Меню

Как Денис Василенко борется с автовокзалами за рынок в 90 млрд руб. //ОПЫТ

Казанский сервис намерен захватить треть российского рынка автобусных онлайн-билетов. Основатель бизнеса рассказал DK.ru, почему в стране растут автобусные перевозки и когда изменятся вокзалы.

В студенчестве Денис Василенко, уставший от очередей на автовокзале, создал сервис по продаже онлайн-билетов на междугородние автобусные рейсы. И вышел на рынок, оцениваемый в 90 млрд руб.. Вместе с разработчиком Денисом Рахматуллиным они намерены сделать процесс покупки билетов на автобусы более выгодным для пассажиров и перевозчиков - с помощью чат-бота в Telegram. А пока борются с инертностью автовокзалов.

Очереди - самое неприятное

Впервые я задумался о проекте, когда еще был студентом. Я учился на специалиста по компьютерной безопасности в Саратове и раз в неделю-две ездил домой, в Балаково. Ехать нужно было на автобусе около 200 км, и с билетами всегда были проблемы. Один день они есть в кассе, другой – нет. Мне не нравилось тратить время на поездку за билетом, а самое неприятное – это были очереди.

Сначала ты добираешься до автовокзала, потом выстаиваешь в очереди, чтобы узнать, что рейса на нужный тебе день не будет и расписание в очередной раз поменялось. К тому же, купить заранее билет невозможно. Его можно только забронировать и заплатить еще дороже, чем он стоит, только за то, что ты гарантируешь, что поедешь, а, значит, автобус будет полон.

Я понял, что с этим нужно что-то делать, чтобы у всех пассажиров были более цивилизованные и комфортные условия для поездок на далекие расстояния. Мы с другом начали изучать рынок, смотреть, что есть в этом направлении в России и в мире. На тот момент в нашей стране крупных сервисов по продаже билетов на автобусы не было.

Автовокзалы без изменений

В 2016 г. я прошел заочный отбор в бизнес-инкубатор ИТ-парка Казани, где мне помогли сформировать продукт по-новому. Я увидел, над чем нужно работать, как можно улучшить сервис.

Мы зарабатываем на комиссиях с перевозчиков, поэтому получается, что мы прямые конкуренты для автовокзалов. Наша наценка составляет примерно 10%. Наценка автовокзалов на билеты – 15%-20%.

Компания стремится к тому, чтобы билет в интернете стоил столько же, сколько он стоит в кассе. Но пока это невозможно. Автовокзалы, которые к нам подключены, никогда не идут на то, чтобы снижать комиссию. Когда ты к ним приходишь, они хотят, чтобы ты, как минимум, еще им «накидывал» сверху. Ведь они живут на комиссии.

С автовокзалами сложно разговаривать, потому что по большей части это государственные структуры. Для них важны доходы, но они получают значительную часть субсидий от государства. Внедрение новых вещей для них – не самое главное. Им сложнее начать что-то внедрять, чем не внедрять вообще.

Перевозчики более лояльно относятся к нам и охотнее идут на контакт. Проблема в достоверности данных. Мы с этим ничего поделать не можем. Конечно, компания пытается актуализировать данные, но это то, что попадает к нам в готовом варианте от автовокзалов. Человек у нас никогда не купит билет на рейс, которого нет.

До тех пор, пока какая-то компания не придумает, как все данные актуально объединить, ситуация будет запутанной. У самолетов все проще – есть общая система GDS, где видны все возможные рейсы на отдаленные промежутки времени. Нужно просто автоматизировать все данные.

Болезни растущего рынка

Рынок автобусных перевозок сейчас растет, потому что на него влияет экономическая ситуация в стране: не все могут покупать билеты на поезда, тем более, авиабилеты. Автобусы – это такой вид транспорта, который в России всегда будет нужен. Есть регионы, куда самолеты вообще не летают. Но на этот рынок очень сильно влияет качество дорог, качество самих автобусов. Очень много факторов, которые нужно учитывать.

Это и отсутствие единой базы по рейсам, билетам, и неготовность автовокзалов работать с ИТ-сегментом, и низкая заинтересованность перевозчиков. Кроме того, люди в нашей стране еще не привыкли покупать билеты на автобусы в интернете.

Потребуется какое-то время, чтобы привить лояльность к таким покупкам в стране. Мы даже решили перечислять 5% от стоимости купленных у PassToBus билетов в благотворительный фонд «Альпари», чтобы доказать, что все честно, и деньги пассажира никуда не деваются.

Я считаю, что на данный момент на российском рынке нет какого-то одного сильного конкурента. Все продают одно и то же, просто кто-то делает это лучше, кто-то хуже. У всех подобных сервисов охват примерно одинаковый - конечно, все говорят, что они продают билеты по всей стране, но это не так. Компании продают и перепродают рейсы друг другу. Мы чьи-то перепродаем, кто-то наши перепродает. Это замкнутая цепочка.

Поделить на троих

Мы хотим поделив рынок с другими крупными игроками - TakeBus.ru, Busfor.ru, и мы уверены, что это нам удастся за счет актуальных данных и правдивой информации. По нашим оценкам, рынок покупки билетов на автобусы онлайн на данный момент аккумулирует около 90 млрд руб..

Человек, покупая у нас билет, знает, что он гарантировано уедет. Наше преимущество – работа с клиентами через чат-бота в Telegram, который помогает купить билет, не выходя из мессенджера.

Сейчас мы охватываем 500 городов, в основном, это европейская часть России. Нам нужна где-то пара месяцев для того, чтобы подключить большую часть Татарстана. Надеемся полностью подключить к системе республику за первый квартал следующего года.

Татарстан лидирует по качеству дорог, Москва – по объемам поездок. Сейчас PassToBus нужны инвестиции для того, чтобы работать с перевозчиками, развивать платформу со стороны качества, привлекать тех пассажиров, которые хотели бы покупать онлайн, но не покупают, по каким-либо причинам.

Если все удастся, то будем масштабировать это на другие регионы.

 

Карина Каримова