Среднедушевое потребление готовых лекарственных средств вырастет до 6,8 тыс. рублей на человека в год.
Рынок розничных продаж фармацевтических товаров в Татарстане в прошедшем году опередил общероссийские показатели и вырос на 21,8%, составив почти 21,4 млрд. руб. Основную скрипку в республике продолжают играть локальные и межрегиональные игроки, что является характерной особенностью рынка Татарстана.
Ключевыми трендами рынка в 2013 – начале 2014 гг. стал рост рынока розничной торговли фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами. В 2013 его объем составил почти 21,4 млрд рублей, и вырос к 2012 году почти на 21,8%. Более 80% этого объема составляют продажи лекарственных средств – 17,5 млрд рублей, причем динамика роста в этом сегменте была еще выше и составила 27,7%. Всего на территории республики на сегодняшний день действуют 1621 объект аптечных сетей, таким образом, средний оборот в расчете на 1 аптеку составил 13,2 млн рублей.
В 2013-2014 годах объем рынка розничной торговли лекарствами в Казани растет в стоимостном выражении, тогда как в натуральном выражении падает. Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ, по итогам 2013 года объем реализации лекарственных препаратов в аптеках Казани в натуральном выражении снизился на 15% и составил 31,3 млн упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 11% и достиг 5,6 млрд рублей. Таким образом, доля Казани составляет примерно 32% рынка продаж лекарственных средств в республике.
Генеральный директор DSM GROUP Сергей Шуляк считает :
"За 2013 г. рынок вырос на 14% в стоимостном выражении в государственном сегменте и на 13% - в розничном секторе. Рост рынка будет, и хороший. По прогнозам компании, темпы роста сохранятся, и останутся неизменными в 2014 году. Несмотря на повышающийся курс доллара и евро, значительного изменения цены на лекарственные препараты быть не должно. Среднедушевое потребление готовых лекарственных средств вырастет до 6,8 тысяч рублей на человека в год".
На данный моммент на розничном фармацевтическом рынке превалируют лекарственные средства иностранного производства. В стоимостном выражении 76,3 % объема рынка республики пришлось по итогам 2013 года на зарубежные лекарственные средства, однако в натуральном выражении (количество проданных упаковок) превалируют отечественные препараты (более 50%).
Генеральный директор ГК "Аптеки 36,6С" Артур Уразманов считает, что правительство должно ограничить продажу безрецептурных препаратов в продуктовом ритейле.
"Одним из наиболее значительных событий прошедшего года я считаю закрытие аптечных учреждений сети "Ладушка" в Казани, а также выход на рынок дискаунтеров аптечных сетей "Опека" и "Фармкопейка". Одна из негативных тенденций последнего времени – стремление Правительства разрешить продажу медикаментов в продуктовом ритейле. Очень многое зависит от возможностей продажи безрецептурных препаратов через продуктовый ритейл. В случае принятия этого решения многие аптечные сети перестанут существовать. Учитывая, что и так на фармрознице идут ценовые войны, то нетрудно предугадать, что рынок ждет стагнация и спад".
На рынке аптечного ритейла Татарстана основную долю продолжают занимать местные игроки, а также ряд региональных компаний. Эксперты оценивают рынок республики как насыщенный, и отмечают, что федеральным компаниям будет непросто сюда войти. В то же время, ряд местных игроков в качестве своей стратегии развития выбирают региональную экспансию, нацеливаясь на ряд соседних регионов, где емкость рынка достаточно высока, а своих игроков мало (Чувашия, Марий Эл). Инвестиции в региональную экспансию оцениваются примерно в 20 млн рублей. Основные направления развития рынка эксперты видят в продолжении слияния и поглощения одиночных игроков и мелких сетей; поиске своей ниши.
"Аптечный сегмент - очень тонкая сфера сама по себе. Проблема в том, что отпуск безрецептурных лекарств, действительно, «развязывает руки» продуктовому ритейлу. Может быть, это некий переходный этап по европейскому образцу, когда лекарства, отпускаемые свободно, реализуются наравне с предметами бытовой химии, косметикой и сопутствующими товарами. В любом случае, аптеки как формат оказываются в сложном положении. Ограничить продажи лекарств без рецепта - значит усложнить жизнь пациентам, этого нельзя делать. Может быть, есть смысл разделить, скажем, витамины и БАДы и разрешить их реализацию в секторе продуктового ритейла, оставив все остальное как прерогативу аптек, но это тоже будет шаг назад, к жестким рамкам. Более плотная конкуренция отсеет самых сильных, и это тоже вариант решения проблемы.
Примерно такая же картина наблюдается в борьбе местных сетей с федералами. Если на рынке уверенно закрепятся глобальные игроки, местный аптечный бизнес будет терять по 5-7% рынка ежегодно," - считает старший аналитик Альпари Анна Бодрова.
Рейтинг аптечных сетей Татарстана 2014