Меню

И.Романов, «Первая макетная мастерская»: Президенты принимают решения глядя на наши макеты

Компания Игоря Романова производит макеты большинства презентуемых первым лицам инвестиционных проектов. Другие работы мастерской оказываются на столах высоких чиновников в качестве дорогих подарков.

В школе учителя пророчили Игорю Романову, ныне генеральному директору «Первой макетной мастерской», некрасивое будущее — всем фундаментальным наукам он предпочитал рисунки на полях. Сейчас же его жизнь — настоящая красота. Он делает макеты, которые призваны убеждать инвесторов — «Надо строить!», и открывает новое потенциально доходное направление бизнеса — аэрофотосъемку.

Найти применение творческой энергии

Игорь Романов — бизнесмен из 90-х: как только появилась возможность зарабатывать деньги на открытом рынке, он начал одну за другой генерировать идеи. Вместе с партнерами открывал телестудию, долгое время руководил собственной рекламной фирмой с традиционным набором услуг: визитки, гравировка, фирменный стиль и пр. В 90‑е это было в новинку, к нулевым даже самое дорогое оборудование стало доступно любому желающему, и рекламное направление г‑н Романов оставил — штамповать логотипы на зажигалках стало совсем неинтересно, захотелось творческого дела.

Новое дело выросло из старого: к Тысячелетию Казани компания поставила для администрации города большие объемы сувенирной продукции для гостей торжества.

«Этот заказ позволил нам купить первую лазерную установку — на тот момент это была дорогая для компании покупка, по цене сопоставимая с ценой на квартиру. На этом лазере я для себя из любопытства «вырезал» барельеф башни Сююмбике и здания Минпромторга. Слова не могут описать, насколько меня поразил результат. Я подумал, почему бы не заняться объемными макетами, ведь игрушечные дома, в окошки которых можно заглянуть и разглядеть людей, завораживают!» — рассказывает г‑н Романов.

Игорь Романов говорит, что не успел он вырезать свой первый макет «для души», как на него вышел заместитель директора макетной мастерской «Татинвестгражданпроекта», главного титана проектно-изыскательского дела Татарстана еще со времен СССР. Специалист оказался поражен качеством пробного макета, которое достигалось работой на современном оборудовании: тогда для создания макетов в ходу были самые простые инструменты — ножи и лобзики.

«Он показал мне свою работу — макет Казанского кремля, над которым тогда работал «Татинвестгражданпроект». Это вдохновило меня еще больше, чем мой первый успех», — рассказывает Игорь Романов, который в начале 2000‑х решил сделать макетное дело прибыльным бизнесом, а опытные специалисты «Татинвестгражданпроекта» стали его первыми мастерами.

«В то время макетного бизнеса, можно сказать, не было совсем. Даже мастерская «Татинвестгражданпроекта» не позиционировала себя на рынке производителем макетов. Поэтому, как только мы открыли свое направление, заказы нашли нас сами, а о создании отдела маркетинга мы задумались только сейчас», — делится Игорь Романов.

Первый заказ пришел из правительства Татарстана — макет Билярской, Булгарской мечети и Ханского двора. Работа «Первой макетной мастерской» стоит в музее Казанского кремля.

«Тогда я не ставил задачу заработать на макетном деле, я даже не знал цены заказов. Так, рыночная стоимость описанного выше проекта была 800 тыс., мы сделали его за 100 тыс. руб. — важнее было не заработать, а показать себя». Первое время процветающее рекламное дело приводило в мастерскую первых клиентов: «О, вы еще и макеты делаете!» «Так появился заказ на макет 35-этажного дома «Лазурные небеса», хотя тогда я даже не знал, какую цену за него назначить. Думал, назову цену, заказчик сбросит ее вдвое, и я буду счастлив. Запросил полмиллиона, они: «Не проблема!», — вспоминает г‑н Романов.

Презентация облегчает понимание

«Мастерская» фактически создала новый рынок: государственные чиновники и частные заказчики быстро поняли, что макет исторического памятника, жилого квартала, завода — не только хороший подарок, но и чисто утилитарная вещь.

«Сейчас макеты сменили назначение. Раньше они были необходимы для презентаций проектов на градостроительных советах. Теперь почти ни одна презентация нового объекта потенциальным инвесторам и высоким чиновникам не обходится без макета, — говорит г‑н Романов. — Представление проекта в макете серьезно повышает его шансы на успех и финансирование. Ни один президент — ни российский, ни татарстанский — плакат смотреть не будет. Им нужно увидеть, каким проект будет в реальности. Тогда они говорят: «О, надо строить!»

Сейчас «Первая макетная мастерская» выполняет макет для «Смарт Сити Казань», города-спутника столицы Татарстана, который находится в активном поиске местных и иностранных инвесторов.

Но на частных заказчиков в мастерской сильно не рассчитывают — после кризиса 2009 г. компании серьезно урезали свои расходы. Сегодня самые крупные контракты — это в основном госзаказы. За них идет ожесточенная борьба, несмотря на то, что в Казани всего четыре макетных мастерских, отмечает Игорь Романов. Старейшая из них работает при «Татинвестгражданпроекте», которая и получает основные госзаказы на макеты в Татарстане, хотя цены она выдерживает более высокие.

«Да и в целом по России рынок макетов невелик. Даже в огромной Москве работает лишь четыре-пять компаний, больше посредников, которые и передают заказы часто в том числе и нам. Если средняя цена макета 500 тыс. руб., агенты выставляют цену в 600 тыс. руб.» — рассказывает Игорь Романов.

Всего в казанской мастерской работает около десяти человек на площади порядка 400 кв. м, и это по российским меркам крупная макетная компания — по размеру, исполненным контрактам, оснащенности, художественной и качественной подачи макетов. В распоряжении мастеров сегодня четыре лазерных установки — основной инструмент для макетирования высокой точности, две вакуумные камеры для отливки из пластика, 3D-принтер и другое оборудование. Но самое главное — это творческие люди с золотыми руками. Новые игроки появляются, но сейчас это не самый привлекательный рынок, учитывая, что цены на макеты после кризиса упали вдвое, и рентабельность снизилась очень серьезно, как утверждает г‑н Романов. Для сравнения: за рубежом цены на макеты в десятки раз больше, чем в России. Но покупательская способность на родине пока не на высоте.

Однако сам гендиректор мастерской с рынка уходить не хочет, несмотря на то, что считает свой хлеб сложным:

«Макетами мы продолжим заниматься. Это интересное направление и прибыльное при условии, если тебе достаются хорошие госзаказы. Но для меня также очень важно, что меня эта работа увлекает и вдохновляет. Когда получается сделать что‑то идеально, радуюсь как человек, не как бизнесмен. Я всю жизнь был художником, для меня в школе физика, химия, алгебра — все было уроком рисования».

В планах Игоря Романова — открыть кафедру макетирования в КГАСУ: так он намерен обеспечить себя кадрами, обученными работать на современном оборудовании.

Ушел в полет

Помимо того оборудования, которым обеспечил компанию Игорь Романов в тучные докризисные времена, уже полгода «Первая макетная мастерская» развивает еще одно направление бизнеса — аэрофотосъемку с беспилотных летательных аппаратов. Такой поворот в жизни компании не является случайным и странным — ее гендиректор в прошлом военный летчик, а необходимость в съемке возникла у самой же компании для более детальной проработки макетов, когда заказчик предоставляет недостаточно информации о строении. Очень скоро стало понятно, что ниша аэрофотосъемки в республике не занята.

«В Казани есть две компании, которые производят беспилотники, но это госзаказ от министерства обороны на аэромишени (а стоит каждая 2-2,5 млн руб.), им фотосъемка как направление мало интересно», — говорит г‑н Романов.

Он видит большой потенциал работы для своей компании именно в этой сфере.

«Потенциальных заказчиков услуг очень много, только рынок, можно сказать, еще не создан. Аэрофотосъемка может быть нужна Минкульту для съемки объектов культурного наследия, строительным компаниям для съемки процесса возведения и выявления дефектов зданий и сооружений. Но есть и более прикладные применения: для экологов (выявлять несанкционированные свалки, разливы рек и пр.), для служб МЧС (выявление очагов пожаров и поиск людей), для геодезистов, энергетических компаний (ортофотосъемка ЛЭП, территорий для получения информации о состоянии объектов и пр.), — рассказывает Игорь Романов. — День полета на вертолете стоит минимум 80 тыс. руб., беспилотник обойдется дешевле, он не требует специальных согласований. Кроме того, он безопасен, поэтому может использоваться для контроля ситуации на массовых мероприятиях. Благодаря малым размерам спектр его применения шире, чем у вертолета. Например, один из проектов, для которого предполагалось привлечь наш беспилотник, — съемки в Казанском кремле: аппарат должен был по спирали облететь башни мечети Кул Шариф и влететь в окно кабинета президента — презентационный ролик Казани». Сейчас в парке «Первой макетной мастерской» — три мини-вертолета и три планера разных размеров и возможностей применения».

Как и в случае с макетами, на частные заказы г-н Романов пока рассчитывает меньше, чем на государственные. Любой частный заказ — это крупный инвестиционный проект, перед которым стоит насущная задача поиска финансирования. Заказ приходил, например, от турецкой строительной компании, которая проводила съемки завода в ОЭЗ «Алабуга» (для истории), города-спутника «Смарт Сити». Планируется несколько съемок коттеджных поселков, которые будут сделаны в маркетинговых целях. Сезон для таких съемок начнется весной.

Параллельно в компании занимаются созданием еще одного робота — машины для обследования коммуникаций. Этим направлением в республике еще никто не занимался, говорит Игорь Романов, который намерен не закупать, а делать аппарат самостоятельно: позволяет опыт и оборудование. Опытный образец уже есть.

«Возможно, в будущем мы будем делать роботы на продажу, но пока намерены продавать только услуги. Наша страна такая интересная — сегодня ты сделал уникальный аппарат, а завтра у тебя сняли копию и производят в Китае. Что же касается услуг, их пока на рынке не представлено вовсе. По идее в любой коммунальной или строительной компании такой робот найдет применение», — рассуждает г‑н Романов.

Пока каждый заказ приходится искать фактически «вручную», размещая информацию на специализированных сайтах, которые читают потенциальные заказчики, в том числе чиновники. Это такой бизнес «на связях», отчего довольно уязвим. Сейчас Игорь Романов делит его с супругой Анастасией, ранее с партнерами мастерской не везло, говорит он. Между тем для развития новых направлений г‑н Романов ищет инвесторов со стороны. До сих пор развитие удавалось достигать лишь собственными ресурсами.