Количество дилеров КАМАЗа в Санкт-Петербурге может сократиться из-за пересмотра компанией ценовой политики и ужесточения требований к дилерам в части соответствия фирменному стилю и по объему продаж.
дилерами, где стало известно, что руководство предприятия заявило об ужесточении требований к дилерам, пишет сегодня «Коммерсант в Санкт-Петербурге». Особое внимание будет уделяться соответствию дилерских центров фирменному стилю компании. Помимо внешнего облика салонов, обязательным условием для дилеров является наличие собственной станции техобслуживания и магазинов оригинальных запасных частей.
Сегодня в городе работает шесть дилеров КамАЗа. По оценкам специалистов, минимальные затраты только на приведение одного внешнего вида салонов в соответствие с новыми требованиями составят как минимум 500 тыс. руб. Далеко не у всех петербургских дилеров КамАЗа есть такие свободные средства в обороте, отмечают сами участники рынка. Эксперты считают, что ряд компаний не пройдет аттестацию и, соответственно, не сможет сохранить за собой право официально продавать автомобили КамАЗ. По оценкам участников рынка, сегодня в Петербурге требованиям производителя соответствуют лишь три из шести компаний.
«Наши отношения с дилерами базируются на соглашениях, которые с ними заключаются. В них прописываются все условия сотрудничества. Если кто-то из дилеров не соответствует этим требованиям, соглашение расторгается», - сообщил директор департамента по связям с общественностью ОАО «КамАЗ» Олег Афанасьев. Впрочем, представитель предприятия подчеркнул, что намеренно сокращать дилерскую сеть компания не планирует.
Представитель компании «Грузомобиль» отмечает, что за последние несколько лет доля Петербурга в общероссийском объеме продаж марки снизилась в два раза. Это связано с появлением на рынке китайской техники и доступных европейских брендов, таких как MAN и Ford.
Азат Тимерханов, аналитик агентства «Автостат», отмечает, что, по данным регистрации новых автомобилей за восемь месяцев 2012 г., в Петербурге было зарегистрировано 595 новых автомобилей КамАЗ, что на 7,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в России регистрация новых КамАЗов за отчетный период увеличились на 4,1%, до 22 546 единиц. Таким образом, доля города составляет 2,6% от общероссийских регистраций марки.
По данным КамАЗа, по итогам девяти месяцев этого года через дилерскую сеть на российском рынке было реализовано 18,6 тыс. грузовых автомобилей, что на 6% выше уровня соответствующего периода прошлого года.
Доля КамАЗа, по оценкам самой компании, на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн, по итогам шести месяцев 2012 года составила 36,5% против 39,1% того же периода прошлого года.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» полагает, что позиции КамАЗа на рынке грузовиков можно сравнить с позициями АвтоВАЗа на рынке легковых автомобилей — они «железобетонные». «Доля российского рынка грузовиков, принадлежащая иностранным производителям, увеличилась, но она размазана тонким слоем между множеством марок. КамАЗ все равно лидирует — и по числу проданных машин за всю свою историю, и по степени узнаваемости марки среди потребителей, и по уровню организации послепродажного сервиса и снабжения запчастями и комплектующими», — говорит г-н Баранов.
Согласно отчетности компании по РСБУ, выручка КамАЗ за первые шесть месяцев 2012 г. составила 40,124 млрд руб., увеличившись на 38,05% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост выручки в компании объясняют повышением спроса на грузовые автомобили.