Минэкономразвития подготовило очередные поправки в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые, скорее всего, вступят в силу уже в 2010 г. Это ряд принципиально новых для российского закон
Минэкономразвития подготовило очередные поправки в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые, скорее всего, вступят в силу уже в 2010 г.
Это ряд принципиально новых для российского законодательства правил. Правительство наконец-то решило создать эффективные процедуры реабилитации организаций, столкнувшихся с временными трудностями, чтобы они могли их пережить и восстановить платежеспособность. Впервые ради спасения российских компаний правительство готово стать на сторону должников и умерить аппетиты кредиторов. Меняется даже название закона, его предложено назвать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)».
Сегодня предприятие после подачи заявления о банкротстве практически обречено на прекращение работы и продажу всего имущества. Под вывеской банкротства происходит все что угодно— рейдерские захваты, хищения, мошенничества. Новый закон направлен на то, чтобы хоть как-то попытаться изменить ситуацию, помочь должнику сохранить предприятие, в том числе защититься от кредитора, злоупотребившего своим правом.
В представленном законопроекте разработчики сделали акцент на двух основных проблемах. Первая— финансовое оздоровление предприятий, вторая— банкротство холдингов.
Сейчас финансовое оздоровление может быть введено после процедуры наблюдения на срок не более чем 2 года. Если требования кредиторов погашены, то суд прекращает производство по делу. Если у должника есть возможность восстановить платежеспособность— суд вводит внешнее управление, если нет— принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Проект не отменяет этот порядок, но вводит совершенно другую возможность для должника: обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении финансового оздоровления, а не о признании должника банкротом. Для заявления должнику достаточно иметь просроченную задолженность в размере 100 000 руб. У суда при рассмотрении заявления существует один критерий: превышение активов над обязательствами плюс оценка судом отчета о финансовом состоянии должника (новелла). При подаче заявления должник будет прикладывать суду сведения о своей деятельности за последние три года. Максимальный срок финансового оздоровления увеличен с двух до пяти лет, но после трех лет продление процедуры придется утвердить в суде. В течение этого времени вводится мораторий на взыскание долгов по обязательствам заявителя даже без предоставления суду банковской гарантии.
Важно, что в плане финансового оздоровления можно будет предусмотреть списание долгов компании или их обмен на акции— сейчас долг должен быть погашен полностью.
По новому закону в соответствии с планом финансового оздоровления кредиторы должны получить больше, чем если бы в отношении должника было введено конкурсное производство. В противном случае арбитражный суд просто не утвердит план.
Если в результате оздоровления все долги погашены, суд прекращает производство по делу о банкротстве, если же нет— суд может ввести внешнее управление или конкурсное производство в отношении должника, и тогда уже имущество будет продаваться для удовлетворения требований кредиторов.
Помимо данных изменений, в законопроект включены положения о досудебном регулировании задолженности. По соглашению с кредиторами должнику предоставляется время на решение финансовых проблем. В течение этого времени приостанавливается исполнительное производство, кредиторы не имеют права взыскивать задолженность, но должник предоставляет им информацию о своем финансовом состоянии и обязуется не предпринимать мер, направленных на вывод имущества. Соглашение, заключенное с большинством кредиторов, может быть утверждено в качестве плана финансового оздоровления в упрощенном порядке.
Холдинг ответит за долги «дочек»
Наиболее серьезные изменения законопроект вводит в отношении холдингов. Появляются новые институты: трансграничное банкротство, центр основных интересов должника, иностранное производство, признание акта иностранного суда о банкротстве и т.д.
Целью специальных положений является создание условий для одновременного финансового оздоровления целого бизнеса и возможность проведения единой процедуры конкурсного производства (ликвидации) группы лиц. Это позволит увеличить размер конкурсной массы за счет консолидации имущества членов группы лиц и сокращения издержек.
Впервые появляется возможность объединить заявления кредиторов о признании должниками группы лиц. А также обратиться с ходатайством о погашении контролирующим членом группы лиц требований кредиторов, при условии, что предпринимательская деятельность велась недобросовестно (например, из какой-либо компании выводились активы). Если суд удовлетворит такое ходатайство, за долги «дочек» будет рассчитываться материнская компания. И в отношении компаний группы могут вводиться единые процедуры наблюдения, финансового оздоровления, в них может быть единый арбитражный управляющий.
Предусмотрено, чтобы дела о банкротстве компаний группы велись одним судом в рамках одного производства. Для банкротства холдингов, деятельность которых осуществляется в России и за рубежом, вводится механизм трансграничных банкротств. К компетенции российских арбитражных судов предлагается отнести дела в отношении российских и иностранных компаний-должников, центр основных интересов либо имущество которых находится в России.
После внедрения нового закона российские бизнесмены получат альтернативу: спасти свое действующее предприятие или все же расстаться с ним. Наше законодательство не может развиваться в отрыве от общей ситуации в мире, и пока мы имеем рейдерские захваты бизнеса, недружеские поглощения предприятий, осуществляемые через суды, мы имеем реальные шансы «нарваться» на международные скандалы. Я полностью поддерживаю нововведение, построенное на балансе интересов и возможностей должника и кредиторов.
Мнение ПРОТИВ
Ксения Корнилова партнер КА «Сергеева и Партнеры»
Закон должен защищать в равной степени как должника, так и его кредиторов. Улучшая положение предприятий-должников, законодатель, таким образом, предоставляет им возможность злоупотреблять своим правом, что в свою очередь приведет к нарушению прав кредиторов.Итак, должник, соответствуя весьма формальным признакам банкротства (наличие задолженности 100 тыс. руб.), обращается в арбитражный суд с заявлением, и по тем же формальным основаниям суд вводит в отношении него процедуру финансового оздоровления. Далее, снимаются аресты, приостанавливается взыскание по исполнительным документам, и вернуть свои денежные средства кредиторы не смогут в ближайшие 5 лет. Только кредиторы должны решать, как им вернуть свои средства: получить с должника все что возможно и быстро (конкурсное производство) либо рассчитывать на возврат большей суммы, но через несколько лет (финансовое оздоровление). Именно это положение закреплено в нынешнем законе.
Я думаю, что уже установленная в законе возможность должника финансово оздоровиться не требует каких-либо дополнений. Необходимо просто научиться правильно применять уже существующие нормы права.
Что касается поправок, ограничивающих возможность недобросовестного банкротства компаний, входящих в группы, то здесь я полностью поддерживаю законодателя. Привлечение к участию в деле о банкротстве всех компаний, входящих в одну группу, позволит преодолеть такие порочные способы ведения бизнеса, как разделение активов и пассивов (то есть обязательств) по разным, но аффилированным организациям.
Мнение ЗА
Ильсур Гатаулин директор компании «Татинсет»
Законодательство о банкротстве и несостоятельности РФ должно строиться на уравновешивании прав кредиторов и должника. Механизм финансового оздоровления сейчас практически не действует, поэтому инициативу Минэкономразвития о внесении поправок в Закон «О несостоятельности (банкротстве)» я считаю своевременной и необходимой. Сегодня главная задача правительства— реабилитация организаций. На кону (если мы ведем речь о крупных предприятиях) благосостояние российских граждан. Представьте, если полностью остановится АвтоВАЗ, КАМАЗ?В то же время ужесточаются требования к должнику. Создается правовой заслон для криминального увода активов за баланс предприятия, увеличение конкурсной массы, за счет субсидиарной ответственности собственников, что дает кредитору гарантию по возврату своих долгов. Считаю правильным, что данная норма распространяется и на банки, это дает дополнительные гарантии рядовым вкладчикам. Вячеслав Доронин
Директор департамента гражданского права юридического агентства ЮНЭКС.
Родился 13 ноября 1970 г. в Казани.
Образование: в 1998 г. окончил юридический факультет Казанского государственного университета. В юридической сфере более 13 лет.
Карьера: Работал в Министерстве торговли РТ, Комитете коммунального имущества администрации Казани и др.