Меню

Как елабужский школьник запустил венчурный фонд

11-классник Денис Шелестов из Альметьевска и казанский предприниматель Рамиль Ибрагимов создали микровенчурный фонд «Шелест Ventures» объёмом в 1 млн руб. для инвестиций в стартапы школьников.

Сам Денис Шелестов уже создал несколько технологических проектов, которые позволяют ему зарабатывать. Юный предприниматель рассказал, как всё начиналось и почему школьное предпринимательство перспективно.
 
Детский бизнес
 
Первый сайт я сделал в семь лет на конструкторе с телефона. У мамы был телефон, и с него можно было скачивать игры через интернет. Я подумал, почему бы не сделать свой сайт? Наткнулся на конструктор и сделал простенький сайт, где можно было скачать одну игру, картинку и песню. Тогда я хотел сделать ресурс, где люди обменивались бы и другими данными, но знаний не хватало и я это забросил.
 
В девять лет я торговал мороженым. Когда мы ездили с родителями на дачу, я заметил, что по дороге есть молочный завод и там мороженое очень дешёвое. Тогда во мне проснулась, как сейчас говорят, предпринимательская жилка: мне захотелось продавать мороженое подороже там, где его купить в принципе нельзя, в нашем посёлке. Первые дни я просто сидел и продавал, потом объездил на велосипеде весь дачный посёлок, а потом уже все знали, что мороженое продаётся у меня. А к тем, кто не знал, ездили мои друзья и предлагали купить мороженое. За первый месяц я заработал 9000 рублей чистой прибыли. Я покупал за 3 рубля, а продавал за 15-25 рублей. Чувствуете, какая маржа? Два лета подряд это продолжалось, а на третий год молокозавод уже закрылся и мороженое стало невыгодно продавать. Я заработал около 20 000 рублей, потратил на телефон.
 
Когда мне было 10, я пытался изучать программирование. К 12 годам я стал понимать, что такое вёрстка сайтов. В 14 лет я уже нормально программировал на трёх языках (php, Python, C++). У меня была мечта создать свою социальную сеть. Сейчас это можно минут за десять сделать, но тогда знаний не хватало. Я всё самостоятельно изучал, единственный раз, когда мне кто-то помогал, это было лет в 10-11: я в Уфе ходил в кружок радиоэлектроники. Там я изучал программирование роботов, но оно было абстрактное.
 

Интернет-проекты

 
В 16 лет я создал социальную сеть Bcontester для школьников, которые решают олимпиадные задачи, делятся ими, дружат, создают команды. До этого я делал разные прикольные вещи вроде сайтов новостей, но никак их не развивал. C этим проектом я прошёл в бизнес-инкубатор Челнинского IT-парка, начал искать монетизацию и не нашёл. Зато придумал другой сервис со схожей структурой — всемирный рейтинг программистов Willdev. Он работает в двух сегментах. B2C для программистов — бесплатно, там разработчики проверяют свои навыки на задачках и соревнуются в рейтинге. B2B — для компаний, там мы продаём резюме разработчиков, они платят 10% от годовой зарплаты программиста.
 
За первый месяц сервисом воспользовалось более 700 программистов, а я представил свой проект на Kazan Startup Week и получил инвестиции $50 000 от бизнес-ангела Алексея Карлова. На самом деле мы с ним договорились даже раньше, я случайно нашёл в интернете мероприятие, где питчились стартаперы, подал заявку и рассказал о себе. Там были в основном взрослые, я был единственным школьником. Сейчас над Willdev работают ещё три человека, они все школьники: двое ребят из Нижнекамска, один из Салавата.
 

Я планирую продать Willdev за $10 млн.

 
Сейчас там 58 000 программистов и около 100 компаний, а продать можно, когда там будет миллион программистов (при этом посещаемость сайта — 3600 просмотров в месяц, по данным Similarweb. — прим. ред.). Думаю, на это понадобится пара лет. Мы используем таргетированную рекламу и не водим на наш сайт людей, которые ничего не понимают в программировании. Ещё есть партнёры — сообщество «Типичный программист», HackDay.
 
Ещё у меня с другом есть проект «Удобный дизайн» с мелкими заказами на дизайн и интернет-магазин игровых сувениров AmanMarket.com, где я занимаюсь технической частью. Есть сервис автопостинга из социальных сетей, подписка на него стоит от 450 до 3000 рублей в месяц.
 
Пару лет я занимаюсь разработкой на заказ. У меня есть личный сайт, на который люди приходят с Willdev и предлагают работу. Последний раз я писал софт для одного сервиса из Чехии, чтобы помочь ему продвигаться в Periscope. Если сейчас зайти на мой Periscope, там будет 10 млн лайков и 3000 подписчиков. Мне приходит около четырех-пяти заявок в месяц от людей, которых я никогда не знал. В январе я заключил договор с Айнуром Абдулнасыровым (основатель проектов LinguaLeo и Level90. — прим. ред.), занимаюсь разработкой в Level90. Недавно я вошёл в состав стартапа Turborender как ведущий разработчик.
 

Школьное предпринимательство

 
Сейчас я в школьном онлайн-технопарке «Дай 5» в Альметьевске преподаю разработку Telegram-ботов. Там учатся технологическому предпринимательству 5000 школьников. Больше тысячи из них придумали свои проекты. В технопарке я познакомился с Рамилем Ибрагимовым, и появилась идея: почему бы не вложить в школьников деньги? Так появился фонд «Шелест Ventures». Сейчас мы уже проинвестировали в проект для активного отдыха «Впи-ска.рф» и сервис медицинских услуг LaxMed. Всего мы сможем инвестировать в 20 проектов по 50 000 руб., пока речь идёт только о проектах «Дай 5».
 

Школьное предпринимательство очень перспективно, у школьников мозги ничем не забиты и у них нет негативного опыта. Если их начать воспринимать серьёзно, они начинают делать удивительные вещи.

 
Самое классное, когда школьники делают для школьников. Знаете, почему Павел Дуров, когда создавал «ВКонтакте», добился такого успеха? Он копировал Facebook и смотрел на него глазами школьника. Он чётко понимал, что школьникам не нужен сложный интерфейс.
 
Я не хочу работать на кого-то, даже работа в Turborender и Level90 — это просто интересное хобби. В вуз я не очень хочу идти, хочу свою дорогу. Вы смотрели фильм «Мальчишник в Вегасе»? Примерно так живут крутые стартаперы. Это не тупые тусовки, а постоянная движуха. Каждый день ты меняешь мир. Они в фильме, конечно, не меняли мир, потому что просто отдыхали. А когда ты стартапер, ты одновременно работаешь и отдыхаешь. И когда ты получаешь какой-то успех, больше и больше хочешь развиваться. Так что я очевидно хочу быть предпринимателем.