Рынок бизнес-образования по версии ДК: подведение итогов-2013, перерасчет надежд-2012
ДК подводит итоги уходящего года, сопоставляя прогнозы экспертов на 2013 год с фактическими достижениями за прошедшее время на рынке бизнес-образования столицы Татарстана.
В рейтинге Делового квартала за два года появились значительные изменения: значительно увеличился список лидеров по предоставлению долгосрочных программ обучения. При чем кординально пополнился список именно крупных обучающих коуч-центров. Если традиционно рассматривать лидеров за 2012-й и тринадцатый годы, то здесь можно брать в рассчет только ранжирование компаний предоставляющих малую форму обучения.
Среди шести крупнейших татарстанских игроков заданного сегмента перестановки произошли лишь у обладателей первого и второго места за 2012-й-2013-й год. Teamsoft лидировавший в прошлом году с большим отрывом от GMC consulting, в этом году сдал свои позиции конкуренту, свалившись на второе место.
Если рассматривать более общую картину за двенадцатый год, то по данным экспертов, в 2012 году казанский рынок бизнес-образования стабилизировался. Объем рынка в 2012 г. составил около 360 млн руб., показав по сравнению с 2011 г. рост в 42%. По словам экспертов, это связано с тем, что топ-менеджмент многих компаний осознал необходимость обучения персонала. Более того, участники рынка ожидали рост и в 2013г., как минимум на 20%.
В 2012 г. образовательные центры сумели привлечь на краткосрочные программы на 70% больше компаний, чем за тот же период 2011 г. Из всего количества корпоративных клиентов около 50% приходится на руководителей подразделений. Количество слушателей программы MBA в Казани в 1 полугодии 2012 г. составило 1087 человек, что почти вдвое больше, чем в 2011 г.
Участники рынка отмечают стабильный рост цен на бизнес-обучение. В сегменте краткосрочного образования услуги выросли в среднем на 25%, долгосрочного – на 10%.
Отмечено увеличение доли фрилансеров и мелких компаний, предоставляющих услуги в области тренингов продаж сомнительного качества и по заниженным ценам. По словам Юлии Вилковой, директора «Фактор – П», в 2012 году деятельность фрилансеров отразилась на ценовой политике в сегменте рынка тренингов по продажам.
Прогнозы отрасли бизнес-образования 2012 года на 2013-й
Ольга Чеканина, директор Golden Standart
Считаю, что 2013 год- это год прорыва для всей Республики, т.к. Универсиада и предстоящие Чемпионаты мира по футболу и водным видам спорта, обязывают показывать мировые стандарты организации и проведения этих мероприятий, а бизнес- увеличивать обороты и серьезно обратить внимание на качество производимой продукции или предоставляемых услуг! Это период новых возможностей. И в обучении управление, сервисное обслуживание и организация услуг займут лидирующие позиции.
Юлия Вилкова, директор «Фактор-П»
Татарстанские предприниматели стали больше доверять местным бизнес- тренерам. И, соответственно, наметилась тенденция снижения интереса к московским и западным гуру. Большое значение для выбора компании партнера имеет, как известность самой компании, сколько лет она на рынке и т.д., так и профессионализм тренера. Все чаще имени компании бывает недостаточно определяющего выбора, и профессионалы внимательно изучают резюме и компании-клиенты самого тренера, а не тренинговой компании в целом.
Маргарита Хафизова, директор «Бизнес-Инсайт»
Можно с большой долей вероятности утверждать, что рынок будет пополняться новыми игроками, будут приходить компании федерального масштаба. Выбор у клиентов будет больше, но при этом им сложнее будет ориентироваться. Подход к обучению изменится - теорию будут больше изучать через интернет, а на тренингах все больше будет уделяться время на отработку навыков и решение практических задач - например, решение задач стратегического планирования конкретной компании, изменение убеждений и пр. Тренинговые компании будут еще активнее использовать Интернет для проведения бесплатных презентаций, мастер-классов и привлечения клиентов.
Галина Маштакова, директор «GMC Consulting»
В следующем году будет сохраняться ориентир на комплексные корпоративные программы обучения. Учитывая текущие отечественные и зарубежные тренды в области T&D, произойдет сегментирование рынка и тренинговые компании займут свои ниши, в которых имеют конкурентное преимущество. Разовые тренинги и унифицированные программы будут сохранять тенденцию к снижению в общем совокупном объеме бизнес-образования. Рынок бизнес-образования будет расти, и увеличится в 2013 году ориентировочно на 20%.
Гузель Хисматуллина, директор «Teamsoft»
Думаю, что ситуация на рынке бизнес-образование обостриться в 2013 году. Наш регион активно развивается, и это привлечет как федеральные компании, так и компании из соседних регионов. Все это усилит конкуренцию, выживут только сильнейшие компании. Мы отмечаем, что на рынок бизнес-обучения стремятся выйти те, кто уже зарекомендовал себя в качестве специалиста в какой-то области, но пока не имеет компетенций тренера. Это значит, что рынок пополниться «не-профессионалами», которые, однако, имеют большие амбиции.
На рынке растет запрос на все более индивидуализированные, заточенные под конкретный запрос клиента, тренинги. Одновременно растет требовательность клиентов, их компетентность в вопросах оказываемых им услуг. Также значительно выросла роль результата, потенциальной финансовой выгоды компании от проведенного обучения. Руководители и учредители организаций в качестве самого важного мотива обучения на тренингах выделяют повышение компетенции своих сотрудников и, как следствие, повышение успешности компании: выработка стратегий, осуществление планирования, получение прибыли.
Мария Егорова, директор компании “Человеческий капитал”
На формирование рынка бизнес-образования будет влиять потребность заказчиков в комплексном решении их задач. Сегодня руководители и собственники организаций, столкнувшись с краткосрочным эффектом от проведенных тренингов (или с его полным отсутствием) понимают необходимость комплексного подхода к решению задач. Преимущество будут иметь консалтинговые компании, которые кроме обучения персонала будут предоставлять и другие виды услуг в сфере HR. Существующие игроки рынка сохранят свои позиции, но в случае, если они будут уходить от "коробочных" предложений, типовых программ, готовых решений, ориентируясь не на то, что "надо клиенту", чтобы поднять эффективность его бизнеса, а на "то, что мы умеем и хорошо делаем". Развитие рынка произойдет за счет появления новых продуктов и методов обучения, а также за счет диверсификации услуг и изменения позиционирования тренинговых и консалтинговых компаний.
Рассматривая сложившуюся ситуацию в 2013 году, рынок бизнес-образования продолжает расти. По оценкам экспертов, по сравнению с 1 полугодием 2012 г. в 1 полугодии 2013 г. рост рынка БО составил более чем 25%. Данный тренд подтверждает положительная динамика оборота от программ бизнес-образования лидеров рынка.
На рынке бизнес – образования возросла репутация и роль бренда тренера и тренинговой компании. По мнению Хафизовой Маргариты Алексеевны, директора компании «Бизнес-Инсайт» на сегодняшний день решающим фактором является значимость опыта и качества обучения: крупные клиенты объявляют тендер на предоставление услуг обучения, и в качестве ключевых критериев выступает результативность обучения и привязка к практике конкретной компании. Появились прецеденты, когда компании-заказчики предъявляют юридически обоснованные претензии по поводу низкого качества оказываемых услуг новоиспеченными провайдерами обучения.
Заметно омолаживается контингент обучающихся. Краткосрочные программы бизнес-образования начинают посещать с 18 лет, сообщили в тренинговой компании TeamSoft. Среди молодых специалистов и менеджеров популярны программы по направлению «Продажи», а также образовательные программы управленческого цикла.
Второй год наблюдается тенденция увеличения стоимости (в среднем на 25% в год) краткосрочных программ бизнес-образования. По словам Марии Егоровой, директора компании «Человеческий капитал», снижается количество демпингующих компаний. В тендерах на оказание услуг бизнес-образования компании все больше уделяют внимание вопросам сервиса и качества взаимодействия с потенциальными клиентами.
Прогнозы рынка бизнес-образования 2013
Маргарита Хафизова, директор «Бизнес-Инсайт»
В ближайшее время будет расти спрос на проведение сессий по стратегическому планированию, что позволяет выстроить vizion компании и четко спланировать свою деятельность для достижения бизнес-результатов. Также результатом этой работы является правильное выстраивание компанией системы обучения персонала, исходя из долгосрочных задач.
Организации стали активно готовить внутренних тренеров, так как с финансовой точки зрения более целесообразно проводить стандартные программы собственными силами. С появлением в компании внутренних тренеров часть объема рынка переходит в корпоративный формат - например, такие тренинги как переговоры, тайм-менеджмент или обучение технологии продаж. Увеличивается спрос на комплексные услуги - обучение и оценку персонала, обучение и управленческий/кадровый консалтинг, обучение и реализацию проектов по совершенствованию стандартов и др.
Если говорить про формат проведения обучения, то клиенты хорошо отзываются о модульных программах. Модульные программы - это несколько краткосрочных программ с периодичностью раз в 1-2 месяца, объединенных одной темой и позволяющие участникам получить системное представление и навыки в выбранной области, так как очевидно, что за 2 дня тренинга невозможно сформировать устойчивые навыки для работы руководителя.
Юлия Вилкова, директор «Фактор-П»
Компании станут меньше обучать линейный и фронтальный персонал, вкладывая денежные средства в менеджмент. В своей деятельности тренинговые компании следуют за основной бизнес-средой, и реальность показывает, что заканчивается время разовых краткосрочных программ с элементами шоу. Предложения становятся более четкими, объемными. Прослеживается четкая тенденция переориентация центров бизнес-образования на консалтинговую деятельность, а это значит, что слабые игроки уйдут с рынка.
Илья Антонов, директор «МЦДО-ЛИНК»
Большинство слушателей рассматривают вложения в образование как инвестиции. Компании, которые не смогут обеспечить окупаемость от вложений в обучение, уходят с рынка или будут меняться. Нужны будут тренинги для развития конкретного навыка. Рынок бизнес-образования будет расти, т. к. денег у компаний становится все меньше, и эффективность необходимо повышать. Резерв лежит только в области современных знаний и технологий. Очень хорошо развивается онлайн-обучение, однако оно не способно закрыть потребность в образовательных продуктах, дающих новые знания.
Читать подробный рейтинг бизнес-школ Казани по версии Делового квартала