Представители власти и бизнеса обсудили тему "Какие технопарки нужны городу и республике" и нужны ли вообще?
Вчера в отеле "Мираж" в Казани состоялся третий бизнес-форум "Будущее города: Какие технополисы нужны Казани". На ежегодное мероприятие, которое в этом году "Деловой квартал" организовал при поддержке министерства экономики РТ, собрались представители власти и бизнеса, чтобы обсудить этот актуальный и, как оказалось, неоднозначный вопрос.
Уже в начале дискуссии встал вопрос, что сегодня называть технопарком. Директор казанского IТ-парка Антон Грачев заявил, что сегодня существует проблема на законодательном уровне, этот рынок ничем не регулируется, поэтому даже бизнес-центры очень часто называют себя технопарками, на деле являясь арендодателями. Как отметил Грачев, ведутся переговоры с минэкономразвития о необходимости разработки соответствующей законодательной базы.
На первой панельной дискуссии спикеры высказались на тему "Технопарки: выхлоп от вложенного". У представителя каждой компании и структуры был свой взгляд на то, как оценивать эффективность технопарков. По мнению Антона Грачева, ответ на вопрос эффективен ли технопарк нужно искать в первую очередь в количестве резидентов. Так, по его словам, ИТ-парк Казани эффективный технопарк, поскольку он почти полностью заполнен резидентами. Тогда как, например, челнинский ИТ-парк не может похвастаться таким количеством компаний, поскольку здесь "бизнес еще не созрел для технопарков".
Эффективность проекта "Иннополис", который курирует Антон Грачев, будет оцениваться по его словам, по трем критериям: доля в ВВП, объемы привлеченных иностранных инвестиций и количество резидентов.
Оценивая эффективность того или иного технопарка, необходимо смотреть и со стороны государства, и со стороны частного сектора, считает руководитель АИР РТ Линар Якупов.
- Если с точки зрения государства подходить к этому вопросу, технопарки нужны. Это некие точки роста, островки, где создаются хорошие особые условия для развития бизнеса. Раз по всей стране мы не можем создать такие условия, то хотя бы на отдельно взятых территориях.
По его словам, эффективность технопарков оценивается количеством резидентов, количеством выпускаемой продукции и налогами, которые собираются.
- Когда государство вкладывает в тот или иной технопарк, оно понимает, что ближайшие 5-10 лет через налоги все должно вернуться. В противном случае не было бы смысла все это затевать, - резюмировал Якупов.
Один из спикеров, представитель бизнеса, руководитель стартап-проектов Дмитрий Жуков, рассказал, что не все проекты бывают успешными. И оценивать эффективность технопарков возвратом налогов - не совсем правильно. По его мнению, бизнес также может успешно создаваться и развиваться вне технопарков. А для технопарков сегодня важно не превратиться в "площади для сдачи в аренду", для этого, он считает, инкубатор должен зарабатывать на последующих стадиях инвестирования или на выходе из проекта.
- Первая и основная проблема - это финансовая модель, - говорит Жуков. - Сервийноговая модель сдачи площади в аренду устарела и не подходит для венчурных стартапов, так как большие риски проектов должны ложиться на себестоимость услуг инкубатора, что заведомо делает их неконкурентно способными. Единственное решение это входить в состав участников проекта и зарабатывать на выходе или
на вторых раундах инвестиций. Очевидно, что эта модель будет работать только на проектах посевной стадии. Значит нужно работать только с ними.
Одним из самых успешно реализованных технополисов в Татарстане Якупов назвал ОЭЗ "Алабуга". По его мнению, ОЭЗ является для других технопарков примером, как нужно работать. Сегодня здесь наибольшее количество привлеченных иностранных компаний и инвестиций. Он также подробнее остановился на проекте "СмартСитиКазань", который курирует его ведомство, детально рассказал о проекте на основе презентации.
Сейчас республика хочет реализовать другой, не менее амбициозный проект - авиационный технопарк на базе КАПО. О том, как это собираются сделать и какие компании видят резидентами технопарка, рассказал экс-руководитель КАПО, ныне советник президента ОАК Васил Каюмов.
- Авиастроение в Казани имеет глубокие корни, но к сожалению, они уже подгнившие. Этому дереву - авиастроению - нужно дать новое дыхание. Сегодня казанский завод, как заводы и в других городах, имеет обветшалую структуру. В то же время огромные средства вкладывают в авиацию, но однобоко.
На вопрос, какие компании могут прийти в технопарк, Каюмов привел в пример автомобильную отрасль, где детали для будущей машины производятся на разных предприятиях, а сборка происходит на другом. По его мнению, также нужно организовать производство самолетов. И как раз те предприятия, которые производят детали для самолетов могут стать резидентами авиатехнопарка в Татарстане. Но, по его словам, резиденты должны быть "отпочкованы" от тех заводов, которые уже имеют компетенцию". Также Васил Каюмов назвал стоимость проекта на начальном этапе - примерно 1 млрд. долларов на территорию технополиса площадью 25 гектаров.
В Татарстане из всех технопарков, только один частный - промпарк М7. Он отличается от других технопарков ориентировкой на клиентов другой категории.
- Мы боремся не за количество резидентов, а за успешных, которые будут осваивать каждый сантиметр земельного участка, который ему предоставлен, - рассказала Чулпан Зайдуллина, директор по коммерции и стратегическому развитию "Индустриального парка М7". - Наш клиент - это не стартап, а скорее средний бизнес, который планирует расширить свое производство, либо создать дочернее предприятие. Мы не создаем инновации, а создаем условия, где генерируют инновации. Говоря о М7, мы имеем в виду не инновационную экономику, а инновационно ориентированную экономику. И поэтому успешность мы оцениваем так: привлекли финансы для того или иного проекта, нашли ли инвестора, смогли ли найти партнеров и т.д.
В ходе дискуссии логично возник вопрос, можно ли оценивать эффективность технопарков количеством успешных резидентов, которые выросли до прибыльного бизнеса, приобрели самостоятельность и вышли из-под крыла технопарков. Как заявил Айрат Гиззатуллин, управляющий технополиса "Химград", за последние пять лет у них c нуля до средного бизнеса выросли четыре компании. По его мнению, эффективность УК оценивается количеством резидентов: в их "Химграде" более 200.
- Они доверяют нам свой бизнес, наши условия их устраивают. Второй критерий эффективности - темпы роста, - отметил Гиззатуллин.
В рамках форума было прямое включение с фондом Сколково. Представитель иннограда Эдуард Каналош рассказал, что на сегодня в Сколково зарегистрировано 923 проекта, и количество не всегда значит качество.
- Есть компании, которые получили регистрацию, но не работают, даже не начали работу, - заявил г-н Каналош. Поэтому в Сколково грядет оптимизация. Список резидентов подчистят, и избавятся от тех, кто, по словам Каналоша, "занимает чужое место".
Коснулись в ходе дискуссии и темы налоговых льгот и преференций. Как оказалось, льготы получают не компании-резиденты, а только технопарки. Сегодня преференции для технопарков таковы: сниженный налог на прибыль, НДС снижен с 18% до 13,5%, и снижен налог на имущество с 2,2% до 0,1%. По словам Якупова, сейчас готовится законодательный проект об инвестиционных площадках, который предусматривает налоговые послабления для самих резидентов, как практикуется зарубежом. Эта тема была поднята и на второй панельной дискуссии, где представители бизнеса рассказали, какие послабления с точки зрения налогов они хотели бы получить от государства.
Уже в конце первой панельной дискуссии слово взял Денис Деревянкин, руководитель офиса PwC в Казани. Он был краток.
- К сожалению, ни один из спикеров не сказал, окупаются ли технопарки в Татарстане. Я считаю, что эффективность технопарков нужно оценивать с точки зрения макроэкономики, с точки зрения роста экономики Татарстана, - заявил эксперт, резюмируя услышанное.
Итоговую статью о второй панельной дискуссии на тему "Сколько стоит инфраструктура для бизнеса", читайте завтра на сайте http://kazan.dk.ru/
Фото: Андрей Костромин