Меню

Что мешает казанскому бизнесу развиваться через Интернет

Обсуждение перспектив интернет- торговли непроизвольно возникало на двух предыдущих встречах Дискуссионного клуба журнала «Деловой квартал». Поэтому мы решили посвятить этой теме отдельное мероп

Все больше компаний пытается использовать онлайн-пространство для увеличения продаж. Одни открывают собственные интернет-магазины, другие участвуют в аукционах на уже существующих площадках. Но популярности электронная коммерция пока не приобрела.

Участники
Надежда Борисова директор казанского филиала HeadHunter
Наиль Галеев исполнительный директор «Бизнес Online»
Александр Гуров руководитель электронной торговой площадки ONLINECONTRACT.RU
Дмитрий Демидов руководитель компании «Матрица»
Радик Ибрагимов директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N .V.
Александр Каспин владелец проекта «Восторг в подарок.ру»
Сергей Маямсин коммерческий директор «Смарт-Медиа»
Эмиль Минлибаев владелец стрелкового клуба «РОБИН ГУД»
Рамиль Миннизянов коммерческий директор электронной торговой площадки ONLINECONTRACT.RU
Игорь Окунев коммерческий директор компании «РБС»
Ильдар Орлов соучредитель казанского офиса Антикризисного расчетно-товарного центра (АРТЦ)
Алексей Соколов руководитель отдела электронной коммерции компании DOMO
Семен Фролов владелец проекта ЕДАКИ.RU
Наталья Штеле главный редактор журнала «Деловой квартал»

Обсуждение перспектив интернет- торговли непроизвольно возникало на двух предыдущих встречах Дискуссионного клуба журнала «Деловой квартал». Поэтому мы решили посвятить этой теме отдельное мероприятие, на которое пригласили представителей компаний, работающих в электронной коммерции.

Интернет-аукционы: можно дешевле, но без гарантии
Разговор начали с обсуждения электронных аукционов. Этот инструмент активно продвигается как Агентством по госзаказу РТ, под его эгидой работает электронная товарно-информационная система (ЭТИС), так и частными компаниями.
По запросу заказчика на электронной площадке организуется аукцион, где в качестве поставщиков может поучаствовать и малый, и крупный бизнес. «Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену. Благодаря такой живой конкуренции стоимость товара оказывается в среднем на 10% ниже среднерыночных»,— отмечает Александр Гуров, руководитель электронной торговой площадки ONLINECONTRACT.RU.
Аукционы по корпоративным закупкам он организует уже два года и отмечает, что на сегодняшний день участниками торгов являются более 5 тыс. компаний, среди которых не только казанские фирмы, но и представители других российских регионов. Оборот площадки за время ее существования превысил 11 млрд руб.
Основным достоинством электронных торговых площадок г-н Гуров считает возможность обработать большое количество предложений.
На вопрос модератора Дискуссионного клуба Натальи Штеле о том, как обеспечивается честный исход торгов, Александр Гуров ответил, что участники в процессе аукциона видят только коды друг друга. «Заказчик получает названия компаний уже после выбора победителя,— поясняет эксперт.— И если выигравший поставщик вызывает недоверие, покупатель вправе поручить ему лишь пробную часть заказа».
На ONLINECONTRACT.RU. все сделки проходят в форме «товар-деньги». Обменяться продукцией бизнесмены могут на площадке Антикризисного расчетно-товарного центра (АРТЦ). Ильдар Орлов, соучредитель и старший менеджер казанского офиса, отметил, что идея центра— помочь компаниям, столкнувшимся с проблемой нехватки ликвидности. Ограничений по участию в сделках нет. Все предложения участников заносятся в систему, и сотрудники центра уже сами выстраивают товарно-обменную цепочку.
В ближайшем будущем АРТЦ планирует создать собственную расчетную палату и ввести новую услугу— финансирование сделок на комиссионной основе. Эта услуга для тех, кому необходим отложенный платеж. По словам г-на Орлова, каждый контрагент, участвующий в сделке, будет платить центру комиссионные в 1-3% в зависимости от сделки. И в определенные сроки возвращать сумму сделки центру.
Участники Дискуссионного клуба с интересом отнеслись к рассказу коллег о торговых площадках, но озадачились вопросом гарантий поставок. «Гарантии прописываются в договоре, заключенном по итогам торгов,— разъясняет Александр Гуров.— А мы контролируем серьезность намерений поставщиков на этапе допуска к аукциону. Все они оплачивают обеспечение заказа в пределах 1% от суммы сделки».
Ильдар Орлов пообещал, что гарантийное обеспечение в АРТЦ появится с созданием расчетной палаты. «Будет аналогичная схема, каждый контрагент сделки также будет платить обеспечение во исполнение обязательств. И в случае нарушения мы оштрафуем поставщика на всю величину обеспечения. Пока же Центр контролирует риски контрагентов собственными силами. «Проверяем наличие товара, прежде чем предлагать покупателю. От покупателя просим предоплату на собственный расчетный счет, прежде чем отправить ему товар»,— говорит г-н Орлов.
В Сети продают впечатления и удовольствия
Если говорить об интернет-магазинах, то их большая часть продает развлечения. Эмиль Минлибаев, владелец стрелкового клуба «РОБИН ГУД», с марта этого года реализует через Интернет снаряжение для стрельбы из лука и арбалетов, а также бизнес-идею, как заработать на арбалетных тирах. Именно предложением бизнес-идеи он и привлек внимание потенциальных покупателей. «Луки и арбалеты — товар специфичный, и сам по себе спросом не пользовался, поэтому мы сначала стали размещать статьи, а позже и бизнес-план создания лучно-арбалетного тира. Когда люди начали проявлять интерес к идее, они стали покупать и оборудование»,— рассказывает эксперт. Так интернет-магазин стал приносить доход— сегодня по России работают уже 50 клубов. Для большинства их владельцев, как и для г-на Минлибаева, это занятие— хобби и дополнительный заработок. По словам эксперта, интернет-продажи в Казани идут гораздо медленнее, чем в других городах России. Наибольшую активность он видит в северных городах— Хабаровск, Нижневартовск.
Другой «праздничный» бизнес в Интернете организовал Александр Каспин, владелец проекта «Восторг в подарок.ру»: «Мы сразу начали работу с интернет-магазина, в котором продавали товар под собственным брендом— подарочные сертификаты, дающие право на выбор одного из видов отдыха».
Довольно много в Казани информационных проектов. Кроме электронных газет, зарабатывающих на рекламе, есть сайты, предлагающие посреднические услуги. Например— ЕДАКИ.RU. На портале собраны предложения городских ресторанов и кафе. Посетителям предлагают ознакомиться с меню заведений, а также заказать на дом или на вынос блюда в тех местах, где такие услуги предусмотрены. Собственной службы доставки у портала нет. По словам владельца проекта Семена Фролова, сегодня его площадка работает только в Казани, но в планах — выход на другие города.
Интернет-сообщество только формируется
Несмотря на то что Казань сегодня находится на 4-м месте среди российских городов по проникновению Интернета, по данным Наиля Галеева, исполнительного директора «Бизнес Online», в Казани сегодня порядка 330 тыс. уникальных пользователей. «Их количество растет с каждым годом,— успокаивает эксперт.— По информации, озвученной в Москве на неделе Интернета, за 2008 год показатели уровня проникновения Интернета в Казани выросли на 250%. Это колоссальный рывок!»
Всего в республике реальных пользователей Интернета не больше 700 тыс. человек. «Порядка 150 тысяч пользователей зарегистрировано на сайте Одноклассники.ру, из них 2/3 женщины в возрасте 25-45 лет, и 220 тысяч казанских ящиков создано на mail.ru»,— приводит некоторую статистику Сергей Маямсин, коммерческий директор «Смарт-Медиа».
Такие активные темпы роста интернет- аудитории участники рынка воспринимают как сигнал к тому, что рынок электронной торговли станет развиваться так же активно. Пока, по словам Наиля Галеева, максимальный объем продаж казанских торговых компаний через Интернет не превышает 20% от их общего оборота. Но ожидается, что на рынок начнут выходить новые крупные игроки. И тогда существующие магазины будут вынуждены повышать контроль за качеством услуг или уступить место более сильным участникам интернет-торговли.
Качество услуг розничного электронного бизнеса вызвало массу откликов. На него посетовали все участники Дискуссионного клуба, которые хотя бы раз становились клиентами таких магазинов. Основной проблемой называли не низкое качество самих товаров, а плохое обслуживание. Часто встречаются непрофессиональные продавцы, сложности со связью и подтверждением заявок, неправильно оформленные документы. «Два года назад мы приобретали кондиционер через интернет-магазин, и нам пришлось дважды переделывать документы, так как оператор дважды неверно записывала название компании»,— делится директор казанского филиала HeadHunter Надежда Борисова.
Рамиль Миннизянов, коммерческий директор электронной торговой площадки ONLINECONTRACT.RU, подчеркнул, что у местных интернет-магазинов нет такой грамотной логистики, как у московских представителей, в том числе OZON.ru. На отсутствие доставки пожаловались многие: почти всем приходилось, сделав заказ в Интернете, ехать забирать его в офис или магазин компании.
Сергей Маямсин резюмировал, что причиной такого отношения большинства владельцев к своим клиентам становится отсутствие серьезного отношения к проекту. «Большинство интернет-магазинов сегодня— дань моде. Сами владельцы не понимают, для чего открывали магазин»,— высказался г-н Маямсин.
Надежда Борисова поддержала: «Большинство из нынешних владельцев онлайн-бизнеса рассуждают так: я попробую, а там будет видно, получится или нет. Но бизнес должен функционировать и приносить деньги с самого начала».
Дмитрий Демидов, руководитель компании «Матрица», заключил, что все дело в молодости бизнеса. По данным эксперта, в городе уже развивается ряд успешных онлайн-проектов, среди которых Билетон.ру, имеющий беспрецедентный для региона опыт продажи 1000 билетов через Интернет, в том числе 500 — за рубеж.
Покупателей нужно учить
Главное препятствие в развитии рынка электронной торговли участники дискуссии увидели в недоверии потенциальных покупателей к онлайн-бизнесу. При этом не доверяют интернет-проектам не только покупатели, но и рекламодатели. «Многие компании, когда-то имевшие неудачный опыт создания сайта, уже сразу отказываются от размещения в Интернете»,— отмечает г-н Демидов.
Помимо этого, многих покупателей останавливает неумение пользоваться электронными деньгами. «Не все зарплатные карты подходят для оплаты покупки в Сети, приходится ехать и покупать за наличные»,— делился Наиль Галеев. Он считает, что мощным стимулом развития электронной коммерции стало бы обучение пользователей регулярным денежным взносам через Интернет, например, оплате коммунальных услуг.
Игорь Окунев, коммерческий директор компании «РБС», обратил внимание, что вопрос доверия покупателя сопряжен с вопросом ответственности продавцов. Собравшиеся заключили, что работать нужно как над повышением грамотности покупателей, так и над повышением качества электронной торговли.
Анна Саушина

Через Интернет мы будем продавать непродовольственные товары
Радик Ибрагимов Директор Филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V., магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»
Сегодня преимущества продажи через интернет-магазин очевидны: значительное сокращение издержек на содержание персонала и аренду помещений, расширение географии продаж, круглосуточное получение новых заказов, отсутствие ограничений количества покупателей, сокращение времени обслуживания клиентов. Только интернет-магазин сегодня можно открыть при минимальных вложениях. Вместе с этим конкуренция на рынке электронной коммерции невысока и фрагментирована, пока нет по-настоящему сильных игроков.
Поэтому мы видим для себя уникальную возможность в области создания ведущего бренда онлайн-торговли. Недавно наша компания заключила соглашение о создании совместного предприятия с владельцами интернет-магазинов www.bolero.ru (специализируется на продаже книг и медиапродукции) и www.003.ru (ведущий российский интернет-магазин в области продаж электроники и бытовой техники). На первом этапе реализации проекта планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейшем будет расширяться как предлагаемый ассортимент, так и географический охват.
Возможно, в 2010 г. компания Х5 Retail Group примет решение о запуске нового бренда в российской интернет-торговле. Наш интернет-ресурс будет сориентирован на покупателя, который точно знает, чего хочет, имеет представление о существующих на рынке брендах, но не располагает временем, чтобы ехать за покупкой. Безусловно, мы не будем продавать через Интернет продовольственные товары с коротким сроком годности. В долгосрочных планах компании X5 RETAIL GROUP N.V.— лидерство на рынке электронной коммерции.

За год онлайн-продажи выросли на треть
Алексей Соколов руководитель отдела электронной коммерции компании DOMO
Говорить о переводе торговли в онлайн-пространство пока преждевременно. Речь может идти об увеличении аудитории за счет расширения географии деятельности.
Например, наша компания за счет развития электронной площадки может предложить свои товары жителям других регионов.
Если говорить о розничной торговле, то целевая аудитория это, прежде всего, активные люди до 40 лет, часто имеющие доступ в Интернет как с рабочего, так и с домашнего компьютера, а также студенчество, главным критерием для которых при выборе продавца является цена.
За последний год мы не продемонстрировали столь впечатляющего роста, о котором говорят некоторые федеральные компании. У них основное увеличение продаж через Интернет произошло за счет московских покупателей. Сейчас можно говорить о росте в 30%, однако, принимая во внимание установившиеся темпы прироста, мы можем с уверенностью прогнозировать удвоение объема продаж в 2010 г.
Мы оцениваем перспективы развития онлайн-продаж как оптимистические. Это связано с увеличением проникновения Интернета, с ростом полезных навыков у пользователей, открывающих для себя возможность совершения покупок в Интернете.
Также надо иметь в виду внедрение новых технологий, таких как 3G и 4G, позволяющих пользователю иметь комфортные мобильные интернет-терминалы. Должно сыграть свою роль и то, что при покупке в интернет-магазине можно сэкономить.
В продвижении электронной площадки мы опираемся на то, что это неотъемлемая часть давно известной покупателю компании DOMO, что помогает нам привлечь сомневающихся покупателей.