Меню

Альберт Марданов: Не перестаем повторять, что «Шнейдер Электрик» - обрусевший француз

Завод «Шнейдер Электрик Эквипмент Казань» открывался под крупные проекты, которые реализуются в РТ. Но чтобы получать заказы в регионе приходится напоминать, что «Шнейдер» - «свой парень».

В  2013 г. регион «волга» возглавил Альберт МАРДАНОВ. В зоне его ответственности татарстан, Кировская область, Марий Эл, Чувашия, удмуртия. Под его руководством команда региона обеспечивает заказами заводы Шнейдер Электрик, выстраивает отношения с властью и ставит своей целью войти в крупнейшие реализуемые проекты. Больше всего их в татарстане – вся нефтянка, машиностроение, жилищное строительство.

Заклятая дружба

В россии у французской компании семь заводов, последняя сделка по приобретению екатеринбургского  предприятия «Шнейдер Электрик Урал» была оформлена в 2014 г. Два из семи предприятий построены в россии с нуля, в том числе «Шнейдер Электрик Эквипмент казань», производящий распределительные устройства среднего напряжения – ячейки SM6,  и новейшие PremSet. Он считается одним из лучших в россии – построен по всем принципам бережливого производства и может увеличить свою производительность в три раза буквально в считанные дни – был бы спрос.

- В чем состоит ваша задача как регионального президента по татарстану и республикам ПФО?

Шнейдер Электрик достаточно давно в россии, и компания традиционно разделена на несколько т.н. бизнес-юнитов. Это Partners – наша представленность в розничных точках продаж и проектах партнеров. Это подразделение Energy , которое работает по проектам распределительных сетей, на строительстве новых заводов, на реконструкции промышленных объектов. Третий бизнес-юнит – Industry (промышленность) – внедрение технологий автоматизации производств, поставка комплектующих производителям техники. Четвертое направление – IT-бизнес, развитие которого в Шнейдер Электрик началось с приобретения мирового гиганта APC. Все эти четыре подразделения сами по себе очень сильны, но ранее были довольно обособлены, что не давало клиентам воспринимать Шнейдер Электрик как единую компанию. Клиенты знали, например, что мы можем автоматизировать производство, а что поставить видеонаблюдение – об этом были не в курсе. Клиенты нашего региона сталкивались с теми же трудностями. Моя задача – донести до клиентов информацию о том, что Шнейдер Электрик может выполнять различные проекты не частично, а под ключ, предлагая комплексные решения.

- Насколько успешно вам удается это делать?

- 2013 г. для региона оказался очень удачным. регион «волга», в рамках Шнейдер Электрик в россии, вносит вклад, сопоставимый с вкладом врп региона в экономику россии страны. На 2014 г. запланирован амбициозный рост выше рынка, аналогичного двузначного роста мы добились и в 2013 г. Важно отметить, что все бизнесы поставили себе цель превысить прошлогодние результаты. В регионе есть где развернуться: модернизация объектов в нижнекамске, казани, реконструкция большого числа оборонных заводов, строительство новых заводов с участием инвестиционного капитала, увеличивается число резидентов СЭЗ «алабуга», активно развивается проект «иннополис». Кроме того, мы намерены увеличить объемы сотрудничества со всеми партнерами-щитовиками в регионе – теми компаниями, которые производят электротехническое оборудование на наших комплектующих.

- Ваши партнеры-щитовики в то же время ваши конкуренты?

- Да, в этом смысле рынок довольно интересен. Помимо того, что мы производим на наших заводах, есть большое количество локальных партнеров, которые на своих площадях производят лицензионное оборудование, либо собственное оборудование на основе наших комплектующих. Крупные партнеры в регионе – «Казаньэлектрощит», завод «Татэк», ЧЭАЗ и др. С одной стороны мы конкурируем на рынке, с другой – тесно взаимодействуем. Но можно сказать, что сотрудничество с щитовиками развивается очень продуктивно  – база для партнерства есть практически с любой компанией.

- Как может быть, чтобы вы друг другу совсем не мешали?

- Обострение конкуренции в регионе неизбежно, особенно когда речь идет о каком-то крупном локальном проекте, таком как «иннополис» например. Он - я не исключаю - будет реализован в партнерстве нескольких компаний,  на решении, включающем компоненты и оборудование различных производителей. Ведь на рынке работают и множество локальных производителей, достигших приемлемого уровня качества, и такие известные мировые производители как сименс, АВВ. Пока рынок позволяет работать не только присутствующим - приходят и новые игроки. Здесь «еще вчера» не было так много корейских производителей, тех же lg, hyundai. Все их давно знают, как производителей техники, но как поставщиков электротехнической продукции рынок узнает только сегодня. Да, их нашествие уплотняет комнату, в которой мы все находимся, но объемы пока растут у всех, прежде всего, за счет того, что россия – страна с развивающейся, растущей  экономикой. Пусть темп роста не самый высокий в мире, но потенциал для долговременного роста очень большой.

- Юго-восточные производители – это большая угроза для вас?

- Я бы не использовал слово «угроза». Скорее это реальность, актуальная не только для нас – для всех игроков рынка. На эту реальность нужно смотреть спокойно и также спокойно на нее нужно реагировать, например, снижением издержек на производство. Нельзя говорить, что эта угроза только в том, что китайцы и корейцы демпингуют. Они очень активны по в создании совместных предприятий, также как и мы, они активно работают с партнерами. Что мы предпринимаем в этой ситуации? Мы уходим от предложения только «железа»  к предложению целых комплексных решений, включающих в себя ответы на все поставленные заказчиком вопросы, удовлетворяющие все его потребности. Кроме того, мы считаем, что клиент будет все больше отдавать предпочтение решениям с хорошим сервисом. Мы хотим и готовы разделить с клиентами ответственность за работу нашего оборудования. И это находит отклик на рынке. Недавно мы услышали об этом от одного иностранного девелоперов, который намерен строить недвижимость в «Смарт Сити».

- Но одно дело - иностранные компании с планами строительства в «Смарт сити», а другое – местные покупатели, с приоритетами в экономии.

- Я не стал бы так принципиально различать подход российских и иностранных потребителей. Мы видим, что сейчас требования у  местных заказчиков во многом приближаются к иностранным стандартам. В частности, потому что в наших локальных компаниях работает много специалистов с современными представлениями о необходимом уровне качества. Мы уже давно не слышим: «главное – низкая цена». Все потребители считают не только стоимость закупки, но и стоимость эксплуатации. Нас спрашивают: сколько будет стоить эксплуатация вашего оборудования в ближайшие 25 лет, обучите ли вы мой персонал, готовы ли вы повышать их знания, как скоро приедет сотрудник сервисного отдела в случае поломки, когда мне нужно будет платить за запчасть? И это только некоторые аспекты и только по сервису. Сегодня комплексное Решение конечному заказчику могут давать далеко не все компании производители.

Никаких санкций

Когда начались известные политические события, некоторые западные компании притормозили свою работу в россии: перестали заключать новые контракты, прекратили отгрузку. Альберт МАРДАНОВ подчеркивает, что «Шнейдер Электрик» - местный игрок.  

Фото: Мария Зверева

- События, связанные с ситуацией на украине, как-то повлияли на планы и работу Шнейдер Электрик в россии и в регионе «Волга» в частности?

- Впрямую мы это не ощутили. Президент нашей компании выступал с заявлением, что интересы клиентов – прежде всего, а бизнес вне политики. Мы выполним все обязательства и будем исполнять все подписанные договоры, российский рынок в числе приоритетных и нет оснований для сворачивания каких-то проектов. Мы воспринимаем себя как локальную компанию, повторю: более 50% продукции, которую Шнейдер Электрик продает в россии, он здесь же и производит, кроме того,  почти все сотрудники компании, а их сегодня более 12 000 в стране –  граждане россии.

- Представители власти тоже воспринимают вас как локальную компанию?

-Мы не устанем это повторять.. Компания Шнейдер Электрик в татарстане уже состоявшийся инвестор и активно сотрудничает с Агентством Инвестиционного Развития , участвует в создании благоприятного образа республики в глазах иностранных инвесторов. При этом  мы сами иногда начинаем испытывать трудности субъективного характера, когда нас вдруг начинают воспринимать как «иностранную компанию» со всеми вытекающими «недостатками». Сейчас мы активно работаем с партнерами над проектом «иннополис», при этом в татарстане не много местных специалистов, которые знают, почему один город можно называть «умным», а другой – нет. Но выиграть проект, даже обладая такими знаниями, сложно. Государство – это не один человек. Создав концепцию энергообеспечения  города и способствовав ее воплощению  в рабочей документации, мы очень надеемся, что целостная идеология, лежащая в основе нашего решения, окажется востребована и будет реализована. Мы не стремимся в каждом проекте непременно присутствовать своим оборудованием. Нет. Как я говорил, у нас есть много партнеров, разные варианты сотрудничества с ними, но нам важно, чтобы в каждом конкретном проекте сохранилось самое главное – наше решение, основанное на передовом опыте и новейших разработках, призванное решить главную потребность заказчика – максимум возможностей при минимальном потреблении энергии. Ведь если потребление электроэнергии в мире будет продолжаться такими же темпами, к 2030 г. ее производство должно будет увеличиться в два раза. Если это делать традиционными методами, выбросы СО2 увеличатся в разы, что погубит нашу планету. Мы предлагаем решения, позволяющие удовлетворить растущий спрос на энергию без вреда для окружающей среды.

- Может, рынок не дорос до тех решений, что вы предлагаете?

- Нет, интерес на рынке огромный. Очень активно развивается наше направление по продаже услуг энергоменеджмента . В татарстане принята и успешно реализуется программа энергосбережения, исполнение которой контролируется на федеральном уровне. татарстан находится на верхних строчках в рейтинге регионов россии по темпам снижения потребления энергии на единицу выпускаемой продукции. Почти каждое здание в татарстане уже получило паспорт энергоаудита. Но это лишь первые шаги на пути к энергосбережению в сфере жкх, впереди установка дополнительного оборудования и другие необходимые меры.  Еще более важна эта тема для промышленных предприятий. тарифы на энергию сегодня заморожены, но не факт, что они не вырастут в будущем,  и в этой ситуации, когда предприятие не может постоянно увеличивать цену на свою продукцию, единственной возможностью повышать рентабельность будет снижение издержек на единицу продукции. Затраты на энергию составляют весомую часть этих издержек.

- И вам интересен этот рынок?

- За этим бизнесом будущее. Уже сейчас рост оборота по этому направлению бизнеса во много раз превышает рост в традиционных направлениях по региону «волга». Мы готовы предложить в развитии полный энергоаудит предприятия,  наши рекомендации в первую очередь касаются режима потребления, модернизации оборудования, мониторинга расходов, который, как показывает мировой опыт, дает экономию от 3 до 7%. А в стоимости продукции любого металлургического или нефтеперерабатывающего завода до 30% себестоимости – это стоимость энергии. При этом производитель вынужден сдерживать рост цен на свою продукцию. Это только кажется, что все кругом дорожает. Да, конкретный автомобиль в этом году на 10% подорожал, но в этом же году появилось пять бюджетных марок, низкая цена которых во многом обусловлена снижением издержек на производство.

- Для Шнейдер Электрик это относительно новое направление?

- В россии мы развиваем его два года. В европе, разумеется, все началось значительно раньше. В прошлом году был основан департамент во главе с иностранным специалистом, который развивал данное направление в европе. Уже сегодня в портфолио довольно крупные реализованные проекты по повышению энергоэффективности нефтеперерабатывающих и металлургических заводов, крупного авиационного узла и Центра обработки данных.

- Эта услуга более востребована крупным бизнесом?

- Пока да. В первую очередь не из-за того, что крупный бизнес в состоянии заплатить за работы по повышению энергоэффективности, а потому что этот бизнес несет колоссальные расходы на энергоносители, которые нужно сокращать.

Кадры под присмотром

До работы в компании «Шнейдер Электрик Эквипмент казань» Альберт МАРДАНОВ строил карьеру в нескольких западных компаниях: Hilti, ThyssenKrupp AG. Атмосфера в Шнейдер Электрик с его слов одна из самых демократичных и дружелюбных. В компании действуют множество специальных программ, направленных на развитие компетенций у сотрудников, способствующих личностному и карьерному развитию персонала.

Фото: Мария Зверева

 - Для производственных компаний характерна проблема кадров. Как вы боретесь за престиж профессии инженера и монтажника?

- Дефицит кадров есть – мы растущая и развивающаяся компания. Нам постоянно приходится брать новых людей. И, к сожалению, рынок сейчас не предлагает хорошо подготовленных сотрудников в достаточном количестве. Например, не всегда удается найти сотрудников, которые  владеют иностранным языком. Для нас как международной компании это необходимо, потому что мы очень тесно коммуницируем с нашими коллегами за рубежом. Кроме того, у нас есть возможность отправлять сотрудников на обучение и тренинги, а человеку, не владеющему языком, не удастся воспользоваться этой возможностью. Но я не сказал бы, что есть непреодолимая проблема с набором людей. Работа в Шнейдер Электрик престижна и хорошо оплачивается, в том числе и на заводе, мы всегда получаем много откликов на любую вакансию и что важно, к нам хотят на работу именно молодые люди. Пару раз я проводил интервью с ребятами, которые хотели с позиции на заводе ШЭЭК продвинуться по карьерной лестнице в коммерческом департаменте Шнейдер Электрик.  Даже в случае отказа они не были готовы расстаться с компанией, Приоритет – остаться работать в Шнейдер Электрик, так что можно смело утверждать, что наша компания – хороший работодатель с хорошей репутацией.

- Как вы этого добивались?

- Мы прилагаем очень много усилий, чтобы удерживать кадры. Если вы не будете удерживать своих талантливых сотрудников, если не будете стараться делать работу привлекательной для них, они уйдут. И вы снова будете искать. Рынок «перегрет» предложениями.   В этих условиях многие компании пытаются решить свои проблемы привлечением иностранных специалистов, потому что часто выгоднее привезти специалиста из чехии, польши или венгрии, поскольку там безработица среди специалистов очень высока. Эти люди с большим желанием едут в россию. Но это не выход из положения, для нас слишком дорого обходится текучесть кадров, мы вкладываем много сил и средств в обучение. Мой приход в компанию как человека со стороны – это не совсем типичная история для Шнейдер Электрик. Компания в первую очередь стремится обеспечивать рост кадров внутри, и для этого есть очень много программ и тренингов. Наши сотрудники, и я в том числе, каждый год проходят собеседование со своим руководителем, выстраивают цели по профессиональному и личностному развитию на следующий период. Руководитель со своим сотрудником оценивают продвижение за год, подводят итоги, которые влияют на карьерный рост и зарплатные изменения. Так что мы очень внимательно смотрим – кто дальше поведет эту компанию, насколько ему комфортно работать в нашей команде.  Компания Шнейдер Электрик стремится соответствовать современным требованиям по охране окружающей среды, мы уходим от бумажного документооборота, признаем современные тенденции - не идем наперекор желанию молодых общаться через гаджеты и социальные сети. Если человек привык работать с использованием своего личного мобильного устройства, мы идем на то, чтобы «начинить» его всем необходимым для успешной работы сотрудника на своей позиции. Мы очень бережно относимся к привычному окружению человека.

- Для некоторых западных компаний ведь напротив очень характерно выстраивать почти сектантскую корпоративную культуру …

- западные компании очень разные. Они могут быть строже или мягче, но всегда ориентированы на людей. И лично я предпочел бы, чтобы мои дети работали в компаниях с западным менталитетом и менеджментом. Я работал в компаниях с разной степенью активного влияния на сотрудников, где-то жестко требовалось присутствие на тренингах по корпоративной культуре, в других компаниях это достигалось путем мягкого привлечения сотрудника к корпоративным ценностям. Но в конечном итоге это делалось лишь для того, чтобы людям было комфортнее друг с другом работать. В Шнейдер Электрик процессы командообразования  не бюрократизированы. Построение команды из людей схожих ценностей здесь производится на этапе подбора сотрудников. Создан и успешно работает институт HR-бизнеc партнеров. У каждого сотрудника есть такой партнер, который с точки зрения бизнеса понимает, какие затруднения и вопросы у человека возникают и, главное, помогает эффективно справится с возникшей проблемой.