Меню

Инвесткомпании ставят на брокеридж

эксперты Вячеслав Архипов директор представительства ИФК «Солид» в Казани Максим Гвоздев генеральный директор «Казанский ФИЦ», ГК «АЛОР» Татьяна Гнездилова генеральный директор ИК «Татарский капита

2008 г. запомнится рекордным падением фондового рынка - 70% с начала года. Это спровоцировало отток пайщиков из открытых и интервальных ПИФов. Некоторые напрочь разуверились в фондовом рынке и ушли в банки. Наиболее активные инвесторы решили торговать самостоятельно и перешли на брокерское обслуживание. Также капиталы на брокерских счетах увеличили опытные трейдеры, увидев возможность заработать на падении рынка. Благодаря этому увеличилось количество и объем сделок. Брокерское обслуживание стало самой доходной услугой для многих инвестиционных компаний.

эксперты
Вячеслав Архипов
директор представительства ИФК «Солид» в Казани
Максим Гвоздев
генеральный директор «Казанский ФИЦ», ГК «АЛОР»
Татьяна Гнездилова
генеральный директор ИК «Татарский капитал»
Алексей Дорогов
генеральный директор Управляющей компании «АК БАРС Капитал»
Полина Лазич
аналитик по макроэкономике и банковскому сектору ИК «АК БАРС Финанс»
Рустем Мухаметшин
исполняющий обязанности директора ИК «BRic», партнер ИГ «Атон»
Дилюс Шавалиев
директор ИК «Капитал-Менеджмент», партнер ИГ «Атон»
Закия Шафикова
генеральный директор ИК «Элемтэ»

Какие услуги инвестиционные компании развивают на фоне кризиса?
Как изменялись тарифы в течение 2008 года?
Каким будет для инвесткомпаний 2009 год?

С начала года Индекс РТС снизился с 2300 до 660 пунктов. Такие потери не могли не напугать инвесторов — с рынка ушли около трети пайщиков. Некоторым удалось сделать это с наименьшими потерями. В апреле-мае на росте рынка пайщики вывели из казанских управляющих компаний порядка 40% средств. Эти деньги в большей степени осели под матрацами и на депозитах. Осенью многие инвесторы вернулись на фондовый рынок, решив разместить свободные средства в значительно подешевевших акциях. Инвестиционные компании, и раньше возлагавшие надежды на брокеридж, стали активно развивать эту услугу и осторожно сворачивать остальные.

Биржевики переходят от ПИФов к брокериджу

По словам Закии Шафиковой, гендиректора «Элемтэ», ежедневно компания заключает по 5-6 договоров на брокерское обслуживание со средней инвестируемой суммой 1-2 млн руб. По данным «Финам-Казань», за первые десять месяцев текущего года количество клиентов на брокерском облуживании выросло более чем на 100%. Для сравнения: пайщиков ПИФов в компании стало больше на 30%, по доверительному управлению — на 10%.

Многие брокеры утверждают, что брокеридж на сегодня едва ли не единственная доходная услуга. В ноябре на рынок вышла новая компания «BRic», в ее портфеле только брокерское обслуживание. Выбор профиля деятельности Рустем Мухаметшин, и. о. директора компании «BRic», поясняет двумя причинами. Во-первых, инвестиционные компании на брокерском обслуживании зарабатывают всегда, даже когда клиент проигрывает, за счет получения брокерской комиссии с торгового оборота. Доход приносит и предоставление инвестору маржинальных кредитов. Во-вторых, брокеридж и клиенту дает техническую возможность заработать — даже на падающем рынке.

В связи с развитием спроса на брокеридж игроки начали придумывать новые ходы по ее продвижению. «Финам» еще в начале года вдвое снизил тарифы на брокерское обслуживание. «BRic» продает услугу, привлекая агентов по принципам сетевого маркетинга. «АЛОР» вводит новые технологии для повышения комфорта торгующих клиентов, в частности, начал предоставлять вспомогательные программные продукты для быстрого ввода заявок. «Это полуроботы, упрощающие работу активных клиентов — интрадейщиков, скальперов» — пояснил Максим Гвоздев, генеральный директор «Казанский ФИЦ», ГК «АЛОР».

Нерентабельные продукты компании приостанавливают. Например, «Элемтэ» свела к минимуму доверительное управление.

Игроки к началу прошлого года ожидали увеличения спроса на паи и прочие коллективные инвестиционные продукты. В 2008 г. несколько инвестиционных компаний даже переориентировались на формат финансовых супермаркетов. В одном таком супермаркете инвестор мог купить паи десятков ПИФов компаний, не представленных в Казани, а также другие инвестиционные услуги. В этом году был выпущен новый проект финансового супермаркета, организованный ГК «АЛОР» под брендом «Сеть финансовых решений «Цивилизация 41». Летом в Казани открылся офис сети «Алемар — Персональные Инвестиции & Финансы». Новый игрок сразу заявил о том, что будет работать в формате финансового супермаркета и предлагать инвестиционные, банковские и страховые продукты различных компаний.

Но уже к концу лета многие управляющие осознали, что вместе со снижением стоимости активов фондов тает интерес инвесторов. По словам Алексея Дорогова, гендиректора УК «АК БАРС Капитал», с июня по октябрь общий выход пайщиков из открытых фондов достигал уровня 22%. «В компании «Солид» в течение года спрос на доверительное управление и ПИФы снизился на 50%», — констатировал Вячеслав Архипов, директор представительства ИФК «Солид» в Казани. Осенью супермаркетам пришлось пересматривать свою стратегию. Они перориентировались на брокерское обслуживание. Так поступили и «Алор», и «Капитал Менеджмент». Только сеть «Алемар — Персональные Инвестиции & Финансы» не смогла вписаться в рынок и закрыла в ноябре свое казанское подразделение.

Компания «Финам» в числе первых позаботилась о расширении спектра деятельности и открыла в начале года в Казани кредитно-кассовый офис банка «Финам».

«Элемтэ» в августе стала предоставлять услуги бизнес-брокериджа. Компания занялась продажей готовых бизнесов, заключив партнерское соглашение с крупным оператором этого рынка — «Банком Готового Бизнеса».

Некоторые компании не просто изменили продуктовый ряд, а сменили стратегию, чтобы получить возможность увеличить клиентскую базу. Так, по словам Татьяны Гнездиловой, гендиректора ИК «Татарский Капитал», они перешли от стратегии «ликвидация финансовой безграмотности» к стратегии «семейной инвестиционной компании». В связи с новой стратегией компания предложила два новых продукта — это «Займ под залог ценных бумаг» и «Семейный бюджет». Займ предоставляется как классическая сделка РЕПО — клиент может взять в кредит деньги или акции у компании, чтобы увеличить объем сделки. А «Семейный бюджет» представляет собой комплексный продукт, включающий планирование личного бюджета, инвестиционные, страховые и пенсионные услуги. То есть дополнительно компания начала продавать услуги партнеров — страховых компаний, НПФ и банков.

Инвесторы закупаются на перспективу

Несмотря на пессимистичные прогнозы аналитиков, руководители инвестиционных компаний ждут роста рынка к концу 2009 г. Они убеждены, что брокеридж останется ключевой услугой и в наступающем году. «Уровень клиентов существенно вырастет, и будут возникать повышенные требования к качеству услуги», — прогнозирует Рустем Мухаметшин.

Подогреют спрос на услугу два вида инвесторов: старожилы и новички. Опытные игроки будут увеличивать объемы торгов. Новички — закупать бумаги по бросовым ценам и ждать их роста. «Количество клиентов увеличивается за счет притока новых инвесторов, а не за счет перехода клиентов из одной компании в другую», — пояснила Татьяна Гнездилова. Клиентская база компании, по ее словам, выросла за год на 50%. Дилюс Шавалиев, директор компании «Капитал-Менеджмент», рассказал, что если раньше в брокерское обслуживание шли в основном мелкие и средние инвесторы, то теперь обращаются клиенты с крупным капиталом.

«Акции в новом году по-прежнему останутся привлекательным инструментом для инвесторов, рассчитывающих получить доход выше инфляции», — убеждена Полина Лазич, аналитик по макроэкономике и банковскому сектору ИК «АК БАРС Финанс». А вот интерес к ПИФам, по ее мнению, будет снижаться, поскольку за последний год инвесторы разочаровались в большинстве из них.

Тем не менее участники рынка видят в услуге доверительного управления большой потенциал. С 1 декабря УК «АК БАРС Капитал» запустила три новые стратегии доверительного управления, а также новые инвестиционные решения, позволяющие «обыгрывать» тренд рынка на среднесрочном интервале времени.

УК «Солид Менеджмент» в следующем году намерена сформировать первый в России кредитный паевой инвестиционный фонд, максимальный объем которого составит 10 млрд руб. УК планирует покупать в портфель ПИФа обеспеченные кредиты у банков и компаний, которые находятся в преддефолтном состоянии. А также облигации предприятий с госучастием, которые сейчас торгуются с большим дисконтом.

По мнению участников рынка, в следующем году ужесточится борьба за клиента. Максим Гвоздев считает, что после стабилизации на рынке останутся сильнейшие компании. «В связи с этим предполагаю, что в 2009 г. будет происходить передел компаниями рынков, сфер влияния и клиентских баз», — заключает он. В данной ситуации выиграют крупные бренды с хорошим сервисом и гибкой тарифной политикой. Они получат более опытного, а значит, и подготовленного клиента. Мелкие игроки рынка либо будут партнерствовать с федеральными компаниями для усиления репутации, либо же начнут искать новые ниши, например, зарабатывать на консалтинге.