Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Рустем Сибгатуллин: превращаем активы в пассивы

Все крупные промплощадки в РТ созданы при участии государства, но бюджетные вложения уже окупились, уверяют в минэкономики. Чиновники ждут, когда к созданию промплощадок подключатся муниципалитеты.

Но пока этого не происходит, и созданием инфраструктуры вынужден заниматься сам бизнес. Как изменить эту ситуацию, рассказал замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин.

Городу надо делиться

На создание технопарков республика получила миллиарды рублей. Один «Химград» обошелся местному и федеральному бюджету почти в 2 млрд руб. Но за время существования налоговые поступления от резидентов перекрыли вложения в площадки втрое. Но федеральный бюджет не резиновый, понимают в министерстве экономики РТ и ищут доброй воли городских властей.

В Татарстане уже сейчас представлены все виды промышленных парков и инкубаторов. Министерство экономики продолжает претендовать на финансирование федцентра, чтобы строить еще. С чем связана такая активность?

— Перед нами стоит задача к 2015 г. довести долю малого и среднего бизнеса до 34% ВРП. Создание промпарков — прямой путь к этому результату. Есть федеральный уровень поддержки бизнеса инфраструктурой, который реализуется в особых экономических зонах. В Татарстане это «Алабуга» и будущий «Иннополис». Особые экономические зоны оправдали ожидания: они успешны, жизнеспособны, наполнены резидентами. Но это все‑таки крупный бизнес. Да, ОЭЗ работает над тем, чтобы делать небольшой модуль производств малого бизнеса, но это не приоритет для них. На уровне субъектов есть промпарки: технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы. Все эти объекты инфраструктуры работают тоже довольно успешно, но невозможно увеличивать их количество до бесконечности. Мы действительно видим в них хорошую возможность для поддержки МСБ, но ресурс не вечен.

Мы обратили внимание, что уровень муниципалитета вообще не «закрыт» промпарками. Родилась идея создавать такие небольшие площадки. Пока на законодательном уровне не закреплены возможности для субсидирования затрат на создание таких промплощадок, и пока эта работа является доброй волей властей муниципалитетов, у нас есть удачные примеры взаимодействия с властью на местах, например, в Тюлячах, поселении небогатом, но с радеющим за бизнес руководством. А незадействованные или неэффективно используемые земли, которые можно отдать под промпарки, есть у абсолютно всех городов в РТ. Мы надеемся, что наши удачные «пилоты» в конце года будут с энтузиазмом восприняты федеральной властью. Мы хотим не раздачи денег, а помощи в возведении инфраструктуры: водоотведении, строительстве дорог, энергетике.

Ваше министерство довольно успешно в привлечении федерального финансирования...

— Да, Татарстан ежегодно участвует в конкурсе министерства экономразвития РФ на субсидирование расходов, в том числе на создание промпарков. В итоге все крупные татарстанские объекты инфраструктуры созданы с участием государственного финансирования. КИП «Мастер» — это государственно-частное партнерство, «Химград», «IT‑парк» и «Агропромпарк», создание которого в финишной стадии — все три — акционерные общества со 100% государства. Сохранение контроля над площадками — задача, которая ставится федеральным центром — площадки должны оставаться в собственности государства на протяжении 10 лет. Это нужно для уверенности в эффективности расходования государственных средств.

Государство ежегодно выделяет средства на текущее содержание этих объектов?

— Только на содержание государственно-бюджетных учреждений (ГБУ). Все перечисленные мною выше площадки перешли в другую форму, и перед всеми ними стоит задача не обременять бюджет, поскольку государство уже потратилось на их создание. Проекты должны окупаться.

Они окупаются?

— Возьмем для примера КИП «Мастер» как первый индустриальный парк. За 9 лет его существования резиденты вернули в бюджеты РТ порядка 16 млрд руб. налогами при инвестициях в создания «Мастера» около 2 млрд руб. Резиденты «Химграда» только в 2012 г. выплатили порядка 2 млрд руб. налогов и 6,5 млрд руб. за всю свою историю. Вложения же из бюджета в свое время в технополис составили порядка 1,7 млрд руб. Таким образом, бюджетные вливания перекрыли уже втрое, как минимум. «IT‑парк» отдал в бюджеты 1 млрд руб. в 2012 г., а об окупаемости говорили еще в 2011 г. Все цифры подтверждаются налоговой отчетностью.

«Неудачных примеров у нас для вас нет»

Взрывной рост IT в регионе связан с низким порогом стартового капитала, считают в министерстве. Хотя громких примеров в промышленности меньше, доля инноваций в ней даже больше, чем в IT, говорит Рустем Сибгатуллин.

Финансовый успех проектов — это главный показатель успешного развития?

— Для нас важнее не быстрее окупить площадки, а создать условия для предпринимательства. В частности на эту цель работают четыре бизнес-инкубатора в форме ГБУ: Поволжский бизнес-инкубатор легкой промышленности в Казани, бизнес-инкубаторы в Чистополе, Набережных Челнах и Елабуге. Мы от них не ждем быстрых денег, но надеемся, что это тот случай, когда конечный успех от созданных рабочих мест и произведенного продукта перекроет первоначальные вложения.

А как вы измеряете, насколько эффективны оказались показатели на выходе?

— Мы осуществляем постоянный мониторинг инкубаторов: количество резидентов, налоговые отчисления, объем их продукции. Статистика показывает, что многие проекты становятся успешными. Есть примеры, как резиденты бизнес-инкубаторов, вырастая, переходят в промпарки. Зарегистрировавшаяся в Поволжском бизнес-инкубаторе компания knock-knock сейчас весьма успешная студия веб-дизайна. Мы видим такие рабочие связки в КИП «Мастере». В Казани самый показательный пример — это «Данафлекс», выросший из инкубатора в технопарке «Идея» и ушедший в «Химград». В «IT‑парке» яркие примеры — проекты «Автодория» и «Спикфон».

Есть ли в истории создания промпарков неудачные примеры?

— В Татарстане нет.

Технопарк «Идея» вы тоже считаете удавшимся проектом?

— Я считаю, что это очень удачный проект, реализованный УК «Идея-Капитал». Это образцовый пример создания всей цепочки для резидентов. Компании до трех лет размещены в бизнес-инкубаторе, где они помимо льготной аренды пользуются дополнительными услугами бухгалтеров, юристов, типографии, оплачиваемых управляющей компанией. По истечению трех лет резиденты должны уйти из инкубатора — так по закону. Их воля идти на свободный рынок или остаться в «Идее» в другом корпусе, где они также имеют возможность пользоваться теми же услугами плюс более простой доступ к инвестициям, поскольку именно в такие технопарки власти республики приводят инвесторов, демонстрируя потенциал. Если эти два звена «детский сад» и «школа» допускают до своих площадей компании инновационной направленности, то третий блок — это чисто коммерческая история. Здесь арендуют площади такие компании, как DHL, GE Money Bank и др., которые являются финансовой подпиткой управляющей компании. Весь комплекс довольно слаженно сейчас работает. В частности идет развитие наноцентра.

Насколько бизнесу нужна такая поддержка, наверное, можно судить по спросу. Какая загрузка у крупнейших промпарков Казани и Татарстана?

— Существует проблема нехватки промышленных площадей. Свободных помещений на «Химграде» и КИП «Мастере» сегодня почти не осталось. Заполнены они примерно на 80%. «IT‑парк» в Казани занят полностью. Минэкономики работает над расширением площадей, пригодных для аренды резидентам промпарка. На обоих сейчас разрабатываются проекты введения новых площадей, на которые Минэкономики РТ пытается привлечь федеральное финансирование. Это наша инициатива в помощи компаниям, чтобы снизить их затраты.

«IT-парк» и его бизнес-инкубатор заполнился очень быстро. Это хороший PR или эта отрасль является локомотивом?

— В республике исторически сложился ряд сильнейших отраслей, одной из которых является IT, безусловно. Но только одной из них. Также сильна химия, нефтехимия, производство автокомпонентов. Специфика IT в том, что это практически деньги из воздуха, стартовый капитал здесь требуется гораздо меньше, чем в промышленном производстве. Поэтому взрывной рост я объясняю именно этим. Но если брать общие принципы, в IT точно так же, как в других отраслях, действует правило, что из 100 стартапов 10 выживает и лишь один выстреливает.

Производству тяжелее

По словам Рустема Сибгатуллина, не ожидая милости от бюджета, бизнес сам готов вкладываться в инфраструктуру. А задачу министерства видит в доведении положительных примеров их работы до федерального уровня. Тогда и частники смогут рассчитывать на поддержку бюджета, в необходимости которой замминистра уверен.

Можно ли в создании подобных площадок обойтись без государства? Может быть, бизнес должен сам взять на себя заботу о создании инфраструктуры?

— Таким путем бизнес и идет. Образцовый пример модели прекрасно развивающегося частного промпарка — индустриальный парк «М7». Это тот случай, когда я испытываю сожаление, что на своем уровне мы не можем поддержать эту инициативу — федеральный бюджет не предполагает субсидирования расходов частных промпарков. Совместно с Ассоциацией индустриальных технопарков мы упорно доказывали, что необходимо помогать частным промышленным паркам. В итоге в 2013 г. министерство экономразвития РФ предусмотрело возможность финансирования развития частных промышленных парков. Но пока в ограниченном объеме.

Частный промпарк — это, по сути дела, бизнес-центр с расширенными услугами для резидентов. Нужно ли поддерживать такие промпарки на госуровне?

— Этот вопрос вызывает у меня удивление и непонимание. Бизнес-центры — это все‑таки площади для торговых компаний и сферы услуг. То есть для отраслей экономики, которые и так прекрасно себя чувствуют. Об этом говорят исследования «Деловой России», АСИ, «Опоры России». Производство — это же та сфера, где достигается максимальная добавленная стоимость, то есть увеличение ВРП, за которое мы радеем. Говоря о поддержке производства, нечего и думать! Ему гораздо тяжелее, ему и нужно помогать.

Считаете ли вы, что за частными промпарками будущее?

— Думаю, что нужны разные промышленные парки. Вместе частные, государственно-частные и бюджетные промпарки дадут синергетический эффект.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.