Планы КАМАЗа по запуску в производство нового долгожданного модельного ряда грузовиков обретают очертания – предприятие выбирает инжиниринговую компанию.
Одним из вероятных претендентов является французский концерн Fives, с которым у КАМАЗа многолетняя история сотрудничества.
Инвестиции КАМАЗа в обновление нового модельного ряда в период до 2020 г. составят 62 млрд руб., из них 5 млрд руб. будут вложены до конца года. По словам руководителя проекта реинжиниринга производства "КАМАЗа" Ханса Петера МОЗЕРА, оно должно начать работу в первом квартале 2016 г.
"Производство будет включать в себя такие процессы как штамповка, сварка, сборка рамы, шасси и окончательная сборка автомобилей. Это будет первый этап программы реинжиниринга, который продлится до 2020 г.", - приведены слова г-на Мозера в корпоративной газете.
В результате КАМАЗ должен получить новый завод с конкурентоспособными процессами, что обеспечит предприятию большую устойчивость на рынке. Новые автомобили, говорят в компании, не уступают по свойствам иностранным конкурентам.
Несколько машин нового модельного ряда КАМАЗ представил в сентябре на выставке Comtrans-2013. В их числе оказался магистральный тягач "КАМАЗ-5490", выпуск которого начался первого октября, за два года разработки компания инвестировала в него 6 млрд руб. Автомобиль стал первым для "КАМАЗа", в котором применили компоненты Daimler, также это первый грузовик, оснащенный новой кабиной.
Она стала предметом долгих обсуждений – на встрече с представителями оборонной и оружейной промышленности, прошедшей в сентябре, Владимир ПУТИН поинтересовался у гендиректора КАМАЗа Сергея КОГОГИНА, когда презентованная два года назад кабина выйдет в производство. По словам президента РФ, ее производители сельхозпродукции ждали слишком долго. В ответ на это с 1 октября производство "КАМАЗ-5490" поставили на серийный поток, в 2013 г. количество выпущенных тягачей должно приблизиться к сотне.
Однако пока КАМАЗ инвестирует в будущее и намеревается реализовать стратегические планы, настоящее у компании менее радужное. По данным отчета предприятия по РСБУ, за три квартала 2013 г. выручка компании снизилась на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. В цифровом эквиваленте это составило почти 5 млрд руб. Прибыль также упала на 23,4% по сравнению с 2012 г. и составила 2,53 млрд руб. При этом краткосрочные кредиты компании выросли на 6,7 млрд руб., в том числе в связи с гигантскими инвестзатратами компании. 23 октября также стало известно, что «КАМАЗ» ищет дополнительной финансирование и планирует в 2014-2016 гг. разместить десятилетние облигации на 35 млрд руб. – окончательно решение будет принято в ближайшие 4 месяца, сообщает «Интерфакс».
Спад продаж и прибыли связан, в том числе, со вступлением России в ВТО и повышением числа конкурентов на рынке. Несмотря на сокращение продаж грузовой техники в России в первом квартале 2013 г. (данные компании «АСМ-Холдинг»), иностранные игроки продолжают развивать свое производство на территории страны – в частности, на стадии расширения производства находится один из крупнейших мировых изготовителей грузовиков и автобусов шведская компания Scania.
Тем не менее, эксперты уверены, что КАМАЗ удержит лидирующие позиции в своем сегменте.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ: «КАМАЗ все равно лидирует и по числу проданных машин за всю свою историю, и по степени узнаваемости марки среди потребителей, и по уровню организации послепродажного сервиса и снабжения запчастями и комплектующими. Реинжиниринг части процессов поспособствует укреплению позиций компании не только в России, но и на мировом рынке».
Аналитик МФХ FIBO Group Василий ЯКИМКИН считает, что с запуском новой линии обеспечить выпуск в 80 тыс. автомобилей, что предполагается стратегией развития КАМАЗа до 2020 г., не составит труда.
Выручка по МСФО для КАМАЗа должна увеличиться до 350 млрд руб. (117 млрд руб. в 2012 г.). Об осуществимости планов компании говорит и аналитик Инвесткафе Андрей ШЕНК, отмечая, однако, что спрогнозировать спрос на технику к 2020 г. довольно трудно.
Потенциальный выбор партнера в качестве реинжениринговой компании эксперты одобряют. История отношений между «КАМАЗом» и Fives (ФИВ) началась в самом начале строительства автозавода - в 1973-1974 гг. французская компания CFC (Compagnie Française de Convoyage), вошедшая в 90-х годах в состав группы Fives, поставила на «КАМАЗ» конвейеры для линии сборки двигателей, покрасочного цеха и цеха сборки коробок передач протяженностью около 45 км, а также испытательные стенды для двигателей и гидравлические роботы. После сотрудничество продолжилось после трагического пожара на заводе двигателей в 1993 г., а также в1998 г. В России Fives работала также с «АВТОВАЗом», «Казаньоргсинтезом», заводами GM и Toyota в Санкт-Петербурге, Peugeot-Citroen-Mitsubishi и Volvo Trucks в Калуге.
Подробности возможного сотрудничества «КАМАЗа» и Fives не раскрываются, но по составу делегации, которая летом приезжала в Татарстан для обсуждения реинжиниринга производства, аналитик МФХ FIBO Group делает вывод, обсуждались важные вопросы и планы на миллиарды долларов.