Новая система учета продаж алкоголя с 1 июля может вывести гостиничные мини-бары за рамки правового поля. DK.ru спросил отельеров Казани о проблемах, которые возникают с внедрением ЕГАИС.
Федерация рестораторов и отельеров обратилась к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой решить проблемы с введением в России учета продаж алкоголя в единой государственной информационной системе (ЕГАИС). Рестораторы с января лишились возможности закупать спиртное в магазинах, а отельеры с июля не смогут продавать алкоголь через мини-бары, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо премьеру.
Напомним, с 1 июля все организации, кроме предприятий общепита, должны фиксировать в ЕГАИС розничные продажи спиртного. Рестораны и кафе также должны были подключиться к ЕГАИС уже с 1 января, чтобы вносить данные о закупке алкоголя.
В связи с этим некоторые общепринятые в мировой практике действия ресторанов и гостиниц оказались за рамками правового поля, отмечается в письме Федерации рестораторов и отельеров. Речь идет прежде всего о закупке алкоголя в розничных магазинах и продаже спиртного через гостиничные мини-бары.
Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Галина Шарафутдинова сказала DK.ru, что не видит особых проблем для мини-баров с внедрением ЕГАИС. По ее словам, мини-бары получают лицензии преимущественно как предприятия общепита, которые должны подтверждать в ЕГАИС только факт закупки алкогольной продукции, что они и делают с 1 января 2016 года.
Соответственно, при продаже алкоголя через мини-бар формируется журнал реализации алкогольной продукции, как и на любом предприятии общепита. Как пояснила Шарафутдинова, как только открывают бутылку, это фиксируется как факт продажи целой бутылки.
В магазинах алкоголь не закупается: мини-бары заключают договор о поставках с оптовыми компаниями, сказала представитель Ассоциации рестораторов и отельеров РТ.
По мнению менеджера по обратным связям с клиентами «Гранд Отеля» Кирилла Глобова, гостиницы и отели не понесут убытков, вовсе избавившись от мини-баров, так как они сами по себе являются расходной статьей для большинства отелей.
«Потенциальная проблема заключается в том, что проверяющие органы могут принять мини-бар как розничную торговую точку, – сказал Глобов DK.ru. – Логичным решением будет убрать мини-бары».
Кирилл Глобов отмечает, что определенные сложности могут возникать, но их не сложно обойти: например, составлять списки спиртных напитков, предоставлять гостям алкоголь по требованию, взяв с них депозит. Отель может подстраховаться – открывать бутылки, которые в этом случае не потребуется заносить в ЕГАИС при продаже, или же оформить алкоголь как выставочные образцы.
«Чисто технически вопрос решить можно. Но, по большому счету, отель должен заморачиваться не по поводу ЕГАИС, а по поводу целесообразности и экономической выгодности мини-баров», – заключил представитель «Гранд Отеля».
Официальных комментариев по поводу письма Федерации рестораторов и отельеров Медведеву пока не поступало, однако информированный источник издания заявил, что в правительстве не видят проблемы с введением ЕГАИС для ресторанов и отелей. По гражданскому кодексу розничная продажа является конечной, то есть рестораны в любом случае не имеют права закупать товар в магазинах для перепродажи. В гостиницах же ничто не мешает перед выкладкой алкоголя в мини-бар внести данные о нем в ЕГАИС, считает источник.
В свою очередь, в Федерации рестораторов и отельеров заявили, что сканировать алкоголь перед выкладкой в мини-бар нельзя, так как при розничной продаже, зафиксированной в ЕГАИС, компания обязана выдать покупателю чек. Проблемы возникают и с закупками: оптовые продавцы отказываются работать с мелкими партиями товара, отмечают представители бизнеса.