Сфера услуг в Казани оптимизма пока не испытывает
Индекс деловой активности в сфере услуг в России переживает свой самый «сильный» период за последние 10 месяцев. Казанские предприниматели притока клиентов пока не отмечают.
Индекс деловой активности (PMI) сферы услуг в России в марте показал максимальный рост с мая 2015 года, составив 52,0 баллов по оценке исследовательской компании Markit. В феврале индекс также поднимался до уровня 50,9, что и тогда экспертами оценивалось как развитие рынка. Аналитики рост индекса связывают с увеличением новых заказов. Эксперты сегмента B2C, опрошенные "Деловым Кварталом", пока оптимизма не испытывают. В сегменте B2B предприниматели отмечают небольшое оживление клиентов, но связывают его с сезонностью.
Экономист Самюэль Агасс, принимавший участие в исследовании отмечает, что сфера услуг в России сейчас переживает свои самые «сильные» времена.
«После ускоренного сокращения деловой активности в начале 2016 года, компании сферы услуг в настоящее время переживают наиболее благоприятные экономические условия.... Несмотря на это расширение, давление на производственные мощности по-прежнему было слабым, и сокращение занятости сохранилось, что говорит о долгом пути до полного восстановления в секторе», - говорит эксперт.
Темпы роста заказов исследователи также называют «максимальными» с июля 2015 года. Степень делового оптимизма в российской сфере услуг достигла наивысшего уровня за шесть месяцев, однако осталась слабой относительно предкризисного уровня, отмечают специалисты Markit.
В Татарстане, как показал обзор рынка готовых бизнесов, сфера услуг занимает первое место в рейтинге наиболее популярных бизнесов на продажу. По данным компании БИБОСС с начала года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост числа объявлений на сайтах по продаже бизнеса составил 54%. При этом спрос на готовые бизнесы упал на 41%, сообщила "Деловому Кварталу" пресс-служба AVITO.RU.
Сами представители сферы услуг столицы Татарстана особо повышения интереса за последние два месяца со стороны клиентов не отмечают. Незначительный приток они объясняют весенним «оживлением» в настроениях населения.
Как говорит исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова, рост пошел только с началом апреля.
«Что касается Казани, то рост спроса на рынке в конце марта был заметен именно по направлению ресторанов. По отелям такого же не могу сказать. Но уже с 1 апреля мы заметили повышение интереса к отрасли и по ресторанам, и по отелям . Пока сложно даже предположить, с чем это связано.Главное, что основной поток посетителей ожидается уже с началом туристического сезона, ближе к маю. Возможно, народ поверил в завтрашний день, либо весна так на всех дейвует – люди вышли из дома», - говорит Галина Шарафутдинова.
«Я не заметил сильной активности в марте. Мы пока ориентируемся на туристов, а сейчас не самое популярное время для поездок. «Высокий» сезон – с мая, когда и ждем основных гостей», - говорит он.
Инновационные предложения в сфере услуг интерес у населения вызывают, контатирует управляющая фитнес-центром «Соникс» Ксения Родионова, которая занимается продвижением в Казани вибротренажера на электромагнитной системе.
«В нашей сфере спрос только возрастает. Несмотря на то, что в стране кризис, что были новогодние праздники и считается, что у людей нет денег, у нас приток клиентов довольно значительный. Прирост за февраль –март у нас – 50%», - признается предприниматель.
В сегменте юридических услуг повышение деловой активности заметили, но пока связывают его с сезонностью.
"В марте-апреле традиционно отмечается рост деловой активности - многие предприниматели размораживают свои активы перед активным летним сезоном. Повышению деловой активности во многом способствует также и постепенное "привыкание" коммерсантов к сложившейся в нашей стране экономической ситуации.Касательно спроса на юридические услуги в сфере b2b, отмечается стабильный рост спроса, когда как в январе-феврале некоторые игроки рынка отмечали стагнацию", - рассказал старший юрист компании "Шаймарданов и Партнёры" Ильгиз Валеев.
Среди негативных тенденций на рынке сферы услуг эксперты отмечают снижение числа рабочих мест и рост закупочных цен для предпринимателей.
Карина Каримова