Айрат Баширов: Упаковал инвестиции
Глава ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов до 2001 г. возглавлял инвестиционную компанию «Диалог-инвест». Неожиданно для него друзья предложили рискнуть и вложиться в производство гибкой упаковки: его
Глава ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов до 2001 г. возглавлял инвестиционную компанию «Диалог-инвест». Неожиданно для него друзья предложили рискнуть и вложиться в производство гибкой упаковки: его инвестиции, их идеи. Он согласился сразу: «Я даже не раздумывал, меня очень впечатлила рентабельность этого бизнеса — в то время она могла доходить до 40-50%. А возврат инвестиций мне пообещали через полтора года». Свою общую компанию друзья назвали «Данафлекс».
Первые инвестиции Айрата Баширова — $1 млн — были вложены в покупку помещений и новой флексографической машины, на которой еще пришлось самостоятельно учиться работать. «У нас не было ни технологии, ни имени на рынке. Мы не знали, как на нем работать, чтобы завоевать какие-то позиции», — вспоминает г-н Баширов.
На помещении старались сэкономить. Первое выкупленное здание на ул. Родина было удобно расположено, вся необходимая инфраструктура имелась. Правда, цеха были в полуразрушенном состоянии, старые и с разбитыми окнами. Единственный плюс — привлекательная цена. «Потом расширялись, выкупали помещения у соседей — большую часть здания тогда занимало производство соков «Джонатат» — постепенно выкупили их площади», — вспоминает Айрат Баширов.
Владельцы «Данафлекса» испытывали драйв первопроходцев, им хотелось самим сформировать новый рынок, заработав огромные деньги. Но к тому моменту, когда был сделан ремонт цехов, подписаны контракты на поставку оборудования, прошел целый год. За это время на рынок вышло сразу несколько новых компаний: цены резко упали, сильно подорожало сырье, доход упал до минимума.
А «Данафлекс», несмотря на год существования, оставался для рынка новичком. Компании удалось привлечь ключевых специалистов из подобного производства в Казани, существовавшего еще с советских времен. Однако проблем освоения новых технологий избежать не удалось. «Мы ничего не умели: убили тонны материалов, пока не научились производить качественные и востребованные продукты», — рассказывает предприниматель. Заказов не было, оборудование простаивало, а зарплату сотрудникам приходилось платить. В этом виде бизнеса загрузка должна быть не менее 70%, иначе убытков не избежать. И опыта не хватало, а крупные производители пищевых продуктов или бытовой химии не хотели работать с неумелыми новичками. «Ушло много времени, чтобы убедить первого заказчика довериться нам. Первым стала казанская компания «Холод», заказавшая упаковку для мороженого «Батыр», на ней и учились», — вспоминает Айрат Баширов.
Выкупил компанию на грани банкротства
Вплоть до 2003 г. компания работала в убыток. Перед собственниками встал вопрос — привлекать дополнительные инвестиции или закрываться. Айрат Баширов принял решение развивать «Данафлекс» самостоятельно: он выкупил активы, став единоличным владельцем, и вложил в бизнес еще $5 млн. «Это были большие деньги, но для того, чтобы компания вышла на жизненно необходимый уровень рентабельности, требовались еще большие», — говорит он. Бизнесмену приходилось постоянно искать дополнительные средства: он продолжал вкладывать собственные деньги и начал брать кредиты на развитие: «Ставки тогда были очень высоки — более 20%, но иначе не удалось бы пройти критическую точку».
Большая часть инвестиций шла на закупку оборудования, каждый год Айрат Баширов закупал новые производственные линии. Благодаря этому «Данафлекс» осваивал и новые ниши рынка, и уже в 2003-м стал лидером по производству этикеток для конфет из Polyphane-U, войдя в число 15-ти крупнейших производителей гибкой упаковки в России.
Айрат Баширов старался не только расширять спектр работы, но и оптимизировать производство. Практически сразу в своем «Данафлексе» он создал исследовательско-аналитический отдел, который не только разрабатывал новые продукты, но и работал над минимизацией отходов, брака, времени выполнения операций.
Победой на рынке упаковки для конфет, на котором уже работало немало игроков, Айрат Баширов решил не ограничиваться и сразился за более сложный, но прибыльный рынок — упаковку для майонеза. Он искал решения, пытался создать конкурентные преимущества. До этого рынок использовал либо дешевые однослойные пленки, из которых вытекал майонез, либо дорогостоящие импортные аналоги. «Данафлекс» совместно со своим поставщиком, компанией «Полимер», смог создать конкурентоспособный продукт — многослойную пленку, которая не уступала по качеству западным аналогам, но была дешевле на 30%. После этого с татарстанской компанией стали работать практически все российские производители майонезов: в его упаковке продавались самые популярные в стране бренды: «Слобода», «Махеев», «Mr.Ricco». Именно с Казанского масложирового завода, выпускающего бренд «MR. RICCO», «Данафлекс» и начал.
В 2004-м компания Айрата Баширова стала российским лидером в упаковке масложировой продукции: его доля рынка превысила 50%. Этот бизнес стал его коньком, фирменным знаком на последующие годы. С 2003 г. объем продаж «Данафлекса» ежегодно удваивался. За последние шесть лет оборот компании вырос в 15 раз.
Выросли без государственной опеки
Все эти годы «Данафлекс» стремился избегать зависимости — от банков, от государства.
«Мы всегда ставили планку, чтобы портфель кредитов не превышал 2 EBIDTA компании. В кризис компании пришлось сжать кредитный портфель до 1,4 EBIDTA и вернуть банкам, находящимся «в истерике», заемные средства, но это не отразилось на финансовой устойчивости предприятия», — рассказал бизнесмен. По словам Айрата Баширова, «Данафлекс» отказывался даже от поступающих предложений организовать филиальное производство в Москве и Петербурге.
Несмотря на то, что «Данафлекс» обслуживал крупные российские производственные ниши, к господдержке он ни разу не прибегал. «Мы выросли без государственной опеки», — говорит Айрат Баширов. Он уверен, что господдержка не слишком нужна, если общие условия для бизнеса нормальные. «А в Татарстане они всегда отличались в лучшую сторону», — отмечает бизнесмен. Директор по развитию «Данафлекса» Алмаз Шакирзянов с ним соглашается: компании, ориентированной на поступательное развитие, которой регулярно интересуются инвесторы, в том числе и иностранные, излишняя опека ни к чему. «Чрезмерная государственная поддержка ведет к деградации компании, а уж к коммерческой эффективности она не приведет никогда», — пояснил он.
Но незамеченным растущий в Татарстане бизнес российского масштаба долго оставаться не мог. В 2008 г. на него обратило внимание правительство республики: в тот момент корпорация «Роснано» стала выделять средства на развитие нанопроектов в регионах. Руководство республики рекомендовало Айрату Баширову подать заявку на получение господдержки. «Я давно задумывался над применением нанотехнологий в нашем производстве, и в любом случае стал бы их использовать, даже без участия «Роснано», — отметил г-н Баширов, рассказывая о создании «Данафлекс-Нано».
В 2005 г. стало ясно, что текущего производства для стремительно развивающейся компании недостаточно. «Данафлекс» пять лет назад начал искать площадку для строительства нового завода, где можно было бы реализовать новые проекты — глубокую печать, производство пленок с покрытием и многослойных барьерных пленок для собственных нужд и не только. Площадку нашли в Пестречинском районе, и в 2007 г. Айрат Баширов начал строительство нового завода.
В прошлом году «Роснано» одобрило заявку «Данафлекса» и приняло решение выступить соинвестором завода. Тогда же технополис «Химград» предложил «Данафлексу» организовать предприятие на своей территории. Г-н Баширов продал незаконченное строительство и начал работу на новых партнерских условиях в «Химграде». «Условия были интересными — недвижимость в собственность, бесплатное технологическое присоединение к энергетическим сетям, помощь в строительстве подъездных путей и пр.», — пояснил г-н Баширов. Согласно принципу госинвестирования в российские инновационные проекты, «Роснано» пообещало вложить в проект «Данафлекса» 1,2 млрд руб. — это 49% уставного капитала совместного предприятия. Деньги ожидаются уже в ближайшем месяце. Впрочем, по словам Айрата Баширова, даже если что-то не сложится с данными инвестициями, компания продолжит развивать нано-проект на кредитные деньги.
«Данафлекс» уже вложил в совместное производство 1,25 млрд руб. Деньги пошли на строительство завода. Предприятие «Данафлекс-Нано» возводилось в рекордно сжатые сроки — в конце июня 2010 г. сдали первую очередь и начали производство. Айрат Баширов готов к тому, что совместное предприятие в первое время не будет приносить прибыли. «Думаю, что первые полтора года новое производство даже будет убыточно, потому что много затрат идет на то, чтобы научиться работать с нанотехнологиями», — отметил он. Как только завод заработает в полную силу, предприятие попробует выйти на европейский рынок. «Я верю в нанотехнологии: через 5-7 лет не менее 30% упаковки будет производиться с их использованием», — сказал Айрат Баширов. Он пояснил, что нанокомпоненты за счет высоких барьерных свойств без всяких консервантов увеличивают срок хранения продуктов, что дает весьма конкурентоспособный продукт даже для европейского рынка, где всего 2-3 компании начали производить аналогичную упаковку. «У нас уже определен ряд заказчиков среди существующих клиентов, готовых перевести на наноупаковку часть объемов, и новых», — сказал Айрат Баширов. Также предприятие начинает проводить сырье для своего же производства. «Сейчас мы учимся производить защитные пленки для компании «Сафт-пласт», экономя на сырье до 15%», — добавил г-н Баширов.
Алиса Розанова
Фото: Сергей Туганов
Фото: из архива ДК
«Данафлекс» занимает лидирующие позиции в нескольких
сегментах рынка
гибкой упаковки
Увеличить
Увеличить
Увеличить