Татарстанские предприниматели Джалил и Халил Куряевы планировали продавать услуги своего проекта начинающим предпринимателям, а в итоге нашли клиента в лице государства.
В банке проекта «Бизнес нация» - 500 готовых идей с разработанными бизнес-комплектами, в которые входят все необходимые начинающему предпринимателю документы. Глава компании Джалил Куряев вначале планировал зарабатывать на физлицах, а потом понял, что лучшим клиентом может стать государство.
- Досье: Джалил Куряев
- Основатель и владелец компании «Бизнес нация»
- Родился в 1984 г. в городе Андижане, Узбекистан.
- В 1996 г. вместе с семьей переехал в Казань.
- Закончил Казанский государственный энергетический университет по специальности «Электропривод и автоматизация».
- Работать начал в 15 лет, пройдя путь в строительной компании от монтажника до менеджера проектов.
- 2006 г. - первый опыт создания бизнеса с нуля.
- С 2008 г. управлял проектами в Москве.
- С 2013 г. - глава строительной компании «Современник» (оборот 1,5 млрд руб.)
- С 2015 г. – глава компании «Бизнес нация»
- Женат, воспитывает троих дочерей.
Проект «Бизнес нация» появился изначально как социальный. Мы просто решили более рационально направлять те средства, которые с собственного бизнеса выделяли на благотворительность. Раньше мы жертвовали деньги на лечение детей, на помощь нуждающимся, но потом поняли, что хотим сделать что-то важное в масштабах страны. Можно, конечно, назвать это патриотизмом, но можно сказать и о том, что есть ощущение миссии, которую мы можем выполнить для России.
Известно, что с экономикой в последнее время не все ладится. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП с 2010 г. не изменилась - осталась на уровне 20%. А ведь без этого сектора невозможно нормальное развитие ни одной страны.
У меня растут три дочери, я хочу, чтобы они жили в этой стране, поэтому я заинтересован в том, чтобы ее экономика была максимально эффективной.
С 2013 г. мы с братом начали вынашивать идею – как бизнес может улучшить экономические условия в стране. Мы думали о том, что останавливает людей, которые хотели бы стать предпринимателями, но никак не решались. Мы разговаривали с бизнесменами Москвы, Тюмени, пытались искать решение.
Понятно, что есть налоговое бремя, есть проверки, есть глобальные проблемы, которыми занимаются не только на уровне Татарстана, но и всей страны. Но есть достаточно простые вещи – предприниматель не знает, какую идею ему выбрать для бизнеса. Если даже он определился с идеей, из-за каких-то банальных ошибок он заваливает бизнес.
Первая наша идея была в том, что мы создаем банк из 500 бизнес-проектов - по самым разным отраслям экономики, но в реальном секторе. По каждому из этих бизнес-проектов мы готовим набор инструментов, который поможет предпринимателю на старте. Это не трениги, не обучение, не психологическая напитка – это практические инструменты.
Это все то, что предпринимателю нужно на старте – бизнес-план, маркетинговое исследование, база клиентов, разрешительная документация, сайт, рекламная кампания. Мы создали бизнес-комплект, в который вошли 12 инструментов, в том числе пошаговый план – как открыть свой бизнес.
Когда планировали бизнес, рассчитывали, что прибыль он будет приносить в долгосрочной перспективе – через два-три года. Я здесь больше воплощал в жизнь наши общие идеи, а брат был инвестором.
В прошлом году стоимость одного комплекта составляла 50 тыс. руб., в этом году для физических лиц он будет стоить 100 тыс. руб.. Государство закупает сразу по 10 пакетов, и цена их определяется на торгах. В прошлом году мы продали 70 идей физлицам, еще столько же – государству. Из низ 60 – в Татарстане, 10 – в Удмуртии. Самый большой спрос был на проекты с невысокой инвестиционной составляющей. Это интернет-магазины, мастерские. Минимальные вложения в идею – 300 тыс. руб., максимальные – 150 млн руб.
Лучший заказчик - государство
Стартовали мы в 2015 г.. Почти сразу появилось около 70 заказчиков. Появились и государственные контракты. Так, нашими бизнес-комплектами заинтересовалось министерство экономики Татарстана, которое приобрело их для местных предпринимателей в качестве поддержки.
Разорившийся предприниматель - тоже предприниматель
Я считаю, что залог нашего успеха в том, что мы собрали все инструменты в один пакет. Предприниматель получает все сразу. Наш проект это и своего рода проверка человека на зрелость – насколько его цель реальна и наскольно он готов вложить в свое дело все силы и ресурсы.
Мне кажется, участием в нашем проекте человек воспитывает в себе некий уровень осознанности. Когда он видит, какой пакет только документов нужен для того, чтобы открыть свой бизнес, он понимает, что это очень тяжелый труд.
Нужны и определенные личностные качества – уверенность в себе, умение вести за собой коллектив, воля. Некоторые, столкнувшись с таком объемом требований и затрат, просто решают, что это не тот путь, по которому они хотят идти.
Ведь никто не знает, сможет ли он быть предпринимателем, пока не попробует. Разорившийся предприниматель - это ведь тоже предприниматель.
Избавление от предпринимательских иллюзий за 50 тыс. руб.
Мы такие же стартаперы, как и другие бизнесмены. Конечно, в строительстве мы знаем, куда двигаться, а в этом консалтинговом бизнесе – только пробуем. Мы уже сделали ошибку, когда поставили на физлиц, которые в итоге не принесли нам особой прибыли.
Мы ошиблись в цели. Мы хотели продавать как можно больше бизнес-комплектов, но это было неправильно. Сейчас я понимаю, что даже среди тех, кто хотел купить наши комплекты, нужно было проводить внутренний отбор.
Так мы сделали в Удмуртии – власти купили наши комплекты, а потом собрали желающих в огромный зал и провели анкетирование. В итоге из 50 желающих отобрали только десять. Потому что те, у кого не получается, у кого нет хороших задатков предпринимателей, оставляют нам только негативные отзывы. Они винят нас в том, что у них не получилось, хотя они сами не смогли организовать бизнес-процессы правильно.
Сейчас мы поняли свои ошибки, и осенью, когда вновь начнем работу с физлицами, проведем отбор. Но самому предпринимателя даже негативный опыт может дать «плюс». Если раньше он думал, что откроет бизнес, а сам уедет загорать на море, то потом эти иллюзии рушатся, и он осознает, какой это ответственный шаг – начать собственное дело.
Для меня предприниматель - это волк
Поездив по стране, я могу отметить, что у нас, в Татарстане, много желающих стать предпринимателями, и это здорово. Конечно, еще недостаточно бизнес-образования, которое очень популярно в странах Европы и США. Но постепенно ситуация меняется – запущен проект Google и «Сбербанка», «Бизнес класс», который обучает желающих.
Нужна еще и поддержка на первом этапе. В этом плане хорошо работает «Фабрика предпринимательства», где есть свои наставники из числа состоявшихся предпринимателей. Государственная поддержа в виде субсидий важна, но она плодит грантополучателей, которые из года в год выигрывают эти деньги и ничего не зарабатывают.
Я согласен с главой ТПП РТ Шамилем Агеевым, который сказал:
«Что случилось с нашими предпринимателями? Им как будто зубы выбили, они стали беззубыми».
Для меня предприниматель – это волк, который глотку перегрызет за свое дело. Он будет стоять до конца. А сейчас многие, если не получается с первого раза, бросают бизнес.
Сам бы я не взял комплект «Бизнес нации»
В нашем проекте есть противоречие, и часто мы встречаем сопротивление органов государственной власти. В одном из регионов России мне сказали, что проект шикарный и им очень нравится, но брать его они не будут. «Если мы у вас их будем брать, зачем мы вообще тогда нужны?»
Наверное, они правы. Ведь мы делаем большой объем работы, который должны делать чиновники. Но у органов власти свои задачи. Это такой неповоротливый механизм, который трудно меняется. Мы делаем бизнес со скоростью мысли – сегодня пришла идея, упаковали, протестировали. Не получилось - попробовали что-то новое. Сделать это на уровне госорганов, мне кажется, сложно, хотя мы с проектом ездили по стране, и у многих есть что-то похожее.
Действующий предприниматель может посчитать наши инструменты даже губительными, и я с ним соглашусь. Являясь руководителем «Бизнес нации», я бы отказался от такого комплекта, я бы предпочел самостоятельно заполнить свою матрицу ошибок, потому что за эти ошибки я плачу собственными деньгами. Но за то, что ошибся чужой бизнес-аналитик, я платить не готов.
Переделали 100% наших комплектов
Мы собрали сильную команду, на пике у нас работало 30 человек в офисе и 60 удаленно. С наступлением кризиса мы на 90% сократили нашу команду. В сентябре прошлого года даже запустили собственную школу, но потом пришлось ее свернуть.
Сейчас мы поднимаем цены на бизнес-комплекты, но не из-за сложностей в экономике. Сначала, когда только выходили на рынок, ставили цену 15 тыс. руб., хотя себестоимость его была 150 тыс. руб.. Мы хотели, чтобы о «Бизнес нации» вообще узнали. Сейчас приближаем их стоимость к цене, которая обеспечит нам окупаемость. В прошлом году нам пришлось практически 100% наших пакетов переделывать, потому что мы рассчитывали на европейское оборудование, которое резко подорожало. Потом подорожало китайское, и нам пришлось перейти на российское.
Поняв, что наша бизнес-модель неэффективна, мы пересмотрели наш подход. Держать 500 готовых бизнес-идей, когда рынок постоянно меняется, неправильно. Мы решили создавать бизнес-комплекты под конкретного заказчика.
Не затягивайте с непопулярными мерами
Мой совет предпринимателям в нынешней ситуации – не затягивать с непопулярными мерами. Если принято решение о сокращении кадров, нужно не затягивать с этим. В кризис 2008 г. мы постеснялись увольнять наших сотрудников.
У нас была шикарная команда, но полгода у нас не было заказов. Полгода мы вкладывались в них, не получая отдачи. Мы потратили 60 млн руб., хотя потом, когда на рынке все улучшилось, он нашли себе места повыгоднее. Нам не удалось ни штат сохранить, ни средства. Это для меня был серьезный урок, и сейчас я советую всем предпринимателям реализовывать свои непопулярные меры.
Задача максимум – повысить живучесть экономики
Понятно, что ни о какой окупаемости "Бизнес нации" пока речь не идет. Наоборот, сейчас у нас строительные бизнесы затормозились, мы вынуждены сокращать инвестиции в «Бизнес Нацию». Есть даже долги по этому проекту.
Но мы однозначно будем зарабатывать на нем. В какой перспективе – сейчас трудно сказать. Планировали за три года, но новые экономические реалии внесли свои коррективы.
Я считаю, это не тот проект, который будет приносить пару миллионов прибыли. Либо он будет приносить большие деньги, либо он будет инвестиционным долгое время.
Успех наш мы будем измерять через долю МСБ в ВВП нашей страны, статистика по реализованным проектам - это для нас промежуточный сигнал.
Задача максимум – отточить в рамках нашего государства инструмент, повышающий живучесть экономики любого государства. С этим инструментом уже можно будет выходить за рамки России. Но основная цель – сделать, чтобы все хорошо было в стране.