Подписаться
Курс ЦБ на 09.05
91,82
98,94

Интернет-стартапов в Казани достаточно, но успех светит единицам - эксперты

Небольшая цена «входного билета» и кажущаяся простота бизнеса в интернете подогрела интерес предпринимателей к стартапам в Сети. Стартаперы говорят, что им удается окупить затраты за 1-3 года.

Но достижение настоящей прибыльности требует масштабирования проекта с затратами в сотни тысяч долларов. Прежде чем доказать жизнеспособность, среднестатистическому Интернет-проекту приходится пройти десятки презентаций в посевных фондах. И к моменту встречи серьезного инвестора и стартапера последний уже успевает вложить в проект от 500 тыс. до нескольких миллионов рублей.

Стартапы ставят на глобальный рынок

Одна из самых красивых историй успеха местных стартапов - продажа сервиса LJPlus, созданного казанскими веб-разработчиками, владельцу «Живого журнала» SUP Media. В 2006 г. стоимость сделки сторонами не раскрывалась, но в те времена бытовало негласное правило, что проект оценивается как его двухгодичная прибыль, рассказывает один из создателей LJPlus ДМИТРИЙ РОМАХИН.

С тех пор таких же громких историй успеха в сфере интернет-проектов навскидку эксперты не вспоминают, но интерес к стартапам растет. Всего в Татарстане их насчитывают порядка пяти сотен и примерно половина из их – это стартапы в сфере IT, говорит ВАСИЛЬ ЗАКИЕВ, серийный предприниматель, бизнес-ангел. Однако успешных местных проектов, совсем немного, буквально единицы, при этом активность в Казани разработчиков самых разных проектов достаточно высока – на уровне Екатеринбурга, считает ДМИТРИЙ ЖУКОВ, генеральный директор маркетингового агентства xlead и экс-резидент бизнес-инкубатора IT-парка.

 

Успешность стартапа, считает Василь Закиев, определяется хорошими продажами, реальными перспективами роста или наличием инвестиций. Больше шансов у проектов, выходящих за рамки республики. Именно так действуют все стартаперы, кого эксперты «ДК» включили в число успешных бизнесменов. Все они масштабируют бизнес на Россию в целом -- так поступает, например, владелица интернет-магазина для мусульманок Maidenly РИММА КАШАПОВА, ВЛАДИСЛАВ ВЕРНИГОРА (сервис 10tracks), Дмитрий Ромахин (notabenoid.com). Часто стартаперы нацеливаются на другие страны мира, как АРТЕМ АРХИПОВ (SpeakTo) или ПЕТР ТАЛАНТОВ, чей проект Флорист.ру сразу был задуман как сервис для иностранцев и вырос в успешную федеральную сеть.

«Интернет-стартап -- это ведь чаще всего просто сайт, и где физически располагаются его владельцы, в принципе, неважно. Бывают, конечно, проекты с локальной привязкой, но в Казани мне таковые неизвестны, -- рассказывает Дмитрий Ромахин. -- Однако особых предпосылок для создания мелкого интернет-бизнеса, ориентированного на конкретный регион, я тоже особенно не вижу. Во-первых, в Москве и Санкт-Петербурге больше аудитория, следовательно, больше прибыль. Во-вторых, аудитория там более вовлеченная. Обычно что-нибудь запускается на Москву-Питер, и если там покатило, то проект расширяется на города-миллионники».

Локальный фокус играет на руку проектам в сфере СМИ . Так, например, сетевой ресурс«Казань. Социальная группа» (почти 147 тыс. подписчиков, ежедневно «прирастает» 100 новыми читателями) по слухам был зарегистрирован пять лет назад, а позже выгодно продан. Владельцы группы тщательно сохраняют анонимность, общаются с клиентами по электронной почте. Нужно это по их словам для того, чтобы избежать влияния на администраторов группы. По словам представителей группы, предложения о покупке ресурса поступают к ним регулярно, но о том, чтобы его принять, администраторы не задумываются. Они считают группу полноценным конкурентом традиционным СМИ. При этом контент группы формируется в основном за счет партнерских изданий, которых, по словам администраторов, на данный момент 6. Как ранее удалось выяснить «ДК», единовременное размещение новости стоит 300 руб., рекламного объявления – 2-3 тыс. руб. Пакетное предложение (два поста в день, включая выходные - 14 постов в неделю) – 7 тыс. руб. В качестве одного из возможных владельцев паблика СМИ называли ЯРОСЛАВА МУРАВЬЕВА, директора регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» РТ. В группе эту информацию отрицают.

Но СМИ и социальных групп в общем числе успешных стартапов немного, говорит Василь Закиев. «Основная активность веб-разработчиков сосредоточена сегодня на различных SaaS интернет-сервисах, предлагающих услуги в «облаках», - считает он.. Менеджер компании Droid Labs КАТЕРИНА БУЛАТОВА выделяет в качестве перспективных специализированные сервисы: «У них должна быть какая-то одна функция, что-то вроде пресловутого instagramm или pinterest. И тут сложно придумать что-то новое, - говорит она. – Перспективными мне кажутся всевозможные услуги через интернет. Это могут быть сервисы по оплате всего чего угодно, не выходя из дома: штрафов, счетов, продуктов. Конечно, актуальнее мобильные приложения. Еще в русскоязычных странах хорошую динамику показывают образовательные проекты, люди готовы платить за качественное обучение, пример lingualeo уже стал каноническим».

 

Деньги интернет-стартаперам достаются дорого

Бизнес-инкубатор IT-парка – главная кузница стартапов в Казани. Там они получают льготное место в аренду, доступ к серьезной IT-инфраструктуре, бесплатные обучающие семинары, туда на резидентов приходят посмотреть инвесторы. Но везет единицам.

До первых инвестиций стартаперы успевают вложить в свое детище 0,5 – 3 млн руб., а финансирования инвесторов могут не дождаться. «Практика такова, что на ранних стадиях российские инвесторы вкладывают в проекты $300-500 тыс. за достаточно большую долю, до 50%. Этого достаточно, чтобы, например, разработать прототип и начать бета-тест, - рассказывает СВЕТЛАНА НИКИФОРОВА, экс-директор IT-парка, а ныне управляющий партнер бизнес-ангела Startobaza. -- На Западе, в том числе в Кремниевой долине, ценник начинается от 500 до $1000 тыс.» Компания Владислава Вернигора привлекла на свой проект 10tracks 2 млн руб. финансирования Инвестиционного фонда РТ и еще 1,2 млн руб. дал посевной фонд Microsoft, проект SpeakTo также привлек финансирование в размере 2 млн руб. от ИВФ (читайте подробнее на стр. 28, 32). Оба стартапа миновали этап привлечения инвестиций на ранних этапах, когда деньги квалифицированных инвесторов стоили бы компаниям слишком дорого. Руководители стартапов довольны, что смогли своими средствами и привлеченными грантами довести проекты до такого уровня, когда могут выбирать среди инвесторов, работая с ними на равных.

Гендиректор другого стартапа – интернет-магазина Maidenly РУСТАМ КАШАПОВ не видит проблемы в том, чтобы отдать долю компании инвестору. На свою торговую организацию он мог бы взять кредит в банке, однако, этот способ увеличения оборота не подходит ему по убеждениям – не халяль. Другим стартапам банковские займы и вовсе не светят – банки не кредитуют стартапы ни в одной стране, напоминает Василь Закиев. Он говорит, что в Казани только один крупный бизнес-ангел финансирует стартапы в сфере IT на ранней стадии, – компания Startobaza. Сейчас в ее портфеле семь компаний, три из которых можно отнести к интернет-стартапам. В целом же бизнес-ангелов очень много, говорит Василь Закиев. «В основном это предприниматели, руководители собственных компаний, часто в сфере информационных технологий. Я сам сейчас участвую в двух стартапах как бизнес-ангел».

Между тем Дмитрий Ромахин говорит, что не встречал инвесторов, «прямо-таки не знающих, в какой-бы стартап вложиться». При этом он вспоминает докризисную практику, когда даже в ничего не обещающие сайты с посещаемостью «полтора человека» инвесторы вкладывали по $15 тыс. без всяческих требований к партнерам. Сейчас же такой щедрости на рынке не наблюдается, говорит г-н Ромахин, и, имея свободный миллиард, инвесторы в интернет уже не спешат. «Шальной капитал перешел в руки гораздо более скучной и прагматичной публики, а те, кто остались на рынке, повзрослели», - иронизирует он. Между тем эксперт не исключает, что бум вложений в стартапы 2005-2007 гг. может снова повториться в Казани.

 

 

Инвесторам не хватает проектов

У бизнес-ангелов свои проблемы. В Startobaza отмечают, что вопрос привлечения венчурных денег остро не стоит. Скорее, сейчас наблюдается дефицит качественных проектов, на которые инвесторы готовы были бы выделить деньги. И это при том, что число стартапов ежегодно растет. По сведениям Риммы Кашаповой из Maidenly, руководитель бизнес-инкубатора IT-парка ЯРОСЛАВ ШВЕЦОВ хотел развивать проект по западному образцу, согласно которому порядка 30% резидентов инкубатора составляют интернет-магазины. На деле же Maidenly является первым и единственным магазином-резидентом площадки.

При этом уникальных возможностей и прикладных удобств резидентство не дает: скажем, склад одежды интернет-магазин в IT-парке не разместит. Главное преимущество размещения в IT-парке, по словам представителей стартапов, – особая аудитория, быстрый доступ к специалистам любой квалификации. Однако инкубаторы не участвуют в судьбе стартапа, говорит Светлана Никифорова, в случае неудачи IT-парк лишь отложит смерть проекта. «Единственным исключением я могу назвать только американский YCombinator, где стартаперов воодушевляют и накачивают знаниями за 90 дней самые лучшие и опытные акулы мирового бизнеса. Да, инкубаторы расширяют возможности, с кем-то знакомят, направляют на обучающие программы, но этого мало, - считает г-жа Никифорова. - Инкубаторы не помогают с практикой, они не погружены в проект, не всегда могут оценить его со стороны, у них слабая мотивация, т.к. долей в проекте они не владеют и первоначальных инвестиций не предоставляют. Если стартап прогорит, инкубатор не проиграет вместе с ним, а просто найдет ему замену».

Светлана Никифорова вспоминает любимую шутку стартаперов: «Я думал, сейчас будут деньги, а нет, показалось, - опять опыт». Самый большой опыт, который получают стартаперы – это  отзывы десятков фондов, как местных, так и российских. При этом даже договоренность с инвестором может в последний момент сорваться – такие примеры в казанском IT-парке есть. По словам Дмитрия Жукова, инвестиционные деньги получают единицы, с грантами ситуация лучше.

Интернет-бизнес при кажущейся простоте привлек огромное число дилетантов, которые считают, что главное – идея, говорит Катерина Булатова. «На самом деле идея без профессиональной команды и исследования рынка не стоит практически ничего. А эти два пункта очень часто хромают, - говорит г-жа Булатова. - Вторичная идея (усовершенствованный сервис конкурентов) с профессиональной командой выстрелит с большим шансом, чем оригинальная, но с низкоквалифицированными работниками. Нередко можно услышать что «о монетизации мы подумаем завтра». Это, конечно, никуда не годится».

 

На зарплату стартапам хватает

Шанс «выстрелить» есть лишь у 10% стартапов, говорят эксперты. Но доморощенных стартаперов от разорения спасает то, что первоначальные вложения по сравнению с другими видами бизнеса в интернет не велики. «Интернет-бизнес окупается быстрее любых других, поскольку не требует сложного производства или наукоемких разработок. В итоге проектам в среднем необходим год-три, чтобы окупить себя и выйти в плюс, - рассказывает Светлана Никифорова. - С другой стороны интернет-стартапы не приносят таких сверхдоходов, как например, в нефтяном бизнесе или биомеде. Т.е. норма доходности интернет-индустрии в среднем может быть ниже сложных отраслей, однако точка безубыточности проходится быстрее в силу низких барьеров на входе».

На зарплату руководителю и программисту в интернет-проекте всегда можно заработать, считает Дмитрий Ромахин. «Золотых гор мало кто «гребет», но если у сайта качественная аудитория (например, люди, принимающие решения о закупках, какие-нибудь специалисты или вообще дети) плюс посещаемость тысяч десять в сутки, то хватит и на хорошие московские зарплаты себе и паре программистов, и на офис. Останется и на развитие дела. Но для этого нужно хорошо организовать продажи. Выгоднее продавать рекламу

самостоятельно (Google adsense или Яндекс.директ забирают себе 50% прибыли). Но для собственных продаж нужен хороший рекламный менеджер, с хорошими контактами, которого не так просто найти».

Для своего проекта notabenoid.com (сайта коллективного перевода книг, фильмов, который ежедневно посещает 20-25 тыс. человек в зимний сезон и порядка 15 тыс. – летом), он избрал более простой способ продавать рекламу – через Google adsense. Это позволило сайту спокойно окупиться, обеспечивая приличную зарплату для его хозяина, который тратил на работу с этим проектом порядка двух часов в неделю. Но Google нашел идею сайта нарушающей авторские права, и Дмитрий Ромахин стал размещать рекламу через Яндекс, что по его словам прямо-таки обрушило поступления от рекламы, хотя сайт остается прибыльным.

Реклама – один из вариантов заработка и для проекта компании «Мьюзик сервисис» 10tracks. Но основная выручка в случае с сервисами все же от реализации услуг. Хотя молодые проекты вынуждены буквально заново создавать культуру покупок в интернете. Российские пользователи еще очень неохотно соглашаются оплачивать что-то в сети, говорят представители проектов. Например процентов 5 среди подписчиков сервиса SpeakTo – это люди, которые после окончания времени ознакомительного подписки на сервис для вебинаров регистрируют аккаунт на новый телефон, терпят при этом многие неудобства, чтобы еще на некоторое время продлить возможность бесплатно пользоваться сервисом. Но все же опрошенные «ДК» стартаперы окупили свои затраты и выходят на прибыль.

На точку безубыточности вышел и другой резидент бизнес-инкубатора IT-парка - магазин Maidenly. Свой успешный старт на фоне неудач многих интернет-магазинов в компании видят в правильном выборе ниши и прочат успех именно тем магазинам, которые отыщут собственные сегменты. В целом же рынок интернет-торговли продолжает расти, и в прошлом году увеличился на 36%, достигнув 350,6 млрд руб., а оборот крупнейшего магазина Ozon.ru составил 7,6 млрд руб. Самыми быстрорастущими категориями по данным InSales в 2012 г. стали сегменты товаров для дома, косметика и парфюмерия, зоотовары, подарки, мобильные телефоны, а спрос на купоны упал на 39% несмотря на рост в 2011 г. на200%. Свой сегмент в российском ритейле Maidenly оценивают в 15 млрд руб., но чтобы претендовать на существенную долю, компания хочет привлечь инвестиции. Это нужно для расширения ассортимента, размещения точек выдачи товаров по всей России (подробнее читайте на стр. 26).

Однако в успех привлечения частных инвестиций в проект верят не все. «При всем желании я не представляю, какой фонд должен проинвестировать этот магазин. Потому что он не расширяемый и локальный. А вот государству такие «инновации» нравятся», - говорит Дмитрий Жуков. Римма Кашапова не соглашается со скептиками, поскольку за короткий срок существования проекта он уже состоялся как федеральный проект. В любом случае об успехе проектов можно будет судить только года через три, когда проекты подрастут и заявят о себе, говорит Светлана Никифорова. Пока же ни один эксперт не готов гарантировать успех даже быстроразвивающимся проектам.

 

Примеры стартапов, выстрелившие в Казани за последние три года

Артем Архипов вывел свой стартап SpeakTo на мировой уровень

Владислав Вернигора: Если бы Google был идеален, не было бы ни стартапов ни Facebook

Римма Кашапова: Претендуем на значительную долю рынка мусульманской одежды


 

Интересные стартапы в других регионах

Ростов-на-Дону

Челябинск

Новосибирск

Красноярск

Нижний Новгород

Екатеринбург

 

Самое читаемое
  • «Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»«Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»
  • Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»
  • «Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге«Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге
  • Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.