По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в целом 80% жителей России поддерживают проект создания сети высокоскоростных железнодорожных магистралей. Такие данные были озвучены 20 февраля на пресс-конференции в Москве, посвященной перспективам ВСМ.
В опросе, проведенном ВЦИОМ, приняли участие жители 138 населенных пунктов из 46 субъектов страны, в том числе в субъектах, где планируется прохождение высокоскоростных магистралей Москва - Екатеринбург, Москва - Адлер и Москва - Санкт-Петербург. Причем на территориях, на которых планируется проложить ВСМ, развитие нового типа транспорта поддерживает 85% местных жителей.
"Какой транспорт сегодня предпочитают россияне? На первом месте по предпочтениям находится железнодорожный транспорт - им пользуются 38% россиян, 30% отдают предпочтение - междугородному автобусному сообщению, 25% - автомобилям и 7% - самолетам. Это по стране в целом, а на территории прохождения ВСМ предпочтение железнодорожному транспорту выше: почти две трети 64% пользуются железными дорогами, - отметил в своем выступлении генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Основные причины, по которым россияне выбирают для путешествий железнодорожный транспорт - это финансовая доступность, комфорт и экологичность".
По данным ВЦИОМ, проекты ВСМ находят поддержку и среди экспертного сообщества (были опрошены 30 экспертов из числа ученых, представителей СМИ, представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти). Основные аргументы в пользу развития современного вида транспорта: повышение качества жизни населения, сокращение временных затрат на перемещение, повышение инвестиционной привлекательности регионов, активизация бизнес-связей и повышение туристического потенциала городов.
Пилотным проектом таких дорог, как сообщалось, должен стать участок Москва - Казань.
Напомним, что в 2013 году в соответствие с поручением правительства по заказу ОАО «РЖД» проектным институтом Ленгипротранс в 2013 году было разработано обоснование инвестиций строительства высокоскоростных магистралей Москва - Адлер и Москва - Екатеринбург, проходящих по территории 17 субъектов РФ. Работы проведены с привлечением 40 ведущих научных строительных организаций как российских, так и зарубежных. Их результаты позволяют сделать вывод об окупаемости и эффективности проекта ВСМ, как для государства и инвесторов, так и для ОАО «РЖД». Совместно с региональными властями были определены места остановок высокоскоростных поездов. Кроме того, был определен пилотный проект, на котором будут реализовываться высокоскоростные технологии - это участок Москва - Казань трассы Москва - Екатеринбург. Такой приоритет был сделан с учетом укрепления межрегиональных связей и потребности развития регионов.
"Население регионов, через которые проходит первый участок - это порядка 20% всего населения страны. И, конечно же, реализация столь крупного инфраструктурного проекта существенно повлияет на валовый региональный продукт и региональное развитие", - отметил на пресс-конференции первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.
Он также напомнил, что пилотный проект Москва - Казань объединяет 6 крупных регионов и предполагает остановки высокоскоростных поездов в таких городах как Ногинск и Орехово-Зуево в Московской области, Петушки, Владимир и Ковров во Владимирской области, Дзержинск и Нижний Новгород в Нижегородской области, Чебоксары (Республика Чувашия). В результате все эти города получат дополнительный импульс в развитии.
Протяженность участка ВСМ Москва - Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км в час, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, а до Казани - 1,5 часа. Ежегодный пассажиропоток на линии оценивается в 10,5 млн человек к 2020 году.
Как отметил научный руководитель Фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев, планируемые линии ВСМ объединяют практически все основные агломерации расположенные южнее и восточнее Москвы, расположенные друг от друга в пределах 300 км. На таких расстояниях авиация не дает экономии времени, и только высокоскоростные поезда обеспечивают двухчасовую доступность между городами, способствуя развитию агломераций и объединения их единой транспортной системой.