Меню

Татарстанский бизнес предлагает направить мусоропереработчиков на «четыре стороны»

Предприниматели Татарстана противятся приходу на рынок мусоропереработки единого оператора. Спор идёт о миллиардных оборотах. Бизнес предлагает поделить территорию, чтобы не создавать монополию.

Сегодня в Казани прошла встреча бизнес-омбудсмена республики Тимура Нагуманова и министра экологии Татарстана Фарида Абдулганиева с предпринимателями, которые не знают, что им делать после прихода на рынок мусоропереработки единого оператора.

С 1 января 2016 года в отрасли обращения с отходами наступили перемены - федеральным законом субъекты страны обязали создать территориальные схемы и определиться с региональным оператором, который будет ответственен за переработку мусора на каждом участке, что, по мнению предпринимателей, приведет к уходу с рынка большинства бизнесов.

Процесс принятия нормативных актов для регулирования рынка переработки отходов в Татарстане затянулся, признался Нагуманов. Для того, чтобы в республике заработал региональный оператор, который будет вести переработку всего мусора в республике, еще не приняты «правила игры».

Пока для выработки решений нужно время, говорит бизнес-омбудсмен. Вопрос рассматривается участниками проектной группы в рамках Совета по предпринимательству при президенте республики. Работают над ним предприниматели вместе с министерством строительства и министерством экологии, но к единому видению пока они не пришли.

Министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев, который отвечал на вопросы бизнесменов в проекте «Бизнес и власть: откровенный разговор», сказал, что министерство разрабатывает модель по работе с теми или иными операторами по территориальной схеме.

Министр, в отличие от бизнес-омбудсмена, считающего проблему – как в таких условиях сохранить конкуренцию и малый бизнес в переработке мусора, главной, уверен, что «работы на рынке хватит всем».

«Я думаю, что работы хватит всем, потому что рынок огромен. Этот  рынок имеет положительную динамику, он растет. Мы понимаем, что, чтобы система правильно заработала, в нее должны быть вовлечены масштабные слои бизнеса и капитала. Мы уверены, что здесь будут вовлечены представители малого и среднего бизнеса. Этот процесс, это не только утилизация, это и перевозка, и сбор, и селективный сбор. Работы всем хватит, безусловно», - ответил Абдулганиев на вопрос журналистов.

Напомним, с 1 января 2016 года в силу вступили изменения в ФЗ №458 «Об отходах производства и потребления», по которым каждый регион должен создать территориальную схему и выбрать регионального оператора, перерабатывающего весь мусор.

Предприниматели заявили о своих опасениях - закрытия большого числа малых и средних предприятий, занятых в этой сфере бизнеса, после принятия изменений, еще на встрече с президентом Рустамом Миннихановым на Совете по предпринимательству в марте.

Поправки без нормативных актов на уровне субъекта не работают, процесс должен завершиться до конца 2016 года.

Как сохранить конкуренцию?

«Конечно, один из основных вопросов – как сохранить конкуренцию. Нужно понять, как сделать так, чтобы те решения, которые будут приняты, были бы более эффективными для республики, для жителей, для бизнеса, и как сохранить малый бизнес в этой сфере. Могу сказать, что решения всех этих вопросов существуют, но, чтобы их «обточить» и прийти к определенному единому пониманию всей картины в целом требуется время», - сказал бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов.

Как говорит Фарид Абдулганиев, рассматриваются различныем модели создания территориальной схемы. В школе «Сколково», где он проходил обучение, предлагалось создать модель для трех операторов. Единственная и наиболее проблемная часть – как сохранить единый тариф на всей территории Татарстана.

И сложность в том, что условия должны быть одинаковыми и для Казани, где рынок таких операторов разноообразен, и для деревни из 16 дворов.

По данным, озвученным на первом заседании Совета по предпринимательству при президенте Татарстана, ежегодно в республике образуется более 10 млн тонн отходов. Большая часть из них - промышленные. Общая площадь полигонов в Татарстане составляет 360 га. По словам Абдулганиева, все они сейчас переполнены.

Север, юг, запад, восток

Предприниматели категорически против создания на рынке монополиста, который будет заниматься контролем всего бизнеса по переработке ТБО в Татарстане. Как говорит председатель правления Ассоциации организаций, занятых в сфере обращения с отходами, Рамиль Исмагилов, заявления о том, что работы хватит всем – это только общие слова.

На основании зарубежного опыта Ассоциация выдвинула предложение – создать по нескольку крупных региональных операторов на местах, с которыми малый бизнес сможет «договорится».

«Я изучал очень много международных примеров – и немецкий, и голландский подход. Они всегда говорят один принцип – должен работать север, юг, запад, восток. То есть, такие организации должны находится в разных частях города. Ведь все говорят, что тариф нельзя повышать, а никто не говорит, как это делать.

Я говорю, что только после того, как четыре оператора в Казани будут работать, тогда буде живая конкуренция и тариф не будет повышаться. Мы будем находит другие источными для того, чтобы наша рентабельность не падала», - заявляет Исмагилов.

В качестве четырех компаний он предлагает оставить нынешних крупных игроков - Казанская экологическая компания, ПЖКХ, «Мехуборка» и «ПЭК». Нужно, чтобы в Казани было четыре оператора, в Набережных Челнах и Альметьевске – обязательно по три, вообще, во всех крупных городах – не меньше трех компаний.

«Как раз, не ломая этот рынок, к ним присоединятся остальные малые предпнриятия. С этими компаниями можно будет вести диалог, договариваться. Малому бизнесу понравится это предложение «четырех», а не одного. А компании нужен выбор – если кто-то предложил невыгодные условия, он к остальным трем пойдет», - говорит предприниматель.

Директор компании «Экосфера» Эдуард Антонов считает, что неправильным было бы пускать на рынок частного инвестора.

«Этот путь уже проходили немецкие города – Дюссельдорф, Гановер, где на место ГЧП затем пришла государственная компания. Государство хоть каким-то образом сможет контролировать эту сферу, а если придет частник, то создастся очередная монополия», - говорит Эдуард Антонов.

Переработка мусора в России – это «голубой океан»

Министр экологии и природных ресурсов Татарстана Фарид Абдулганиев считает, что вопрос с татарстанским региональным оператором «вскрыл» главную и лежащую в основании всех споров проблему – в России сейчас просто нет рынка переработки бытовых отходов. С этим согласились и участники встречи «Бизнес и власть: откровенный разговор».

«Месяц назад я встречался с современной компанией в Сингапуре. Я спросил, что вы дальше делаете с селективным мусором (собранным отдельно по происхождению материала – DK.ru)?

Они ответили, что, как только они собрали селективный мусор и отправили остатки на мусоросжигающий завод, то калорийность этого продукта сильно падает. Мусор получается невыгодно сжигать, так как он начинает плохо гореть и затраты на топливо дорожают.  И какой суммарный эффект от селективного сбора? Они ответили, что это не очень сильно востребовано», - говорит министр.

В России же, где мусор организованно раздельно вообще не собирается, сейчас просто «голубой океан» в переработке отходов. В эту среду, как он считает, и нужно вовлекать малый и средний бизнес, который, конкурируя между собой, сформирует здоровый рынок. Рынок, в свою очередь, создаст «правила игры» и выгодные для бизнеса условия работы между собой и государством.

Малый и средний бизнес, по его словам, может подключиться к работе с момента сбора, транспортировки и сортировки мусора.