Правительство РФ на днях приняло решение о финансировании строительства метро в стране к ЧМ по футболу 2018 г. Новая ветка метро в Казани одобрена не была – средств на неё у федералов не нашлось.
Заявку на финансирование строительства метро к мундиалю-2018 подавали несколько российских городов. В результате одобрение правительства получили только Сакнт-Петербург и Нижний Новгород. Новые ветки в Казани, Екатеринбурге, Самаре поддержку федеральной власти не получили. Не будет также финансироваться строительство линии от Пулково до Санкт-Петербурга. Это решение было принято на совещании у заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича.
Всего правительство РФ согласилось выделить на метро к ЧМ-2018 18,5 млрд бюджетных рублей. Это половина из заявленной стоимости работ (37 млрд руб.) в двух городах. В общей сложности Нижегородская линия метро обойдется в 13,18 млрд руб., а Питерская — в 23,9 млрд руб. В обоих случаях речь идет о ветках, которые будут подходить к стадионам.
Казани в заявку входило строительство первого участка второй линии метрополитена, которая тоже должна проходить мимо нового стадиона «Kazan-Arena». Согласно плану, вторая ветка казанского метро должна пролегать от Московского рынка через ул. Чуйкова, Халитова, Советскую площадь, Азино в сторону «Дубравной». Такой вариант трассировки озвучил на этой неделе генеральный директор МУП метроэлектротранс» Асфан Галявов. «Принято решение, что после ввода в строй трех станций начнется строительство «Дубравной» - уже сделана вся проектная документация. Надеюсь – и все предпосылки для этого есть, – что со стороны Московского рынка начнется строительство. К 2018 г. необходимо построить 5 станций до стадиона. И еще 5-6 станций будет от стадиона до «Дубравной», - заявил он изданию.
Напомним, разговоры о строительстве второй ветки казанского метро ведутся давно. За последние 2 года было озвучено несколько вариантов трассировки. Так, в декабре 2012 г. государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» предложило правительству Татарстана два варианта: согласно первому варианту, новую ветку метро планировалось строить в Азино, второму - на Кварталах. Этому предшествовали бурные споры городской общественности. Блогеры Казани обратились к президенту РТ с петицией: «Уважаемый Рустам Нургалиевич! Мы, нижеподписавшиеся казанцы, хотим выразить свою обеспокоенность планами по второй линии казанского метро. На данном этапе строительство линии под Азино, не проходящей через центр города, неэффективно». Далее интернет-активисты объясняют причины, по которым вторую ветку целесообразнее было бы вести через Ново-Савиновский район. Они, в частности, приводят такие доводы: «Четыре станции в Азино охватывают лишь 80 тысяч населения. Те же четыре станции в сторону Ново-Савиновского района решили бы транспортную проблему для более, чем 200 тысяч человек. Каждый вложенный рубль даст отдачу в 2,5 раза больше».
В ноябре 2012 г. президент Татарстана Рустам Минниханов поручил администрации Казани и строителям казанского метро тщательно изучить пассажиропотоки и максимально учесть интересы горожан при проектировании второй ветки.
2013 г. начался с посещения строящихся станций метрополитена руководством города и республики. 4 января премьер-министр РТ Ильдар Халиков и мэр Казани Ильсур Метшин побывали на строительстве метро. Следующая станция, которую планируется начать строить – «Дубравная». Она войдет в первую линию казанского метро. Как сообщил начальник ГКУ «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений Казани» Анатолий Церцеил в начале 2013 г., запланированный срок ее сдачи — 2015 г. Он озвучил также и цифры: на её строительство на 2013 г. дирекция выделила 1,3 млрд руб.
Поговорили тогда и о перспективах. Ильсур Метшин заявил, что строительство второй ветки метро в Казани, скорее всего, начнется со стороны Ново-Савиновского района. Строить начнут сразу после возведения уже начатых станций.
Но вопрос до сих пор остается открытым. Последние события только добавили ему неясности: после того, как стало известно, что федерального финансирования не будет, судьба второй ветки казанского метро находится в подвешенном состоянии.
Кстати: Незадолго до этого правительство Татарстана попросило у федерального центра около 20 млрд руб. субсидий на строительство кольцевой железной дороги вокруг Казани по типу наземного метро "в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года". Однако в Минтрасе пояснили, что сумма может составить только 10,76 млрд руб. на период до 2015 г.
Следует отметить, что Татарстан в России занимает второе место по государственному долгу (85,5 млрд рублей).