Подписаться
Курс ЦБ на 16.09
83,07
97,45

Рынок бизнес-образования по версии ДК: подведение итогов-2013, перерасчет надежд-2012

ДК подводит итоги уходящего года, сопоставляя прогнозы экспертов на 2013 год с фактическими достижениями за прошедшее время на рынке бизнес-образования столицы Татарстана.

В рейтинге Делового квартала за два года появились значительные изменения: значительно увеличился список лидеров по предоставлению долгосрочных программ обучения. При чем кординально пополнился список именно крупных обучающих коуч-центров. Если традиционно рассматривать лидеров за 2012-й и тринадцатый годы, то здесь можно брать в рассчет только ранжирование компаний предоставляющих малую форму обучения. 

Среди шести крупнейших татарстанских игроков заданного сегмента перестановки произошли лишь у обладателей первого и второго места за 2012-й-2013-й год. Teamsoft лидировавший в прошлом году с большим отрывом от GMC consulting, в этом году сдал свои позиции конкуренту, свалившись на второе место.

Если рассматривать более общую картину за двенадцатый год, то по данным экспертов, в 2012 году казанский рынок бизнес-образования стабилизировался. Объем рынка в 2012 г. составил около 360 млн руб., показав по сравнению с 2011 г. рост в 42%. По словам экспертов,  это связано с тем, что топ-менеджмент многих компаний осознал необходимость обучения персонала.  Более того, участники рынка ожидали рост и в 2013г., как минимум на 20%.

В 2012 г. образовательные центры сумели привлечь  на краткосрочные программы на 70% больше компаний, чем за тот же период 2011 г.  Из всего количества корпоративных клиентов около 50% приходится на руководителей подразделений.  Количество слушателей программы MBA  в Казани в 1 полугодии 2012 г. составило 1087 человек, что почти вдвое больше, чем в 2011 г.

Участники рынка отмечают стабильный рост цен на бизнес-обучение.  В сегменте краткосрочного образования услуги выросли в среднем на 25%, долгосрочного – на 10%.

Отмечено увеличение доли фрилансеров и мелких компаний, предоставляющих услуги в области тренингов продаж сомнительного качества и по заниженным ценам. По словам Юлии Вилковой, директора «Фактор – П», в 2012 году деятельность фрилансеров отразилась на ценовой политике в сегменте  рынка тренингов  по продажам.

Прогнозы отрасли бизнес-образования 2012 года на 2013-й

Ольга Чеканина, директор Golden Standart

Считаю, что 2013 год- это год прорыва для всей Республики, т.к. Универсиада и предстоящие Чемпионаты мира по футболу и водным видам спорта, обязывают показывать мировые стандарты организации и проведения этих мероприятий, а бизнес- увеличивать обороты и серьезно обратить внимание на качество производимой продукции или предоставляемых услуг! Это период новых возможностей. И в обучении управление, сервисное обслуживание и организация услуг займут лидирующие позиции.

Юлия Вилкова, директор «Фактор-П»

Татарстанские предприниматели стали больше доверять местным бизнес- тренерам.  И, соответственно, наметилась тенденция снижения интереса к московским и западным гуру. Большое значение для выбора компании партнера имеет, как известность  самой компании, сколько лет она на рынке и т.д., так  и профессионализм тренера. Все чаще имени компании бывает недостаточно определяющего выбора, и профессионалы внимательно изучают резюме и компании-клиенты самого тренера, а не тренинговой компании в целом.

Маргарита Хафизова, директор «Бизнес-Инсайт»

Можно с большой долей вероятности утверждать, что рынок будет пополняться новыми игроками, будут приходить компании федерального масштаба. Выбор у клиентов будет больше, но при этом им сложнее будет ориентироваться. Подход к обучению изменится - теорию будут больше изучать через интернет, а на тренингах все больше будет уделяться время на отработку навыков и решение практических задач - например, решение задач стратегического планирования конкретной компании, изменение убеждений и пр. Тренинговые компании  будут еще активнее  использовать Интернет для проведения бесплатных презентаций, мастер-классов и привлечения клиентов.

Галина Маштакова, директор «GMC Consulting»

В следующем году будет сохраняться ориентир на комплексные корпоративные программы обучения. Учитывая текущие отечественные и зарубежные тренды в области T&D, произойдет сегментирование рынка и тренинговые компании займут свои ниши, в которых имеют конкурентное преимущество.  Разовые тренинги и унифицированные программы будут сохранять тенденцию к снижению в общем совокупном объеме бизнес-образования. Рынок бизнес-образования будет расти, и увеличится в 2013 году ориентировочно на 20%.

Гузель Хисматуллина, директор «Teamsoft»

Думаю, что ситуация на рынке бизнес-образование обостриться в 2013 году. Наш регион активно развивается, и это привлечет как федеральные компании, так и компании из соседних регионов. Все это усилит конкуренцию, выживут только сильнейшие компании. Мы отмечаем, что на рынок бизнес-обучения стремятся выйти те, кто уже зарекомендовал себя в качестве специалиста в какой-то области, но пока не имеет компетенций тренера. Это значит, что рынок пополниться «не-профессионалами», которые, однако, имеют большие амбиции.

На рынке растет запрос на все более индивидуализированные, заточенные под конкретный запрос клиента, тренинги. Одновременно растет требовательность клиентов, их компетентность в вопросах оказываемых им услуг. Также значительно выросла роль результата, потенциальной финансовой выгоды компании от проведенного обучения. Руководители и учредители организаций в качестве самого важного мотива обучения на тренингах выделяют повышение компетенции своих сотрудников и, как следствие, повышение успешности компании: выработка стратегий, осуществление планирования, получение прибыли.

Мария Егорова, директор компании “Человеческий капитал

На формирование рынка бизнес-образования будет влиять потребность заказчиков в комплексном решении их задач.  Сегодня руководители и собственники организаций, столкнувшись с краткосрочным эффектом от проведенных тренингов (или с его полным отсутствием) понимают необходимость комплексного подхода к решению задач. Преимущество будут иметь консалтинговые компании, которые кроме обучения персонала будут предоставлять и другие виды услуг в сфере HR.  Существующие игроки рынка сохранят свои позиции, но в случае, если они будут уходить от "коробочных" предложений, типовых программ, готовых решений, ориентируясь не на то, что "надо клиенту", чтобы поднять эффективность его бизнеса, а на "то, что мы умеем и хорошо делаем". Развитие рынка произойдет за счет появления новых продуктов и методов обучения, а также за счет диверсификации услуг и изменения позиционирования тренинговых и консалтинговых компаний.



Рассматривая сложившуюся ситуацию в 2013 году, рынок бизнес-образования продолжает расти. По оценкам экспертов, по сравнению с 1 полугодием 2012 г. в 1 полугодии 2013 г. рост рынка БО составил более чем 25%. Данный тренд подтверждает положительная динамика оборота от программ бизнес-образования лидеров рынка.

На рынке бизнес – образования возросла репутация и   роль бренда тренера и тренинговой компании. По мнению Хафизовой Маргариты Алексеевны, директора компании «Бизнес-Инсайт» на сегодняшний день решающим фактором  является  значимость опыта и  качества обучения: крупные клиенты  объявляют тендер на предоставление услуг обучения, и в качестве ключевых критериев выступает результативность обучения и привязка к практике конкретной компании. Появились прецеденты, когда компании-заказчики предъявляют юридически обоснованные претензии по поводу низкого качества оказываемых услуг новоиспеченными провайдерами обучения. 

Заметно омолаживается контингент обучающихся. Краткосрочные программы бизнес-образования начинают посещать с 18 лет, сообщили в тренинговой компании TeamSoft. Среди молодых специалистов и менеджеров популярны программы по направлению «Продажи», а также образовательные программы управленческого цикла.

Второй год наблюдается тенденция увеличения стоимости (в среднем на 25% в год) краткосрочных программ бизнес-образования. По словам Марии Егоровой, директора компании «Человеческий капитал», снижается количество демпингующих компаний. В тендерах на оказание услуг бизнес-образования компании все больше уделяют внимание вопросам сервиса и качества взаимодействия с потенциальными клиентами.
 

Прогнозы рынка бизнес-образования 2013

Маргарита Хафизова, директор «Бизнес-Инсайт»

В ближайшее время будет расти спрос на проведение сессий по стратегическому планированию, что позволяет выстроить vizion компании и четко спланировать свою деятельность для достижения бизнес-результатов. Также результатом этой работы является правильное выстраивание компанией системы обучения персонала, исходя из долгосрочных задач.

Организации стали активно готовить внутренних тренеров, так как с финансовой точки зрения более целесообразно проводить стандартные программы собственными силами. С появлением в компании внутренних тренеров часть объема рынка переходит в корпоративный формат  - например, такие тренинги как переговоры, тайм-менеджмент или обучение технологии продаж. Увеличивается спрос на комплексные услуги - обучение и оценку персонала, обучение и управленческий/кадровый  консалтинг, обучение и реализацию проектов по совершенствованию стандартов и др.

Если говорить про формат проведения обучения, то клиенты хорошо отзываются о модульных программах.  Модульные программы - это несколько краткосрочных программ с периодичностью раз в 1-2 месяца, объединенных одной темой и позволяющие участникам получить  системное представление и навыки в выбранной области, так как очевидно, что за 2 дня тренинга невозможно сформировать устойчивые навыки для работы руководителя.

Юлия Вилкова, директор «Фактор-П»

Компании станут меньше обучать линейный и фронтальный персонал, вкладывая денежные средства в менеджмент. В своей деятельности тренинговые компании следуют за основной бизнес-средой, и реальность показывает, что заканчивается время разовых краткосрочных программ с элементами шоу. Предложения становятся более четкими, объемными. Прослеживается четкая тенденция переориентация центров бизнес-образования на консалтинговую деятельность, а это значит, что слабые игроки уйдут с рынка.

Илья Антонов, директор «МЦДО-ЛИНК»

Большинство слушателей рассматривают вложения в образование как инвестиции. Компании, которые не смогут обеспечить окупаемость от вложений в обучение, уходят с рынка или будут меняться. Нужны будут тренинги для развития конкретного навыка. Рынок бизнес-образования будет расти, т. к. денег у компаний становится все меньше, и эффективность необходимо повышать. Резерв лежит только в области современных знаний и технологий. Очень хорошо развивается онлайн-обучение, однако оно не способно закрыть потребность в образовательных продуктах, дающих новые знания.

Читать подробный рейтинг бизнес-школ Казани по версии Делового квартала

Самое читаемое
  • Генпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупцияГенпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупция
  • Почему билеты на концерты и спектакли в Екатеринбурге стоят так дорого?Почему билеты на концерты и спектакли в Екатеринбурге стоят так дорого?
  • К делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиковК делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиков
  • После инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительствоПосле инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.