Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе рассказал, зачем компания вложит 7 млн руб. в КГЭУ и зачем им открывать офис в Иннополисе.
27 октября компания Schneider Electric подписала в Казани соглашение с руководством энергетического университета (КГЭУ) о создании в вузе учебного Центра прикладных квалификаций Electro Skills. Предполагается, что в центре студентов будут обучать навыкам электромонтажных работ, проектированию, монтажу, ремонту и техобслуживанию электротехнического оборудованию по стандартам World Skills International.
Для подписания документа в столицу Татарстана приехал президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе, который в интервью DK.ru рассказал, зачем компания вкложит 7 млн руб. в российский университет и как Иннополис может стать для Schneider Electric местом локализации в Татарстане.
Досье:
Йохан Вандерплаетсе - президент Schneider Electric в России и СНГ.
Закончил с отличием юридический факультет Гентского университета и факультет европейского права Европейского колледжа в Брюгге.
Изучал русский язык в Государственном институте русского языка им.А.С.Пушкина в Москве.
Владеет голландским, английским, немецким и французскими языками.
Начал карьеру в компании Alcatel, где прошел путь от юриста до руководителя компании в России, СНГ, Центральной и Южной Европе.
Несколько лет работал в инвестиционном фонде Европейского банка реконструкции и развития в Казахстане.
До прихода в Schneider Electric работал в компании Emerson Progress Management в должности вице-президента по региону Восточная Европа, который включал Россию и СНГ.
Зачем компания вкладывается в учебный центр в энергетическом университете в Казани?
Сегодня мы подписали соглашение о сотрудничестве с энергетическим университетом (КГЭУ), при этом присутствовал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Это не первое соглашение, которое мы в республике подписываем, нас связывают давние отношения именно с этим университетом. И это часть политики компании – работать с ведущими вузами России и мира.
Это на самом деле очень важно для нас по самым разным причинам. Первая – это то, что является настоящей головной болью для всех компаний в мире – нехватка инженеров. Такая проблема есть и в Европе, и в США. Такие предприятия, как Schneider Electric, работающие в инженерной сфере и в сфере высоких технологий, всегда сталкиваются с проблемой привлечения надежных кадров.
Где можно их найти? Среди выпускников вузов. Поэтому мы постоянно работаем с нашими партнерами, чтобы повысить квалификацию студентов инженерных специальностей. И для этого мы создали самые разные программы. У нас есть специальные лаборатории в университетах, в которых студенты изучают самые последние технологические новинки.
У нас есть программы повышения квалификации для преподавателей, есть программы, в рамках которых мы с различными вузами разрабатываем новые технологии. И их достаточно много. Такие программы позволяют усиливать компетенции студентов и их преподавателей. Много выпускников этих вузов затем становятся сотрудниками нашей компании.
Не забывайте – только в России у нас 12 тыс. сотрудников. Конечно, не все из них инженеры, у нас есть очень мощная производственная база, но все же – инженеров у нас очень много, и потребность в них есть всегда. Такие программы нам очень сильно помогают. Но, даже те студенты, которые обучались по нашим программам, но не стали сотрудниками Schneider Electric, часто работают в компаниях, которые впоследствии становятся нашими клиентами и заказчиками. То есть, еще во время обучения они знакомятся с нашими технологиями, что тоже очень выгодно для нас.
И еще одна причина, по которой мы работаем с вузами – это социальная ответственность. Я думаю, что любая компания в современном мире уже не может не быть заинтересованной в этом. Мы верим в Россию, мы верим в будущее этой страны, и, как и везде в мире, будущее – это молодое поколение. Я считаю, что абсолютно логично, что Schneider Electric тоже вносит свой вклад в будущее развитие страны.
Как замедление в российской экономике сказалось на вашем производстве?
Любой кризис – это возможности. Россия для нас является четвертым рынком в мире. Первый – это Китай, второй – США, третий – родина компании Франция, и четвертый – Россия. Это было и до кризиса, так есть и сейчас. Россия на данный момент является для нашей группы компаний одним из самых быстро развивающихся рынков в мире.
В этом году мы ожидаем в стране двузначный рост бизнеса, я имею ввиду, в евро. То есть рост очень хороший. Конечно, не в тех темпах, в каких мы ожидали, но, я думаю, у нас здесь есть существенное преимущество – мы занялись локализацией производства еще до того, как это стало модным.
И сегодня у нас 12 тыс. сотрудников в России, у нас действуют шесть заводов в стране, в Москве мы открываем центр разработки программного обеспечения. Мы продолжаем инвестировать. На данный момент наши российские заводы являются очень конкурентоспособными в сравнении с теми компаниями, которые просто импортируют в Россию.
Более того, наши российские заводы даже более конкурентоспособны, нежели наши азиатские заводы. Мы все больше и больше экспортируем продукцию, произведенную в России, не только в страны СНГ, но и в Восточную и Центральную Европу. Благодаря локализации, 60% всех продаж приходится на продукцию, произведенную локально.
А такая конкурентоспособность позволяет нам захватывать новые рынки. Поэтому я говорю, что любой кризис - это возможность. В России всегда нужно смотреть вперед. Мы здесь надолго – навсегда. Мы не из тех инвесторов, которые, когда ситуация становится чуть более напряженной, сворачивают деятельность и уходят. Нет, в такой ситуации мы, наоборот, считаем, что появляются возможности ускорить нашу локализацию. И так мы и сделаем в России.
Как ухудшение отношений Европы и России, санкции отразились на компании?
Когда речь идет о санкциях, для меня это как ураган на поверхности океана. На первый взгляд это выглядит страшно – волны, ветер. Но, когда вы ныряете чуть глубже, там все так же спокойно – рыбки плавают. Бизнес продолжается. Санкции напрямую на нас не влияют, потому что мы не относимся к той индустрии, на которую они распространяются.
Но есть косвенное влияние. Финансовые санкции несут негатив для наших окончательных заказчиков. Им сложнее получить финансирование. Если у наших партнеров есть проблемы с финансированием, это отражается на их инвестиционных планах, а значит, проекты откладываются. То есть, определенное влияние санкций есть, но плюсы, которые у нас есть, благодаря программе локализации, превышают негатив от санкций.
Какова доля компании на российском рынке?
Мы работаем на разных рынках, и доля на них может быть неодинаковой. Например, каждая третья розетка, которая продается в России, произведена на заводе Schneider Electric. Ближайший завод к Казани находится в Козьмодемьянске. Есть другие производства, по продукции которых наша доля ниже.
Но, в целом, доля на российском рынке продукции Schneider Electric достаточно высокая. Во всех сегментах, кроме промышленной автоматизации, мы на первом или на втором месте.
В каком объеме малый и среднего бизнес принимает участие в ваших производствах?
Наша цель – повысить уровень локализации, чтобы местный поставщик, а их много в каждом регионе, который по конкурентоспособной цене может поставить свой товар, доходил до нашего производства. Единственное, что для нас очень важно – мы никогда не идем на компромисс в том, что касается качества. Наши заказчики требуют высокое качество, независимо от страны происхождения оборудования.
Каждый год мы замечаем хорошую тенденцию в повышении доли местных компонентов в производстве благодаря российским поставщикам. Мы привлекаем средний и крупный бизнес, но есть возможности работать и с небольшими компаниями.
На нашем производстве в Козьмодемьянске местное содержание в изделии доходит до 60%. По некоторым линейкам энергетического оборудования для сетей эта цифра - 80%. Но есть продукты, по которым достичь такого уровня локализации невозможно по объективным причинам.
К примеру, мы собираемся локализовать производство автоматических выключателей Masterpakt. Такое производство у нас есть во Франции. Сейчас мы хотим организовать его в Россию – скорее всего, это будет расширение того производства, которое у нас есть в Ленинградской области. Мы проанализировали, и оказалось, что на заводе во Франции доля французских комплектующих – не более 30%.
Потому, что для производства таких выключателей мы покупаем микрочипы из Тайваня, Китая, какие-то уникальные компоненты из Европы. Это глобальный рынок. Даже во Франции у нас на производстве нет локализации выше 50%. Мы проводим политику повышения локализации в России, но мы живем и работаем в глобальном мире, в котором невозможно производить все в рамках одной страны на 100%.
Какая продукция компании в Татарстане наиболее востребована?
В Татарстане мы представлены всеми направлениями бизнеса. Наиболее востребованы наши решения в промышленности и строительстве. Стадионы и многие другие объекты, которые были построены к Универсиаде, используют технологии Schneider Electric. Недавно построенный город Иннополис в части энергоснабжения задействует наши современные энергоэффективные решения. У нас есть проекты с крупными нефтяными компаниями, такими, как «ТАИФ».
У нас есть партнерские отношения с другими компаниями Татарстана, которые по лицензии производят на своих заводах продукции по технологии Schneider Electric. Это заводы «Казань-Электрощит», «Татэк».
Какую нишу для своей продукции вы рассматриваете в Татарстане как наиболее перспективную?
Мы рассматриваем Татарстан как возможное место для локализации, но не производства, а НИОКР. Именно поэтому 28 октября у меня состоялась встреча в Иннополисе с руководителями этого проекта. А днем ранее мы встречались с руководителем и представителями Агентства инвестиционного развития Татарстана, которые помогли нам в организации программы поездки. Я хочу познакомиться с возможностями этого «умного города». И один из вариантов размещения нашей научно-исследовательской базы - это Иннополис.
Есть еще одно направление. Мы производим в России много оборудования в сфере энергетики, но решения для промышленной автоматизации мы тоже хотим локализовать. Мы находимся в активном поиске партнера, который готов на взаимодействие, возможно, в формате совместного предприятия в области производства оборудования и сборки систем для автоматизации. В Татарстане мы также ищем такого партнера.
Мы обязательно будем рассматривать Татарстан - один из регионов, в которых мы можем увеличивать нашу локализацию.
Сколько компания вкладывает в год в повышение экологичности производства?
Общие инвестиции в НИОКР составляют 5% от глобального оборота – больше, чем 1 млрд евро в год. В основном, это разработки, связанные с энергоэффективностью. Во время Парижской конференции по климату (Конференция, посвященная климатическим изменениям, прошла с 30 ноября по 12 декабря 2015 года в Ле-Бурже - DK.ru) Schneider Electric приняла на себя обязательства вложить 10 млрд евро за десять лет в разработку технологий по энергоэффективности и снижению выбросов углекислого газа.
Как сейчас чувствует себя рынок энергетики в России, по вашей оценке?
Я не чувствую, что рынок замедлился. Россия всегда была серьезным игроком на рынке энергетики. Так есть и по сей день. Мы знаем, что перед нами стоит огромное число экологических задач. Главная – в два раза снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу, если мы хотим спасти нашу планету.
Мы – первое поколение, которое узнало о глобальном потеплении, и мы – последнее поколение, которое может что-то сделать, чтобы предотвратить трагедию. Когда речь идет о снижении выбросов, есть разные варианты возобновляемой энергии – энергия солнца и энергия ветра. Но природный газ тоже будет обладать серьезным весом в этом процессе, и это хорошая новость для России.
Поэтому, развиваются новые проекты, такие, как «Северный поток - 2» (Nord Stream2), «Турецкий поток» (Turkish Stream), которые позволят поставлять газ из Россию в Европу, от чего все выигрывают. Европа – потому что это дешевый, надежный, чистый энергоресурс, а Россия – потому что это огромный рынок сбыта.
Несмотря на то, что структура потребления энергоресурсов меняется, Россия остается в выгодном положении, .
Какова инвестпрограмма компании в России на ближайшие годы?
За прошедшие пять лет мы вложили более 1 млрд долларов в местное производство. Мы не можем говорить на несколько лет вперед, все будет зависеть от ситуации на рынке. Но на 2016 год компания реализует в общем проекты на 5 млрд руб.. Мы планируем расширить производство в Ленинградской области, постоянно модернизируем наше крупнейшее производство в Самаре, а также продолжаем искать новые направления для инвестиций в России.