1 60,1 млрд руб. Оборот в 2009 г. Бренд КАМАЗ (KAMAZ) Владелец бренда ОАО «КАМАЗ» Владельцы компании ГК «Ростехнологии» — 37,8%, Avtoinvest Ltd — 29, 5%, Decodelement Services Ltd
1
60,1 млрд руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
КАМАЗ (KAMAZ)
Владелец бренда
ОАО «КАМАЗ»
Владельцы компании
ГК «Ростехнологии» — 37,8%, Avtoinvest Ltd — 29, 5%, Decodelement Services Ltd — 14, 9%, Daimler AG — 10%, КИМКО — 4,3%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
ОАО «КАМАЗ» начиная с 1973 г. владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 г. — комбинированным товарным знаком КАМАZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Бренд «КАМАЗ» — это ежегодный выпуск 71 тыс. грузовых автомобилей, 60 тыс. силовых агрегатов и 1,5 тыс. автобусов. Предприятие экспортирует порядка 30% объема выпуска. «Фишка» бренда — техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях — в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья. Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. «КАМАЗы» становились победителями в ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 9 раз.
Слоганы бренда
«КАМАЗ. Танки грязи не боятся!», «Технологии победителей».
2
15,1 млрд руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
Ми-8
Владелец бренда
ОАО «Казанский вертолетный завод»
Владельцы компании
ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» — 66,15%
География распространения брендированного продукта
Россия, страны Южной Америки, Африки, Европы и Азии (более 80 стран мира).
Краткое описание бренда
Ми-8/Ми-17 — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире, его эксплуатируют в 50 странах мира. В России он разрабатывался и выпускается с 1958 г., тогда еще под руководством Министерства гражданской авиации СССР. Их выпуск стал настоящим событием на рынке вертокрылой техники. Всего за эти годы выпущено свыше 12 тыс. вертолетов — 8 тыс. в Казани и 4 тыс. в Улан-Удэ.
3
6,9 млрд руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
Kama (Kama Euro)
Владелец бренда
ОАО «Нижнекамскшина»
Владельцы компании
ООО «УК «Татнефть — Нефтехим» — 61,272%, ООО «Фин — Инвест» — 6,758%, ООО «Татнефть — Актив» — 7,244%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
Автомобильные шины в Татарстане производятся с 80-х гг. Однако развал экономики в начале 90-х ударил и по шинникам. И если в 1990 г. были выпущены рекордные 12,3 млн шин, то в 1994-м — только 7,5 млн. Отсутствие маркетинговых технологий разрушало технологии производственные. То, что предлагало предприятие, не было востребовано рынком, и в результате шины приходилось отдавать дешевле сырья, из которого они были сделаны. Сегодня шины Нижнекамскшины приобретают мировые автохолдинги, в частности, Volkswagen.
Слоганы бренда
«Кама. Тишина и комфорт», «Кама. Зима нам не преграда», «Шины Кама — нам нет преград!», «Кама Euro. Точность, баланс», «Кажется, российские дороги становятся лучше».
4
5 млрд руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
«Махеевъ»
Владелец бренда
ЗАО «Эссен Продакшн АГ»
Владельцы компании
Леонид Барышев — 57%,
Вадим Махеев — 43%
География распространения брендированного продукта
Дилерская сеть охватывает более 80 регионов и областей России, страны СНГ, а также Германию и Израиль.
Краткое описание бренда
Майонезный бизнес Леонид Барышев и его друг Вадим Махеев начали осваивать, еще будучи студентами Елабужского педагогического университета в 1990-х, когда в России еще не было брендированного майонеза. Бизнесмены решили выпускать майонез под маркой «Махеевъ», так как первая фирма — ЧП «Махеев» — была зарегистрирована на одного из партнеров. Они быстро поняли, что к именным брендам в России особое доверие, и название менять не стали.
Слоган бренда
«Вкус на зависть, качество на совесть!»
5
2,45 млрд руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
POZIS
Владелец бренда
ФГУП «ПО «Завод имени Серго (POZIS) »
Владельцы компании
В 2010 г. 100% акций предприятия перейдет в собственность ГК «Ростехнологии»
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
POZIS занимает в России третье место по производству холодильной продукции. До кризиса завод эффективно реализовал собственную программу модернизации производства. Инвестиции на приобретение оборудования и технологий за 2000-2007 гг. составили свыше 640 млн руб. В 2008-м завод заявил о перепозиционировании своей продукции в более дорогой нише холодильников. Начал продвигать новый бренд — эксклюзивный холодильник Electrofrost для компании-дилера ОАО «DОМО», начал производство холодильников Hauswirt для российского представительства немецкой компании ООО «Хаузер — бытовая техника».
Слоган бренда
«Легенда российского холода».
6
2 млрд руб.*
Оборот в 2009 г.
Бренд
Sorti
Владелец бренда
ОАО «Нэфис-Косметикс»
Владельцы компании
Наталья Клячина — 28,35%,
Зайнаб Сыровацкая — 22,83%, Ирек Богуславский — 21,7%,
Зоя Самаренкина — 17,95%,
Михаил Сыровацкий — 6,3%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
Марка Sorti чрезвычайно активно рекламировалась в России в середине 1990-х, а затем пропала с телеэкранов. В истории с этим мылом до сих пор не все ясно. Кто десять лет назад владел торговой маркой Sorti и заказывал производство мыла немецкой мыловаренной компании Kappus, неизвестно. В «Нэфисе» говорят, что приобрели марку уже после того, как она несколько раз сменила хозяев, но отказываются сообщить, у кого именно и за какую сумму.
В собственности «Нэфис-Косметикс» бренд Sorti раскручивался по-новому, вложив в продвижение бренда порядка $850 тыс. Жидкое моющее средство, которое начала продвигать компания, назвали «Капля Sorti», что спровоцировало скандал — средство для мытья посуды под названием «Капля» на тот момент уже производил самарский завод «Весна». В 2002 г. Министерство по антимонопольной политике предписало «Нэфису» видоизменить рекламные материалы. Однако «Весне» так и не удалось отнять у «Нэфис-Косметикс» право писать слово «Капля» на упаковке.
Слоган бренда
«Sorti. Суперкачество по суперцене».
7
1,8 млрд руб.*
Оборот в 2009 г.
Бренд
AOS
Владелец бренда
ОАО «Нэфис-Косметикс»
Владельцы компании
Наталья Клячина — 28,35%, Зайнаб Сыровацкая — 22,83%, Ирек Богуславский — 21,7%, Зоя Самаренкина — 17,95%, Михаил Сыровацкий — 6,3%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
Бренд AOS принадлежит к премиум-сегменту российского рынка бытовой химии. Первая рекламная кампания AOS прошла летом 2002 г. В разные годы в рекламных кампаниях бренда участвовали такие звезды кино и телевидения, как Андрей Градов и Мария Шукшина. Летом 2005 г. AOS был занесен в Книгу рекордов России как самое эффективное моющее средство: одной бутылкой AOS было отмыто 9664 тарелки, что превзошло результат предыдущего рекордсмена Fairy. До 2007 г. под маркой «AOS» компания производила только жидкое средство для мытья посуды. В 2008 г. бренд стал зонтичным после выхода на рынок одноименного стирального порошка.
Слоган бренда
«AOS. Я люблю свою семью».
8
1,65 млрд руб.*
Оборот в 2009 г.
Бренд
BiMax
Владелец бренда
ОАО «Нэфис-Косметикс»
Владельцы компании
Наталья Клячина — 28,35%,
Зайнаб Сыровацкая-22,83%, Ирек Богуславский — 21,7%,
Зоя Самаренкина — 17,95%, Михаил Сыровацкий — 6,3%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ.
Краткое описание бренда
Начиная с июня 2001 г. «Нэфис» производит стиральные порошки BiMax, на долю которых приходится около 30% от объема выпуска порошков компании. В 2003 г. компания судилась с концерном «Калина», выпускающим порошки в похожей упаковке TriMax. «Нэфис-Косметикс» оценила нанесенный ей ущерб в 18,5 млн руб. и требовала уничтожить товар под маркой конкурента. Суд предписал выплатить «Нэфису» только 300 тыс. руб.
Слоганы бренда
«Сконцентрирован на результат», «Потому что я люблю свою семью».
9
1 млрд руб.*
Оборот в 2009 г.
Бренд
Mr.Ricco
Владелец бренда
ОАО «Казанский жировой комбинат»
Владельцы компании
Наталья Клячина — 44,5%,
Ирек Богуславский — 24,56%,
Дмитрий Самаренкин — 20, 51%, ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» — 6,79%,
Михаил Сыровацкий — 3,64%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ, страны СНГ, Сирия, Израиль и Германия.
Краткое описание бренда
Бренд Mr.Ricco (майонезы и кетчупы) является основной торговой маркой КЖК, его стоимость компания оценивает в $11 млн. Доля на российском рынке майонезов составляет 4,4%, доля кетчупов не раскрывается.
Слоган бренда
«Только лучшее от Mr.Ricco!»
10
931 млн руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
«Спартак»
Владелец бренда
ОАО «Спартак»
Владельцы компании
ООО «Спартак-финанс» — 90,56%
География распространения брендированного продукта 23 города России и страны СНГ.
Краткое описание бренда
Основанная в 1816 г. фабрика «Спартак» является одним из крупнейших в России предприятий по выпуску обуви. Производственные мощности позволяют выпускать около 2 млн пар обуви в год. Размер уставного капитала ОАО составляет 42,86 млн руб. Планы компании по развитию собственного бренда довольно смелые: до конца 2012 г. достичь доли рынка равной 1%, расширить розничную сеть до 200 магазинов, закрепиться на рынках СНГ и выйти на мировой рынок. Пока же компания закрепилась только на рынке производителей отечественной обуви Республики Татарстан (10%) и спецобуви по России (15%).
Слоган бренда
«Обувь «Спартак». Надежная. Наша».
11
465 млн руб.
Оборот в 2009 г.
Бренд
«Мелита»
Владелец бренда
ОАО «Мелита»
Владельцы компании
ООО «Союз меховщиков» — 95%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ.
Краткое описание бренда
«Мелита» является общепризнанным лидером по качеству изделий из меховой овчины и бобра. С 2008 г. компания «Мелита», закупив красильное оборудование более чем на 6 млн руб., выпустила продукцию из окрашенного меха. В том же году начала шить изделия из кожи. Ежегодно «Мелита» выпускает более 200 новых моделей — более 25% всех меховых изделий, изготовленных в России.
12
1 млрд руб.*
Оборот в 2009 г.
Бренд
Vesta
Владелец бренда
ОАО «Казанский завод газовой аппаратуры «Веста»
Владельцы компании
Физические лица — 38%, юридические лица — 60,65%, государство — 1,35%
География распространения брендированного продукта
Регионы РФ.
Краткое описание бренда
Казанский завод газовой аппаратуры «ВЕСТА» является одним из крупнейших предприятий — производителей бытовых газовых плит в России. Его доля — около 40% отечественного рынка плит. Бренд существует с 1958 г., за это время предприятие выпустило более 7 млн газовых плит.
Слоган бренда