Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Станислав Кутузов: Лишил конкурентов выходных

Петербургский автохолдинг «РРТ» стал первой федеральной компанией, вышедшей на сформированный авторынок Татарстана. Покорять местных автолюбителей решил культурой обслуживания. Благодаря чему к кон

Петербургский автохолдинг «РРТ» стал первой федеральной компанией, вышедшей на сформированный авторынок Татарстана. Покорять местных автолюбителей решил культурой обслуживания. Благодаря чему к концу года экспант занял твердые позиции среди казанских автодилеров Opel и Chevrolet, увеличив долю GM в Казани с 15% до 30%.

Задумав занять до 30% казанского рынка, автохолдинг «РРТ» тщательно изучал деятельность конкурентов: не столько масштабы их деятельности, сколько специфику работы. Из Питера казанский рынок казался амбициозному холдингу нецивилизованным. Как рассказал руководитель дивизиона GM автохолдинга «РРТ» Станислав Кутузов, невозможно представить, чтобы клиент в Питере полгода ездил без ПТС, — компанию затаскали бы по судам. «Странно, что клиенты в Казани работают с такими автосалонами», — удивился тогда г-н Кутузов. «РРТ» оценил покупательскую способность казанцев, учел слабую клиентоориентированность и пришел к выводу, что захватить рынок будет несложно. Два года спустя заместитель генерального директора «КАН-авто» Сергей Чернов признает, что «РРТ» для такого «захвата» недостаточно подготовился: не учел национальные особенности и местный менталитет. «Ребята не сразу поняли, что выгоднее стимулировать спрос на автомобили GM сообща. В итоге испорченные отношения с татарстанскими дилерами пришлось восстанавливать более года», — пояснил г-н Чернов.

Конкуренты недооценили

Казанские дилеры встретили конкурента без восторга. Рынок Татарстана долгое время был закрыт для федералов, что вселяло в казанских игроков уверенность в собственных силах. «РРТ», напротив, посчитал, что такой снобизм ослабил местный рынок. Зная, что строительство автосалона «с нуля» занимает около двух лет, автохолдинг нашел партнера с почти достроенным дилерским центром GM на ул. Восстания. В августе 2008 г., после открытия салона, холдинг выкупил у предпринимателя Рустема Хакимова 49% доли ООО «РРТ-Казань». Позже эта модель получит развитие и в других городах присутствия «РРТ», в том числе и в Татарстане.

Организовать продажи в Казани акционеры компании предложили коммерческому директору одного из петербургских дилерских центров «РРТ» Станиславу Кутузову. Он почувствовал, что потенциал на рынке для Opel и Chevrolet огромный. В Казани тогда было всего два официальных дилера GM — «Барс-авто» и «Делфо-авто», и доля брендов не слишком велика: 10% по Chevrolet и 4% по Opel.

«РРТ» планировал захватить в 2009 г. 40-50% рынка GM в Казани и продавать 4-5 тыс. автомобилей этих брендов ежегодно. И, несмотря на кризис, это почти удалось. В сентябре 2008 г. продажи «РРТ-Казань» составили 171 авто вместо планируемых 150-ти, в октябре — 349 вместо180-ти. В итоге «РРТ-Казань» зафиксировал долю в 35% по GM и 9% по всему рынку иномарок, что не так мало для новичка. По мнению аналитика «Автостата» Андрея Топтуна, сыграла ставка на бренды Opel и Chevrolet. «В 2008 году они показывали уверенный рост продаж и пользовались высоким спросом», — пояснил г-н Топтун. Рынок стал более цивилизованным, а «РРТ» влился в казанское сообщество дилеров GM, что повысило рост продаж этих брендов».

По словам Сергея Чернова, компании помог грамотный маркетинг и планирование продаж, чему другие игроки уделяли меньше внимания. «РРТ» качественно работал с целевой аудиторией по той или иной модели, умело прогнозировал, что будет наиболее востребовано в том или ином месяце, тем самым избегая маркетинговых ошибок», — добавил г-н Чернов.

Конкуренты надеялись, что неизвестность бренда «РРТ» провалит экспансию. Но питерцы сразу начали раскручивать имя. За два месяца до открытия салона они запустили рекламную кампанию, вложив около 4,5 млн руб. в раскрутку бренда. Аргумент местных игроков не сработал.

Дилеры признают, что новичкам даже удалось сделать казанский рынок более клиентоориентированным. В 2008 г. редкий автосалон в Казани работал в выходные дни, максимум — полдня. Появление на рынке конкурента с графиком работы с 9:00 до 21:00, а автосервиса — с 8:00, заставило другие автосалоны ввести более удобные для клиентов часы обслуживания.

Станислав Кутузов

Руководитель дивизиона GM автохолдинга «РРТ»

Родился 6 июня 1984 г.

Образование:
Северо-Западный политехнический институт 

Карьера:
2006 г. — автохолдинг «РРТ»
Старший менеджер отдела продаж ООО «РРТ-Озерки», руководитель отдела продаж ООО «РРТ-Юго-Запад», исполнительный директор ООО «РРТ-Казань», региональный директор по РТ, руководитель дивизиона GM автохолдинга «РРТ»

Заманили клиентов кредитами

Кризис не сразу сказался на продажах автомобилей, однако уже к декабрю получить кредит на авто стало не так просто. Станислав Кутузов сделал ставку на автокредиты, используя преимущество крупного федерального холдинга — давние партнерские отношения с федеральными банками. С местными кредитными организациями «РРТ-Казань» успел наладить контакт еще до кризиса. Однако, по признанию г-на Кутузова, многие банки не знали, что такое «РРТ», и неохотно шли на те условия работы, которые устраивали бы автохолдинг.

Как рассказала директор «дочки» Казанского филиала «Финансовый консультант «РРТ-Казань» Ольга Чиркова, не все местные банки привыкли работать по-крупному. «Поэтому нам приходилось перестраивать их на новый формат работы, так чтобы они в нас видели не отдельно взятый автосалон, а рассматривали как крупных федеральных партнеров», — пояснила она.

После того как «РРТ» выделил кредитный отдел в отдельную структуру, он стал собирать «отказников» в других автосалонах. В кризис отказы по кредитам достигали 60% обращений. Большая часть «отказников» с радостью получила кредиты в «РРТ» на Chevrolet или Opel, даже если изначально их выбор падал на другие бренды.

Для работы с «отказниками» кредитные менеджеры «РРТ» выбрали тактику «атак» на банки. Как рассказала Ольга Чиркова, зачастую заявку клиента отправляют в один банк, и, получив там отказ, клиент отчаивается купить автомобиль в кредит. «А мы бьемся до последнего за клиента, и пока не попробуем получить для него кредит во всех банках, которым подходит данный клиент, не успокаиваемся», — пояснила она.

Станислав Кутузов решил, что в кризис нужно усиленно работать над увеличением присутствия на рынке, в том числе за счет бесплатных услуг. «Бесплатная диагностика и мойка, такси до дома повышают лояльность клиентов и приносят больше прибыли, чем расходы на услуги», — объяснил г-н Кутузов. Также «РРТ» ввел trade-in как инструмент для продажи новых автомобилей и принял участие в госпрограмме утилизации «автохлама».

Весной 2010 г. «РРТ» поспешил открыть в Казани автосалоны марок Nissan и Skoda, рассуждая, что кризис ослабил позиции конкурентов и сейчас самое время их потеснить. Правда, как отмечают в компании, по бренду Skoda попали не в самый удачный момент из-за дефицита автомобилей у производителя и некоторого спада спроса у потребителей. Поэтому сегодня основной акцент делается на продажи Nissan, на рекламу которого в первые полгода ушло 1,5 млн руб. К концу года «РРТ-Казань» планирует выйти по бренду на стабильный уровень в 150-200 автомобилей в месяц, что позволит окупить затраты на продвижение в ближайшее время.

«РРТ» в Татарстане

Год открытия: 2008 г.

Присутствие:
Казань, Набережные Челны, Нижнекамск

Марки:
Opel, Chevrolet, Chevrolet Niva, Nissan и Skoda

Всего пять автосалонов в РТ, в том числе три — в Казани, по одному — в Н.Челнах и Нижнекамске

Уговорил челнинцев не бояться GM

Головная компания автохолдинга, принимая решение об открытии автосалона в Казани, рассчитывала продолжить экспансию в регионе. Кризис позволил забыть об этом на время. Экспансия стала актуальной ближе к концу 2009 г., когда холдинг принял новую стратегию развития — продавать в России по 50-60 тыс. автомобилей в год.

Кризис снизил стартовый объем инвестиций в открытие филиалов в сравнении с докризисным, и «РРТ» поспешил воспользоваться ситуацией. В декабре 2009 г. компания открыла дилерский центр Opel и Chevrolet в Нижнекамске. А следом за ним, в январе 2010 г., — в Набережных Челнах. Для этого по проверенной схеме «РРТ» выкупил салоны дилеров GM в этих городах, имевших проблемы с рентабельностью.

Уход вглубь Татарстана был рискованным, особенно в Челны. На автограде, экономика которого находится в серьезной зависимости от «КАМАЗа», кризис сказался заметно. К тому же была сильно подпорчена репутация GM. В Челнах компания надеялась занять нишу пермского автохолдинга «Машинный двор», который к открытию «РРТ» потерял дилерство GM. Оно досталось челнинскому игроку «Джемир», но тот не справился с обязательствами и продал салон «РРТ» за 200 млн руб. вместе с автомобилями. Около года в автограде не продавались ни Opel, ни Chevrolet, а сотни автовладельцев не могли получить на них ПТС. Чтобы расположить к себе клиентов бывших дилеров, компании пришлось взять на себя гарантийное обслуживание этих клиентов. «РРТ» публиковал статьи в местных СМИ, в которых уговаривал челнинцев не бояться приобретать бренды GM.

Фактически до осени 2010 г. филиалы были убыточными, только сегодня автосалоны, рассчитанные на 5-летнюю окупаемость, плавно наращивают продажи.

Алиса Розанова

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.