Подписаться
Курс ЦБ на 28.06
78,46
92,27

Мурат Ахмеров: Офисные центры класса «А» в Казани и Москве – две большие разницы

Мурат Ахмеров состоит в комиссии ГУД, которая присваивала «классность» нескольким казанским бизнес-центрам. Он принимает критику, что класс «А» в Казани до московского не дотягивает.

В портфолио у Мурата Ахмерова - работа в таких крупнейших компаниях на рынке офисной недвижимости как «Korston», «ASG», «ХИМГРАД». Как приглашенный project-manager  в разгар финансового кризиса 2008-2009 г. он проводил реконцепцию умирающего Торгового Центра «Караван» в  офисный центр класса «B» , который он в последующем смог распродать более 100 собственникам.

«Караван» как все первые офисные объекты Казани возник на реконструированных промышленных площадях, а именно на бывшей территории обувной фабрики «СПАРТАК». О классификации офисных центров, стандартах и требованиях к управляющим компаниям и инженерии десять лет назад речи не шло. Сейчас – другое дело. Загруженность центров класса «А» в 98%, говорит, что компании стали более требовательны к офисам. Хотя до московских стандартов Казани еще очень далеко, говорит Мурат Ахмеров.

 

Рулевых мало

 

Примерно полтора года назад Мурат Ахмеров вернулся в  ставший ему родным «Караван» - уже с другими задачами и функциями. Его компания осуществляет на объекте общей площадью 15 тыс. кв.м.  услугу  facility management – управление технической эксплуатацией здания и обслуживанием инженерных систем. Помимо «Каравана» эту услугу на аутсорсинге компания оказывает собственникам офисного здания на Саид-Галеева д.6 , общей площадью 10 тыс. кв.м. В ближайшее время Develop Group примет на комплексное управление - «property management» (помимо facility management включает в себя еще и коммерческое управление арендными отношениями, маркетинг, управление финансовыми потоками и юридическое сопровождение деятельности) еще одно офисное здание в центре Казани площадью свыше 6 тыс. кв.м. На сегодняшний день приглашать внешнюю УК  для управления  бизнес центрами казанские инвесторы  еще не привыкли, но скоро это станет цивилизованным путем развития сегмента офисной недвижимости, считает г-н Ахмеров.

- Ваша компания взялась за управление двумя бизнес-центрами не с первого дня их существования. В идеале, наверное, браться за проект с его основания?

- Конечно. В идеале управляющая компания должна  привлекаться к реализации девелоперсокго проекта на стадии проектирования. Управляющей компании впоследствии  эксплуатировать здание, и она может внести множество полезных правок в процессы проектирования и строительства, что позволит соптимизировать  затраты на эксплуатацию объекта недвижимости. Например, проектировщики не заложили тех. помещение для поломоечных машин, и если эту ошибку не исправить придется «убить» один из гостевых санузлов либо офисных кабинетов, что негативно скажется на лояльности арендаторов  и на доходности объекта . УК подскажет, где лучше разместить тех помещения чтобы максимально эффективно использовать площади объекта в целях аренды. Где разместить санузлы исходя из наихудщих коммерческих  характеристик (например в помещениях без окон.) Управляющая компания должна быть включена в процесс приемки объекта. Потому что задача ген. подрядчика построить, получить деньги и «сбежать» со стройки. А недоделки останутся в итоге головной болью для управляющей компанией. 

- И насколько сейчас развит рынок управления?

- Пока если честно развит очень слабо. Игроков мало. Среди них  УК «РКДИ» оказывающая услуги тех. эксплуатации (facility management) и УК Rental Property Management и УК «Идея Капитал»  оказывающие услуги коммерческого управления  на площадках «Химграда» и «Технопарка Идея». Когда я впервые ездил в Москву на Property facility congress (отраслевое мероприятие управляющих компаний – ред.) два года назад, то был единственным представителем Татарстана. В этом году я уже был в компании из четырех казанских специалистов в области управления.

- Почему не развит рынок? Нет таких «умников», которые поняли, что это новая ниша? Или просто заниматься этим бизнесом нерентабельно?

- Рентабельно! Пожалуй, действительно, мало умников. Но есть и другая причина. Собственники зачастую предпочитают создавать управляющую структуру сами, потому что хотят все контролировать. Вопрос только в том, что на каком-то этапе контроль происходит в ущерб экономике процесса – становится дорогим удовольствием. Например, для управления одним современным знанием площадью  15 тыс. метров нужно нанять главного инженера, главного энергетика, инженера-теплотехника, сантехника, электрика, слаботочника и т.д. Если объединить усилия  руководящего инженерного состава на два-три здания расположенные в одном административном районе, то нагрузка на сотрудников равномерно распределится, и не нужно будет переплачивать за тех. Эксплуатацию объектов. Целесообразно создавать свою управляющую компанию если в активах компании находится свыше  50-70 тыс. «квадратов». Так делают крупнейшие игроки рынка офисной недвижимости «Сувар», «Корстон», ASG  (УК «Единая арендная система») и пр.

 

Казань – третья столица. Но провинциальная

Мурат Ахмеров состоит в комиссии Гильдии Управляющих и Девелоперов, которая присваивала «классность» нескольким казанским бизнес-центрам, в том числе «Сувар-Плазе» и «Пушкинскому». Г-н Ахмеров с легкостью принимает критику, что класс «А» в Казани до московского не дотягивает. Но, говорит, и арендаторы не настолько нетребовательны.

- Есть две системы классификации офисных площадей: Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД) и Московского исследовательского форума (МИФ), который включает в себя пять крупнейших международных компаний-консультантов в области коммерческой недвижимости: CBRE, Colliers International, Cuchman&Wakefield, Jones Lang La Salle, Knight Frank. В Татарстане классификация офисных зданий проводилась по критериям ГУД. Но в Москве оценка осуществляется по более жестким критериям МИФ. В Москве арендаторы офисов класса «А» - это международные корпорации (торговые, промышленные, финансовые, страховые и т.д.), которые открывая офис в любой точке мира, всегда выбирают бизнес центры класса А. У нас публика менее требовательная, и равнять московский и казанский класс «А» будет некорректно. Но классификации идут по пути ужесточения критериев. Классификация МИФ менялась уже трижды 2003, 2006 и 2013 соответственно.  А в критерии  уже начинают  включать «зеленые» стандарты оценки экологичности LEED и BREEAM. Пока это рекомендованные стандарты, а в скором времени они могут стать обязательными к оценке в рамках присвоения класса.

 

- То есть со временем даже флагманы рынка могут понизить свою «классность»?

- Если будут реализованы проекты более инновационные, более современные, тогда да. А пока если не «Сувар» и «Корстон» - кто вообще может носить оценку «А»? «Умные системы управления» зданием, фальшпол, ожидание лифтов не более 30 секунд, генератор на аварийное снабжение электроэнергией всего здания – все эти обязательные по МИФ критерии для офисов класса «А» в Казани скорее больше исключение, чем правило. Я входил в комиссию, которая и впервые классифицировала офисные центры, и подтверждала классность. Например, по «Сувар-Плазе» сомнений не было – точно «А». Я же классифицировал и БЦ «Пушкинский», и ему был присвоен класс «С». И это удивительно для здания, которое было отстроено совсем недавно в самом центре Казани. А причина низкой оценки в отсутствии общих для всего здания правил пользования и эксплуатации здания: там несколько собственников, застройщик  – банкрот. Я элементарно не мог найти контакт управляющей компании – два дня потратил, пока через своих знакомых не нашел ее координаты. Наличие профессиональной управляющей компании - это один из важнейших критериев оценки офисных центров по обеим системам классификации.

- Почему новые бизнес-центры изначально не строятся, ориентируясь на стандарты МИФ?

- Крупные девелоперы, как правило, без привлечения  внешних консультантов   бизнес-центры не строят, довольно серьезно работают над концепцией. Поэтому дело, как мне кажется, все-таки в спросе. Даже западные компании, приходя в Казань, понимают, что это все-таки не столица. И просто выбирают лучшее из того, что есть на рынке, не ожидая чудес.

- Несколько собственников – это понижающий критерий при классификации?

- Да. Представьте себе, встает вопрос: нужно чистить крышу. Кто-то заинтересован, а кому-то с первого этажа фиолетово: не моя проблема, в этом не участвую. Много вопросов, которые требуют коллективного решения. Вот сейчас в «Караване» пришлось решать вопрос оборудования гостевой парковки на 30 машин для клиентов. Тоже решение коллективное, один собственник быстрее решает такого рода задачи.

- Большие проблемы у вас из-за запрета на парковку в Казани?

- Да. Мы спорим с городом, вопрос парковки сегодня стоит очень остро. Перед Универсиадой рядом с «Караваном» поставили т.н. временные знаки. Мы тогда отнеслись к этому с пониманием. Тем не менее, после Игр знаки остались, что как минимум неэтично. Сейчас мы заказываем исследование, чтобы доказать - ул. Спартаковская – не транзитная, припаркованные машины на ней проезду не мешают. Мы это воспринимаем как отсутствие поддержки малого и среднего бизнеса. Сотрудники говорят – мы не будем у вас работать здесь негде бесплатно припарковаться, а клиенты – мы к вам не поедем - у вас работают эвакуаторы.

- Говорят, что в казанских бизнес-центрах нереально сделать инновационный офис – мол стену управляющие компании выкрасить позволят, а вот какие-то большие конструктивные изменения сделать не дадут. Правда?

- Принято сдавать в двух вариантах: чистовой и предчистовой отделке «shell&core». «Корстон» пошел по пути первого варианта, «Сувар» - по второму, и арендатор может реализовать ремонт под свой корпоративный стиль. Но чтобы ускорить ротацию арендаторов, управляющие бизнес-центров идут на то, чтобы делать часть помещений типовыми, часть – под индивидуальные потребности клиентов. У крупных клиентов всегда есть нетипичные потребности (перевесить кондиционеры, разместить иначе перегородки и т.п.) и приходится запрашивать разрешение у управляющей компании. Но когда он будет съезжать, он обязан привести помещение в изначальное состояние. Такова практика – либо сам делает ремонт, либо рассчитывается обеспечительным взносом, равным стоимости месяца аренды.

 

Любовь к хорошему

Казанцы – любители бизнес-центров класса «А», считает эксперт. Офисы в них разбирают очень быстро. По 1200 руб. до 30-40 кв. метров стандартной кабинетной нарезки может позволить себе и малый бизнес. Это недорого за возможность пустить пыль в глаза – «у меня офис в «Корстоне», шутит Мурат Ахмеров.

- Бизнес-центры класса «А» - самые популярные сегодня?

- Да они загружены почти полностью. И если новый БЦ «Корстон Tower» вначале года был загружен только на 48%, то уже сегодня занят уже за 70%. Это показательно, насколько востребованы площади такой классности. Один-два БЦ класса «А» площадью 30 тыс. на двоих Казань еще выдержит.

- Почему казанские компании так любят офисы класса «А»? Цены устраивают?

- Да, цены вполне стабильны, ведь в Казани никто арендную плату к доллару, как в Москве, не привязывает. Так что секрет популярности – это доступность. Например, у «Корстона» - что у старого, что у нового – оптимальный формат помещений: блок-офисы стандарта 18/36/40 кв.м. Такую площадь может себе даже малый бизнес позволить, а инфраструктуру  за эти деньги получает очень развитую.  Но на офисные центры класса  «B» тоже есть большой спрос. Мне нравится новый бизнес-центр на ул. Тинчурина, введенный в прошлом году. Но загрузка у него снизилась из-за того, что съехал коворкинг, занимавший весь этаж открытой планировки, которые пока не очень востребованы в Казани. Чем более оптимальный формат, тем проще его сдать. Офисы форматом до 25-30 – отлично. Сто и более метров – уже более проблемно. Мало операторов, которые арендуют большие офисные помещения свыше 500 кв.м.

- Не любят у нас пока опенспейсы?

- В Москве их тоже уже не любят. Это тренд вчерашнего дня. Руководители поняли, что в опенспейсах, этаких муравейниках, сотрудники мешают друг другу, это вечный гомон. Они возвращаются к кабинетной нарезке. Была бы у коворкинга коридорная нарезка, его бы арендовали быстрее.

- Кроме БЦ на ул.Тинчурина, какие проекты кажутся вам удачными?

- БЦ «Азинский» - хороший проект. И во многом его удача в том, что это единственный офисный центр в Азино, от Компрессорного завода до РКБ кроме него никого нет. Сам квартал можно считать достаточно насыщенным бизнес-центрами. Если посмотреть на карту офисных центров Казани, то очень заметно, что есть «белые пятна» в Советском районе – в стороне «Икеи». По Проспекту Победы нет ни одного офисного здания, кроме вышеупомянутого БЦ «Азинский». Та же ситуация в Авиастроительном районе – хотя бы небольшой бизнес-центр в 3 тыс. метров здесь был бы явно нелишним. Хорошую нишу занял в Московском районе БЦ «Технополис» (загрузка свыше 90%), хотя прямо по соседству расположился менее успешный проект компании ASG Бизнес Парк СОЮЗ с загрузкой около 60% - эта загрузка считается низкой.

- Почему девелоперы до сих пор не увидели, что пора уходить из центра?

- Тенденция децентрализации офисного сегмента идет уже несколько лет БЦ Сфера – на Квартале, БЦ Азинский  в АЗИНО, Технополис – в  Москвовском районе, БЦ Адмирал в Кировском районе, БЦ Авангард в районе Регпалаты .  Особую актуальность этот тренд получает в связи с запретом на парковку в центре Казани.  Помимо проблем инвестиционного характера (в Казани очень мало девелоперов в сегменте офисной недвижимости)имеет место недостаток высококвалифицированных специалистов.  С жилой недвижимостью проще, с офисами тяжелее: нужно уметь грамотно управлять, решать конфликты и задачи технического характера, уметь «вкрутить» эксплуатационные платежи, индексацию арендной платы и пр. Но хорошие проекты появляются, и рынок становится более открытым – многие управляющие компании сами стремятся провести сертификацию  своего БЦ. Бывает наоборот - в бывшем «Швейнике» (новый офисный центр Тахлесс на ул.Татарстан – ред.) нас встретили очень холодно: какая сертификация, что вам надо, и не звоните больше никогда. Такие реакции играют на понижение прозрачности рынка, конечно.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Законы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаровЗаконы июля: онлайн-суды, зарплата родителя, обязательная маркировка товаров
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.