Меню

Чего ждать и бояться - эксперты ДК о самых важных изменениях в законах

В 2013г. вступило в силу немало актов, способных сильно влиять на работу бизнеса. Самые масштабные позитивные изменения происходят в Гражданском кодексе, а Налоговый, напротив, ухудшит положение.

В проекте «Главные законы для бизнеса» «ДК» с помощью юристов составил список наиболее резонансных нормативных актов, которые несут бизнесу угрозы и возможности. Известность их в бизнес-сообществе часто невысока.

 

Налоговые проверки и заказные дела

Самые большие опасения у юристов вызывают изменения в налоговом законодательстве, особенно в части расширения полномочий налоговых органов. В частности, налоговые органы имеют право истребовать документы вне рамок проверок, а в рамках проверок проводить осмотр территории, помещений, документов и предметов. Ужесточение контроля со стороны налоговых органов выразилось и в том, что с 1 января 2013 г. банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии не только счетов, но и вкладов и остатков средств на счетах, вкладов не только организаций, ИП, но и физлиц. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщиков не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы (договоры, счета-фактуры и прочие первичные документы) по сделкам с контрагентами, попавшими под финансовый контроль. Кроме того, теперь недоимку, возникшую по итогам налоговой проверки, смогут взыскать не только с компании-должника, но и со счетов зависимых компаний (дочерних и наоборот).

«Новые полномочия налоговых органов будут настолько обширными, что камеральные проверки, по своей сути, станут равноценны выездным. Фактически мы вернемся к тем прекрасным для фискальных органов временам, когда можно было загружать налогоплательщиков неподъемными требованиями о предоставлении документов, не дожидаясь выездных проверок. Таким образом, данные изменения, изначально направленные на борьбу с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов, ударят и по добросовестным плательщикам», — сообщила «ДК» заместитель директора «АНП Зенит» Юлия ЗАЗДРАВНАЯ.

Предпринимателей тревожит информация о расширении полномочий налоговых органов. «Это беспредел силовиков. Это опять прямой путь к рейдерским захватам, использование правоохранительных органов как инструмент давления на бизнес. Возвращение в лихие 90‑е под предлогом нераскрываемости преступлений», — сказал директор по развитию «Синтекс» Максим СПЕРАНСКИЙ. «Мы сами столкнулись с расширением полномочий налоговых органов. Стали уже проводить проверки, дополнительные документы запрашивать. Раньше было понимание, что человек на «вмененке» не должен вести бухгалтерский учет. Это было своего рода послабление. А сейчас, даже если человек находится на «вмененке», налоговая имеет право запросить у него какие‑то документы. И люди на этом уже обжигались», — сообщил директор ООО «Реверс», руководитель комитета по транспорту НП «ЛАТ» Сергей Сотников. «Не радуют проверки налоговиков. Я уже это проходил буквально год тому назад, да и в 90‑е тоже. Радости в этом нет. Повторяемся», — добавляет гендиректор Казанского экологического комплекса Рамиль ИСМАГИЛОВ.

А вот изменения в Уголовном кодексе способны порадовать бизнес — вступила в силу поправка, которая призвана защитить честных предпринимателей от недобросовестных конкурентов и органов власти. Новелла заключается в переводе таких преступлений, как «мошенничество», «присвоение или растрата», и «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» из категории дел публичного обвинения (которые могут возбуждаться следственными органами на основе собранных ими данных и по собственному усмотрению), в категорию «частно-публичного обвинения» (когда дела могут заводиться только при наличии заявления потерпевшего). «Таким образом, законодатели отреагировали на жалобы предпринимательского сообщества о том, что правоохранители с помощью этих норм «кошмарят» бизнес, вмешиваясь в гражданско-правовые отношения, заводя заказные уголовные дела и подчас занимаясь неприкрытым вымогательством», — считает Тимур САБИТОВ, директор департамента гражданского права юридического агентства «ЮНЭКС».

Однозначно положительную реакцию у юристов вызывает реформа Гражданского кодекса (ГК), которая должна приблизить стандарт российского права к международному. «Один из ожидаемых эффектов от реформы гражданского права — повышение конкурентоспособности отечественного законодательства по сравнению с другими юрисдикциями. Особенно, когда речь идет о заключении сделок с активами, — рассказывает управляющий Поволжской дирекцией юридической фирмы VEGAS LEX Александр ВЯЗОВИК. — Ни для кого не секрет, что в последние годы для таких договоров стороны все чаще выбирают иностранное право, предоставляющее им большее количество вариантов структурирования сделки, более приспособленное к современным экономическим условиям».

В ГК уже внесены изменения, связанные с защитой участников оборота от злоупотреблений правом недобросовестных лиц, изменением порядка госрегистрации сделок, введением норм, ограничивающих возможность их оспаривания и др. Ожидаются изменения норм о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, ответственности участников по обязательствам организации, регулировании в области защиты интеллектуальной собственности.

 

Еще ближе к политике

Демонстрация государством желания поддержать бизнес выразилась в том, что в мае 2013 г. вступил в силу закон об Уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен может оспорить в суде ненормативные акты, решения, действия и бездействие большинства госорганов и чиновников, обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, представлять интересы групп предпринимателей в суде и др. После вступления в силу федерального закона по всей стране появились и региональные омбудсмены, в Татарстане им стал Тимур Нагуманов, экс‑глава Дрожжановского района. Экспертов-юристов, правда, волнует наличие реальных инструментов по защите прав бизнеса у уполномоченного. «У бизнесменов появляется еще один инструмент защиты своих законных интересов, хотя явная ограниченность ресурсов омбудсмена может нивелировать эффективность данного инструмента в масштабах всей страны», — полагает Александр Вязовик.

Говоря о взаимодействии бизнеса и государства, нельзя не упомянуть и долгожданные изменения в области государственно-частного партнерства. У предпринимателей появилось законное право заключать контракты жизненного цикла: в этом случае инвестор получает деньги не от пользователей возведенного им объекта (как, например, это происходит на платных автодорогах), а от публичного субъекта (муниципалитета, регионального правительства), который заинтересован в возведении или модернизации объекта (например, водопровода). Правда, пока это новшество касается только области автодорожного строительства и ЖКХ.

 

Без арбитража будет хуже

Упразднение Высшего Арбитражного Суда (ВАС) уже решенный вопрос, Татарстан и Кабардино-Балкария уже направили в Госдуму свои отзывы о реформе — в обоих регионах за объединение арбитража с Верховным судом. А вот юридическое сообщество воспринимает упразднение ВАС скорее негативно. «Это связано, в частности, с тем, что Европейский суд по правам человека высказывался о Верховном суде РФ, как о неэффективном инструменте внутригосударственной защиты прав», — отмечает Константин ЕГОРОВ, директор «Стройкапиталконсалтинг».

«ВАС РФ длительное время вел деятельность по упорядочению судебной практики по разрешению коммерческих споров. При этом за основу брались лучшие зарубежные примеры, последние наработки отечественных ученых-правоведов. Часто этот суд вставал на защиту интересов бизнеса, даже когда речь шла о конфликтах с государственными органами, оставаясь последней надеждой для многих компаний. Сейчас нельзя однозначно утверждать, что все это будет утрачено. Но вероятность этого велика — у Верховного суда своя специфика и подходы», — считает Александр Вязовик. Ухудшения ситуации опасаются и в татарстанском УФАС, хотя пока совершенно непонятно, как реформа будет реализована в регионах, и сообщество заняло выжидательную позицию.

 

Бизнес проведут по картам АСИ

Логику принятия тех или иных законов проще понять, если ориентироваться на стратегические планы государства. Агентство стратегических инициатив (АСИ) готовится к 2018 г. ввести Россию в число стран с наилучшими условиями для бизнеса. Для этого в АСИ разработаны "дорожные карты" - комплексы мер по улучшению делового климата. За ориентир взят рейтинг Всемирного банка Doing Business. В прошлом году Россия заняла в нем 112 место, а в этом - 92-е. К 2018 г. страна должна войти в Топ-20. Примечательно, что места в Doing Business определяются на год вперед, и результаты рейтинга 2013 г. действительны весь 2014-й г.

Подготовила Наталия Федорова

 

РЕЙТИНГ ВАЖНЕЙШИХ ЗАКОНОВ ДЛЯ БИЗНЕСА 2013/2014