До конца года команда 10tracks планирует вывести проект на самоокупаемость. Сейчас упор сделан на улучшение продукта, а также подготовку к следующему раунду привлечения внешних инвестиций.
Владислав Вернигора в 2008 г. переехал в Казань, чтобы разрабатывать программное обеспечение, в итоге вместе с командой создал проект облачного хранения музыки – 10tracks, попал в число первых резидентов инкубатора IТ-парка, получил финансирование от Microsoft и ИВФ РТ, а так же инвестировал в проект собственные средства. Проект набирает популярность за счет пользователей, которые предпочитают обычному плееру мобильный телефон.
Мигрант из Москвы
Закончив Московский институт электронной техники в 2008 г., Владислав Вернигора переехал в Казань, чтобы зарегистрировать здесь компанию по разработке программного обеспечения. Теперь она развивает единственное детище – проектом 10tracks, который конкурирует с сервисами Google Music, Яндекс Музыка, и iCloud, но предлагает более широкий функционал и приемлемую цену.
- Расскажите, с чего началась история 10tracks.
- У меня был плеер iPod classic и, используя его, я столкнулся с несколькими недостатками: я пропускал звонки мобильного телефона и не мог удобно синхронизировать музыку с компьютером, не говоря про удобный доступ к новой музыке. Примерно в это же время начал быстро развиваться мобильный интернет и смартфоны. Я тогда понял, что в какое-то время все откажутся от плееров и будут слушать музыку через мобильный телефон, а для синхронизации музыки не понадобятся проводов - достаточно будет выбрать музыку на компьютере и она появится на телефоне. Тогда я с командой программистов начал разрабатывать решение, которое позволило бы перенести всю музыку клиента в «облако», удобно управлять коллекцией и иметь возможность часть музыки загружать на устройство, чтобы слушать ее офлайн. Это было в 2011 г., тогда было понятно, что проект быстро денег не принесет, но это была разработка на перспективу.
- В 2011 г. ваша компания стала одним из первых резидентов бизнес-инкубатора. Теперь срок инкубирования завершен. Расскажите, в чем инновационность и уникальность вашего сервиса?
- Когда мы начали работу над 10tracks, не было ни Google music, ни Яндекс музыки, ни iCloud. Но и сейчас, имея в конкурентах таких гигантов, мы понимаем, что не ошиблись в выбранном направлении, ведь оно действительно востребовано! Мы обладаем рядом преимуществ, которые позволяют с конкурировать с указанными проектами. Не зря нашим сервисом пользуются десятки тысяч людей и количество пользователей растет. Во-первых мы предлагаем пользователям кросс-платформенное решение – если Google music работает только на Android, iCloud только на устройствах apple, то наш сервис поддерживает мобильные платформы iOS и Android, кроме того, мы предлагаем неограниченное количество места в облаке за конкурентную цену. Как небольшой сервис мы умеем реагировать на потребности клиента более гибко. Например, мы выяснили, что есть много людей которые тратят время на то, чтобы разложить музыку по папкам, при использовании google music структура каталогов потеряется, у нас - нет. Мы предлагаем нашим пользователям возможность импортировать музыку из iTunes, ВКонтакте и из других источников. Большое внимание уделили системе хранения музыки, ведь на нее ложится большая нагрузка, музыка это достаточно тяжелый контент. Система учитывает повторяемость треков. Если какой-то пользователь загружает альбом «Металлики», а он или его часть уже есть в системе, она не будет делать повторно загружать музыку, это позволяет загружать к нам музыку на большой скорости, ведь часто у пользователей музыка повторяется.
- Возражение, что если Google будет делать то же, вы как сервис умрете, наверное, слышите часто…
- Да. Но Google уже сделал подобный сервис, а к нам продолжают приходить пользователи. Например, Microsoft и Apple запустили свои облачные хранилища файлов, но пользователи продолжают приходить в Dropbox. У больших компаний есть определенные рамки, что не позволяет компаниям, подобным Google, быть гибким. Именно в нишах, куда не дотянулся Google, стартапы и работают. Большие компании, скупают по 30-40 маленьких компаний в квартал. Казалось бы, зачем? Могли бы сами делать. А выходит, не могут.
Дорастить проект до миллиона
В проект 10tracks уже вложено несколько миллионов рублей, и «Мьюзик сервисис» готовится в будущем привлечь квалифицированного инвестора в «раунде «А». Между тем осенью – зимой 2013 г. проект выйдет на самоокупаемость, а число пользователей достигнет 200 тыс. человек.
- Расскажите, пожалуйста, на чем зарабатывает ваш проект сейчас.
- Мы даем доступ к определенному количеству места в «облаке» бесплатно – до 30Гб. Вначале пользователи получают 3Гб, остальное место можно получить совершив определенные действия, например пригласив друзей (через Твиттер, смс или рекомендацию в фейсбук). Мы берем деньги только за предоставление пользователю неограниченного пространства в облаке.
Плюс у нас есть направление b2b: мы будем предоставлять сотовым операторам или мультимедийным проектам сервис хранения музыки пользователей. Пока это только перспективное направление, которое еще предстоит развивать, сейчас мы сконцентрированы на b2c.
- Сколько у вас сейчас пользователей?
- В настоящее время на нашем портале зарегистрировано более 30 тыс. пользователей. Для того уровня, на котором находится наш проект, это нормально. До конца года мы планируем вырасти до 150-200 тыс. пользователей, на следующий год – до миллиона. Динамика нас устраивает, думаю, это достижимые цели.
- Как вы находите пользователей?
- Они находят нас сами. У нас пока нет какого-то супермаркетинга, на этом этапе работает «сарафанное радио». Его пока хватает, и мы даже не хотим пока сильного скачка клиентского интереса, отрабатываем обратную связь, чтобы подойти к следующему этапу более подготовленными. Сейчас нам нужно выпустить новые версии для iOS и Android, после чего мы начнем более активно привлекать новых пользователей. Предыдущий рубеж был – 20 тыс. пользователей. Еще раньше у нас было лишь 5 тыс. человек, это была закрытая подписка, по сути, наши друзья и друзья друзей.
- Продавать музыку вы хотели бы?
- Мы об этом думали, но это сложно – нужно «чистить» ее от авторских и смежных прав. Кроме того, этот рынок пока неразвит в России.
- У вас нет проблем с правами на музыку?
- Нет, поскольку мы предоставляем пользователям сервис по хранению музыкальной коллекции – приватное хранилище. Перед тем как начинать проект мы получили заключение юридической компании, что наша деятельность не нарушает ничьих прав ни в России ни в других странах.
- От денег инвесторов вы отказываться не намерены?
- Следующий этап – это «раунд А», этап к которому компания должна подойти с проектом, готовым к масштабированию. На этом этапе инвестиционные фонды выделяют уже серьезные деньги 0,7-1,5 $млн. Но нам интересны не только и не столько деньги, сколько экспертиза фондов их возможности по масштабированию проекта. Пока мы к «раунду «А» не готовы: мы доводим проект до более рыночного вида, что позволит, в том числе, привлечь инвестиции на более привлекательных для нас условиях, чем те, на которые мы пока можем претендовать.
- Какие фонды проявляют интерес к проекту 10tracks?
- Наш проект интересен фондам, у которых в портфеле есть проекты, связанные с медиаконтентом. Их можно усилить нашим. Фонды всегда имеют определенную специализацию, и они подбирают к себе в портфель проект, который отвечает их направлению, таким образом они оказывают поддержку проектам не только деньгами, но и будучи напрямую заинтересованы в их успехе,.
- В обществе существует скепсис, связанный с тем, что за рубежом проекты, подобные вашим, делаются без всякой господдержки…
- Не соглашусь. Например, Сингапур и Финляндия имеют программы поддержки объемом больше российских, при населении на порядок меньшем. Если рассматривать Кремниевую долину, то там уже существует инфраструктура seed-фондов инкубаторов и акселераторов, так или иначе созданных за счет компаний давно и успешно работающих на рынке. Если посмотреть top IТ-компаний России, мы видим, что почти все строчки заняты компаниями, которые либо полностью, либо почти полностью создают свой оборот за счет госзаказа. А инвесторы этих компаний - это не венчурные фонды, и вся структура рынка выглядит несколько иначе, чем на западе. Может быть, поэтому государство и пытается взять на себя роль по созданию зачатков структуры западного рынка высокотехнологичных компаний.