Меню

Время инвестировать в российский акционерный капитал

Дрю Гафф, управляющий директор инвестиционного и венчурного фонда Siguler Guff & Company LP Мир на наших глазах перевернулся с ног на голову. Речь о развивающихся странах и BRIC после 2008 г

Наибольшая отдача ­от ­инвестиций в акционерный капитал — ­в ­Китае и России

Дрю Гафф, управляющий директор инвестиционного
и венчурного фонда Siguler Guff & Company LP

Мир на наших глазах перевернулся с ног на голову. Речь о развивающихся странах и BRIC после 2008 г. Вот предыстория. В 1998 г. был кризис в Азии, потом дефолт в России — обвалился рубль. Страны BRIC получили тяжелейший урок — они осознали важность условий госдолга, корпоративных долгов, необходимость их снижения. И страны BRIC поменялись местами с развитыми странами относительно того, у кого стабильный экономический рост, проблемы в госбюджете, счетах прибылей и убытков.

Что происходило в мировой экономике за последние два года? Банковская система США в общем и целом исцелилась — благодаря действиям Федеральной резервной системы. Европейские банки видят прорехи в своих балансах, связанные с долговыми обязательствами. Но и в США, и в Европе есть проблемы, о которых будут говорить все громче — в ходе будущих выборов в Америке, например. А именно: у США есть непрофинансированные обязательства, которыми еще не занимались, — не только $400 млрд дефицита прошлого и текущего года, но и будущие затраты на социальное страхование и медицину. Эти затраты, повторюсь, не профинансированы, а их величина — от $45 до $78 трлн! Вот горячая тема ближайшего года. Об этом услышат все, поскольку именно проблема финансирования соцстраха и медицины будет настоящим испытанием для системы, требующим политической воли.

В этих условиях развивающиеся страны превращаются по отношению к развитым странам из заемщиков в кредиторов. И эта ситуация могла бы быть краткосрочной, если бы не спрос: когда банковская система спотыкается, когда спрос в экономике низкий, это может спровоцировать второй виток рецессии.

Как себя в этой ситуации чувствует западный частный капитал? Мое мнение: это время для прямых долгосрочных инвестиций в страны BRIC, и Россию в частности. История иностранных инвестиций в акционерный капитал в России находится на очень важном этапе своего развития. Мы начали инвестировать в России 20 лет назад. Тогда не было никаких условий для частных инвестиций в акционерные общества в России. Но даже и два года назад не было столь очевидных причин для таких инвестиций, как сейчас. Ведь до последнего момента в США и Европу приходилось инвестировать потому, что других возможностей для капитальных вложений просто не наблюдалось.

Появление в РФ Фонда прямых инвестиций означает, что причин вкладывать сюда становится еще больше: нет волатильности, деньги остаются в стране независимо от того, есть кризис или нет, создаются тысячи рабочих мест, растущим предприятиям оказывается поддержка, а все вместе это ведет к тому, что акционерные общества превращаются, как это у нас говорится, в «хороших корпоративных граждан».

Вот как это происходит на примере нашего инвестфонда. Мы в России с 1991 г. В 1994-м образовали, по сути, первый в РФ фонд прямых инвестиций «Российские партнеры» — $155 млн. К сегодняшнему дню инвестировали $1 млрд в акционерный капитал российских компаний. Это были и те, кто стартовал с нуля, и те, кто развивал и модернизировал существующие предприятия. Мы, как ни странно, обходили своим вниманием сырьевой сектор. В 1998 г. хорошо проинвестировали модернизацию металлургических компаний, вкладывались в перевооружение целлюлозно-бумажных комбинатов, фармацевтических заводов. Недавние наши инвестиции привели к созданию 3 тыс. рабочих мест. Например, наши вложения в EPAM Systems привели к тому, что они увеличили число занятых у них программистов в десять раз — с 200 до 2 000! Три года назад одного из наших подопечных — компании из сферы электронной коммерции KupiVip — просто не существовало, а сейчас у них 150 человек и они становятся своего рода русским Amazon. В Москве мы профинансировали строительство первого в стране дата-центра третьего уровня, это качество для корпоративного клиента, как в Европе, США или даже выше.

Через нас впервые в Россию пришли мировые пенсионные фонды, фонды управления средствами национальных правительств из Европы и Австралии, и это только начало. Ассоциация инвесторов в акционерный капитал развивающихся стран и BRIC свидетельствует: наибольшая отдача от прямых долгосрочных инвестиций — в Китае и России. Отличие России в том, что она еще в самом начале пути.

Дрю Гафф

Колонка написана на основе выступления на инвестфоруме «Сочи-2011»