В Елабуге в апреле началось строительство первого в России завода по производству потолков «Армстронг». «ДК» рассмотрел перспективы нового игрока и проанализировал последствия его прихода на рынок.
По словам президента Armstrong World Industries Мэтта Эспи, принятию решения о строительстве собственного производства на территории ОЭЗ «Алабуга» способствовал географический фактор, а также поддержка и преференции со стороны правительства Татарстана.
Эксперт «ДК» Дарья Пичугина, аналитик «Инвесткафе», уточняет: для компании Armstrong Россия является третьим по объему рынком сбыта потолочных покрытий в мире, поэтому компании нужен собственный завод, а наиболее интересно размещение производства именно в ОЭЗ. «ОЭЗ «Алабуга» обладает развитой транспортной инфраструктурой для доставки продукции дилерам. Здесь для резидентов действует льготный режим по налогу на прибыль (2%) и страховым взносам (14%), а также нулевые пошлины на ввоз сырья, машин, оборудования и комплектующих» - конкретизировала преимущества выбора Armstrong г-жа Пичугина.
Armstrong занимает треть рынка потолочных систем в РТ
Транснациональная корпорация с 42 заводами, расположенными в 12 странах мира, работает на территории России около 20 лет. На данный момент в России имеется порядка 30 официальных дилеров Armstrong. В настоящее время потолочные системы Armstrong активно используются в строительстве объектов Универсиады в Казани и олимпийских объектов в Сочи. В частности, подвесные потолочные плиты Orcal были смонтированы в терминале 1А международного аэропорта Казани.
Решение об открытии здесь собственного производства, по словам руководства Armstrong, зрело несколько лет. Окончательное решение было принято после анализа перспектив роста российского рынка подвесных потолочных систем.
В настоящее время отечественный рынок подвесных потолочных систем составляет около 40 млн кв. м и с каждым годом растет. На российском рынке, в своем сегменте Armstrong является одним из лидеров с долей порядка 31-33%. Об этом «ДК» рассказал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Генеральный директор компании Armstrong World Industries Сергей Якунин уточнил: доля Armstrong среди европейских и американских производителей - 50-60%.
Что касается местного рынка, то на сегодняшний день ближайшую конкуренцию Armstrong, по словам эксперта «ДК» Евгения Васильева, генерального директора строительной фирмы «Пласт-сервис», в республике составляет продукция европейских производителей, таких как Rockfon (Дания), Ecophon (Швеция). Кроме этих конкурентов, продукция которых не уступит по качеству Armstrong, на татарстанском рынке присутствует и низкокачественные потолочные системы, в основном китайского производства. Их цена в среднем на 15% ниже, и представлены они целым рядом весьма неоднородных по качеству производителей, которых в Китае бесчисленное множество. При этом низкокачественный товар мелких производителей дискредитировал всю китайскую продукцию.
Как сообщили «ДК» в казанской компании ООО «Стройкомплект Микрон», доля продаж в Татарстане среди производителей потолочных систем в 2012 г. распределилась следующим образом: Armstrong – 33%, Rockfon (Дания) – 30%, аналоги Armstrong китайского производства – 20%, а оставшуюся небольшую долю поделили между собой европейские и отечественные производители (OWA, Ecophon и др.)
Инвестировать в строительство или развивать дилерскую сеть?
Общий объем инвестиций в татарстанский проект составит порядка $100 млн (или 3,1 млрд в рублевом эквиваленте). Предприятие разместится на участке 10 га. Производственная мощность завода составит 22 млн кв. м. потолочных плит в год. К строительству приступят уже в апреле, а запуск предприятия по производству подвесных систем из минерального волокна планируется в конце 2014 г. Закупка сырья будет осуществляться «по возможности на территории России», говорят в руководстве Armstrong. Завод будет выпускать подвесные потолки из минераловолокна экономичного и среднего классов: это наиболее востребованная продукция как на европейском, так и на российском рынке. После выхода на проектную мощность на заводе нового резидента ОЭЗ «Алабуга» будут работать около 200 человек.
По оценкам экспертов, средний срок окупаемости подобных проектов составляет 4-6 лет. Если спрос на продукцию будет высоким и не случится никаких экономических катаклизмов, во время которых строительство страдает одной из первых отраслей, то срок окупаемости данного проекта может составить 3-5 лет.
«ДК» поинтересовался подобным опытом у ближайшего конкурента Armstrong – датского производителя Rockfon. В марте 2011г. ROCKFON Group объявила об инвестировании в производство продукции на российском рынке, а в 2012 г. состоялось открытие производства подвесных потолков Rockfon на заводе Группы компаний ROCKWOOL в Выборге. Инвестиции в линию по выпуску потолочных и стеновых акустических панелей составили $8,5 млн. Как рассказал корреспонденту «ДК» руководитель бизнеса ROCKFON в России и СНГ Сергей Курицин, сегодня уже можно говорить об укрепление позиций компании и об увеличении продаж. «Открытие производства в России позволило значительно сократить и упростить логистическую сеть, сократить срок от заказа до поставки продукции потребителю, разработать и представить рынку востребованные продукты», - перечислил преимущества г-н Курицин.
А вот эксперты «ДК» - аналитики рынка утвреждают: существенно нарастить свою долю с открытием производства в Татарстане Armstrong не удастся. Открытие собственного производства, безусловно, будет способствовать укреплению лидирующих позиций на российском рынке и привлечению новых клиентов за счёт снижения стоимости продукции. Но так как сам рынок потолочных плит весьма обширен - и по виду материала, и по числу работающих на нём игроков - то компания вряд ли сможет заметно увеличить долю. «Хотя 0,6-1,1% прибавки собственное производство вполне может дать» - уточнил г-н Баранов.
Влияние на сегмент
Аналитики отмечают, что с запуском местного производства Armstrong увеличится доля качественных потолочных систем на российском рынке.
Впрочем, азиатские конкуренты, по мнению экспертов, в последнее время сдают свои позиции. Это же подтверждает и г-н Якунин. По сведениям главы российского отделения «Armstrong World Industries», в 2012 г. объемы продаж азиатской продукции на российском рынке остались прежними, а вот европейские объемы значительно выросли. Увеличение продаж качественных подвесных потолочных систем он связывает с повышением уровня знаний профильных специалистов и заказчиков о критериях выбора качественной потолочной продукции.
Эксперты «ДК» не исключают, что «Armstrong» с открытием производства в ОЭЗ «Алабуга», сможет частично снизить цены на свою продукцию. А это значит, что остальные игроки рынка тоже должны будут как-то отреагировать на это. Вообще же, по словам аналитиков рынка, можно прогнозировать оживление в сегменте подвесных потолков и дополнительный интерес к ним со стороны потребителей: внимание покупателей переключится с других видов покрытий для потолков на продукцию подвесных систем из минерального волокна Armstrong, произведенную в Татарстане.
Завод Armstrong World Industries в Татарстане
$100 млн – объем инвестиций в проект
3-6 лет – срок окупаемости проекта
22 млн кв. м потолочных плит– объем производства, в год
10 га – территория предприятия
200 рабочих мест