. Общий объем размещения на начало года превысил 13 млрд. рублей, а в течение года ОО "Казанский" предоставил кредитных продуктов на общую сумму более 20 млрд. рублей. Розничный кредитный портфель – 3,5 млрд. рублей. Объем привлеченных средств достиг 48 млрд. рублей, Обороты по расчетным счетам клиентов составили порядка 100 млрд. рублей.
Совершенствуется сеть обслуживания клиентов. В 2014 году в Татарстане к услугам клиентов 9 офисов в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. Сеть банкоматов Альфа-Банка и банков партнеров в республике – 197 единиц.
Какую политику в работе с корпоративным сегментом Татарстана вы ведете?
- Наши корпоративные клиенты в Республике Татарстан – это компании среднего и крупного бизнеса с годовым оборотом от 300 млн рублей. Для корпоративного сегмента банк сформировал широкую продуктовую линейку. В комплексных пакетных предложениях не только кредиты, но и расчётные инструменты. Например, есть клиенты, которым интересно РКО и инкассация, есть производственные предприятия с отраслевой спецификой или с широкой географией, когда головная компания в Казани, а сеть по стране и за ее пределами. В работе со средним и крупным бизнесом пакетов нет — каждый раз набор услуг подбирается индивидуально. Даже при аналогичных на первый взгляд сделках есть важные отличия, зависящие от объемов, региона, специфики клиента и т.д.
Крупные компании, как правило, задают высокий уровень требований и понимания необходимых для них финансовых инструментов. Средние компании чаще оперируют проблемами, которые нужно решить, — и банк начинает работать, в том числе, в роли консультанта, подбирающего наиболее эффективный инструмент для решения поставленной задачи. Зачастую клиент, пришедший в банк со своим видением решения проблемы, в результате использует инструменты, предложенные банком, поскольку те оказываются более эффективными.
Какие актуальные финансовые продукты для бизнеса вы запустили в Татарстане?
- Один из самых актуальных продуктов – Оn-line - конвертация. Из-за нестабильности курса рубля интерес к валютным операциям в последние месяцы заметно вырос. Альфа-Банк предложил корпоративным клиентам воспользоваться конвертацией on-line в системе «ALFA FX», которая позволяет самостоятельно, не обращаясь в отделение, покупать и продавать валюту в режиме реального времени: на совершение одной операции потребуется не более 20 секунд. Можно проводить сделки по сорока парам валют, в том числе по таким, как японские иены и китайские юани. Совершение сделок возможно с 6.00 до 22.00 по московскому времени, что также является преимуществом системы. Другие плюсы on-line конвертации – выгодный рыночный курс и отсутствие дополнительных комиссий за пользование системой. Приобретенные средства можно использовать немедленно. Протестировать валютную конвертацию on-line в системе «ALFA FX» можно через демо-версию на сайте.
Расскажите о перспективах транзакционного бизнеса?
- Качественные транзакционные услуги актуальны для любой компании, которая нуждается в эффективном и экономичном РКО и сталкивается с кассовыми разрывами. Раньше клиент банка, как правило, брал один продукт — кредит и распоряжался им по своему усмотрению. Теперь же под каждую финансовую задачу, стоящую перед клиентом, банк предлагает конкретные транзакционные продукты – удобные решения. Линейка транзакционных услуг Альфа-Банка включает обслуживание наличных и безналичных денежных потоков, их оптимизацию, управление ликвидностью, а также торговое финансирование, факторинг. В выборе РКО большое значение имеет технологическая база банка. Операции по проведению платежей, всех видов расчётов доступны клиентам Альфа-Банка 24 часа в сутки. В этом направлении Альфа-Банк остается маркет-майкером, а банк-клиент «Альфа-Бизнес Онлайн» неоднократно признан одним из самых удобных и безопасных. Все транзакции, проводимые через банк, подтверждаются через СМС. Помимо этого, за каждым клиентом закреплен персональный менеджер, который консультирует по всем вопросам.
Как банк работает с факторингом?
- ОО «Казанский» имеет большой опыт факторинга в Татарстане. В существующих рыночных отношениях оплата за поставленный товар, как правило, производится с отсрочкой, которая может достигать 180 дней. Такое положение дел может вызывать определенные проблемы у поставщика, которому нечем закрыть кассовый разрыв. Факторинг – кредитование клиента под залог будущей выручки – призван решить эту проблему и таким образом увеличить оборачиваемость средств. Преимущество этого продукта в том, что в условиях закредитованности бизнеса факторинг можно предоставлять поверх существующих кредитных обязательств клиента. Причем факторинг Альфа-Банка один из самых экономичных по рынку. Кроме того, мы одни из немногих предлагаем реверсивный факторинг, который предоставляет покупателю дополнительную отсрочку к отсрочке, прописанной в договоре. Этот вид факторинга предполагает участие банка с двух сторон сделки – пополняя оборачиваемость средств поставщика и предоставляя дополнительную отсрочку платежа покупателю.
В чем преимущества сервиса Альфа-Банка?
- Альфа-Банк постоянно совершенствуют свой сервис, в 2014 году мы продлили операционный день для внешних платежей корпоративных клиентов до 17-30. Внутрибанковские платежи в Альфа-Банке теперь можно проводить с 8 утра до 23-30 по местному времени. Это стало возможным благодаря наличию единой платформы внутри банка по всей России. Расширение пределов операционного дня актуально для всех сегментов бизнеса. Клиенты Альфа-Банка и ранее могли направлять расчетные документы после окончания операционного дня, но обрабатывались они только на следующий день. Теперь внутренний платеж может быть проведен до 23-30, и средства будут зачислены на счет получателя в тот же день. Это уникальные условия на рынке расчетно-кассового обслуживания, поскольку в большинстве случаев прием и отправка платежей банками осуществляется до 16-30 местного времени. Новый режим существенно ускоряет оборот денежных средств компаний, чьи филиалы расположены в разных часовых поясах. К примеру, средствами, отправленными из Казани в Хабаровск в 23 часа по столичному времени, клиент из Хабаровска сможет воспользоваться уже в 8 утра по местному времени.
В продолжение интервью Альберт Кильдеев, директор по розничному бизнесу ОО «Казанский», рассказал порталу dk.ru о розничном банкинге Татарстана.
Каковы особенности рынка розничных банковских услуг Республики Татарстан?
- Рынок розничных банковских услуг Татарстана отличает насыщенная конкурентная среда, в которой представлены сильные республиканские банки и ведущие федеральные игроки. Это дает преимущество широкого выбора для клиентов физических лиц. Альфа-Банк конкурирует, предлагая широкую линейку продуктов и качественный сервис. В 2014 году нашими клиентами являются 85 000 человек. К их услугам в столице республики 5 отделений, в каждом есть вип-модуль для обслуживания клиентов высоких сегментов. Нашими партнерами по зарплатному направлению являются более 200 юридических лиц. Таким образом, доля Альфа-Банка в сегменте активно занятого населения Казани достигает 15 %. Кредитный портфель составляет более 3,5 млрд. рублей, остатки на текущих счетах – более 1 млрд рублей. Прибыль от розничного бизнеса по результатам 2013 года составила более 170 млн. рублей. Это результат работы дружной и профессиональной команды «розницы» Казани.
Нашими партнерами по кредитованию являются более 1700 компаний, предоставляющих товары или услуги в кредит от Альфа Банка. Наша стратегия сегмент ориентирована. Это не значит, что есть важные клиенты и не важные. Каждый клиент важен и ценен, и мы готовы предложить именно то, что необходимо этому клиенту. Мы хотим быть включены в повседневную жизнь жителей Татарстана. Никто специально не думает о банковских отношениях, часто у людей возникают определенные потребности — заплатить за телефон или жилищно-коммунальные услуги, сделать ремонт, сохранить или приумножить деньги, а банки дают инструменты для реализации тех или иных потребностей, помогают сохранять высокую степень финансовой свободы. Поэтому Альфа-Банк видит нашу миссию в том, чтобы стать основным банком на каждый день для каждого жителя Татарстана.
Какой вам видится ситуация в розничном кредитовании по итогам первых месяцев 2014 года?
- Первый квартал 2014 года для банковского сектора отмечен рядом факторов, которые свидетельствуют о замедлении темпов его развития. Это и следствие экономической ситуации, и активные действия регулятора по охлаждению рынка, и рост закредитованности населения и удорожание денег. Это важные тренды года. Аналитики Альфа-Банка оценивают снижение роста кредитования в целом по стране до 22-23% против 29% в 2013 году. К тому же, в период "валютных колебаний" население обычно занимает осторожную позицию. Тенденция рынка – увеличение количества заемщиков, имеющих сразу несколько кредитов. Их число за последние 1,5-2 года выросло с 5 до 10%. Еще один фактор, который приведет к сжатию кредитного рынка, – возможное увеличение безработицы, что сократит базу активных клиентов, которых можно будет кредитовать по минимальным ставкам. При этом мы в Альфа-Банке видим наметившуюся тенденцию к улучшению кредитного портфеля. Постепенно снижается количество клиентов, которые переоценивают свои возможности. Альфа-Банк готов предложить своим клиентам удобные решения задач – от простых ежедневных до осуществления мечты.
Какие кредитные решения предлагаете?
- Мы в Альфа-Банке уверены, что отношения клиента с банком должны быть предсказуемыми и прозрачными, поэтому даже сложные финансовые решения стараемся делать понятными. Если вам в торговом центре понравился телевизор, холодильник или стиральная машина, но средств для приобретения недостаточно, – обернитесь вокруг. Уверен, что вы увидите стойку оформления кредита от Альфа-Банка прямо в магазине. Сотрудники банка в течение 15 минут обработают заявку, и вы сможете оформить покупку.
Кредитная карта Альфа-Банка предусматривает 100-дневный льготный период. Это значит, что вы можете воспользоваться средствами для решения своей финансовой задачи, и если в течение 100 дней задолженность погашена, то проценты по кредиту не начисляются. Этот алгоритм возобновляемый. Сумма кредита зависит от ваших доходов. Подчеркну, что льготный период начинается с момента первой покупки, Льготный период распространяется и на снятие наличных. Другой тип кредитной карты – так называемый «Ко-Брэнд». Оплачивая такой картой товары или услуги, вы получаете бонусы, которые можно обменять, например, на авиабилеты ведущих авиакомпаний, либо на товары в торговых сетях.
Какие у вас есть предложния по сбережению средств?
- В период турбулентности на рынке банковских услуг вопрос выбора банка для сбережений очень важен. Сегодня Альфа-Банк является одним из крупнейших частных банков России по величине активов, собственного капитала, кредитному портфелю и счетам клиентов. Альфа-Банк включен ЦБ РФ в список системообразующих кредитных организаций страны. В 2014 году мы увеличили доходность по нашим депозитам. Для сохранения денежных средств Альфа-Банк предлагает удобный инструмент — накопительный счет. Накопительный счет — это отличный гибкий финансовый инструмент, с помощью которого можно получать доход и при этом снимать деньги и пополнять счет в любое время. Проценты начисляются на среднемесячный остаток по счету. Накопительный счет объединяет преимущества депозитов и обычных текущих счетов. В нашем банке действует несколько видов накопительных счетов. В зависимости от суммы и срока процентная ставка варьируется от 4% до 7,5% годовых в рублях. Вам предлагается на выбор счета: «Блиц-доход», «Ценное время», «Мой сейф», «Активити». Держать деньги можно в разных валютах. Наше преимущество в том, что в Альфа-Банке вы не просто открываете счет, вы открываете пакет услуг. В нем сразу три счета – в рублях, долларах и евро. Дополнительно выпускается до трех карт на членов семьи по желанию владельца пакета услуг.
Говоря о доходности, я бы обратил внимание на вклад «Победа» с привлекательной ставкой. Для клиентов, желающих разместить средства в других финансовых инструментах, в биржевые активы, Альфа-Банк предлагает совместно с нашими партнерами инвестиционные продукты с разной степенью риска и возможной доходностью.
В чем заключается инновационность ваших сервисов?
- Интернет-банк «Альфа-Клик» и мобильный банк «Альфа-Мобайл» неоднократно отмечены различными премиями. Но главное, что их выбирают наши клиенты. Более 3 миллионов пользователей «Альфа-Клика», в том числе и я, совершают переводы, платежи, конвертации, получают информацию по продуктам, контролируют расходы. Количество компаний-получателей платежей на данный момент более 11000 – 2-е место в России. Количество пользователей мобильного банка «Альфа-Мобайл» превысило 400 000 человек. Это значимый показатель, который позволяет Альфа-Банку оставаться игроком, создающим тренды в этом направлении и определяющим динамику развития этого сегмента рынка.